ISSN 2073-1426
Языки: ru · en

ВЕСТНИК КОСТРОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ. СОЦИОКИНЕТИКА

РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСНОВАНИЙ СОДЕРЖАНИЯ РОССИЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ВЫБОРКЕ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) (2024)

Автором статьи представлены результаты апробации разработанной им методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования». Обоснование авторской методики проводилось на выборке студентов Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского. Методика разрабатывалась с целью выявления особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания российского педагогического образования. Основаниями для методики стали перечисленные в Указе Президента РФ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» от 9 ноября 2022 года традиционные ценности, также список универсальных компетенций, представленный в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата ФГОС ВО, и результаты предварительного эмпирического исследования автора по выявлению значимых ценностей и ценностных установок у студентов в период обучения в педагогическом вузе. Представленные в статье результаты апробации методики автора доказали ее валидность и надежность. Описание результатов апробации показало высокую степень согласованности шкал методик (апробированной методики «Методика определения особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования» и методики «Диагностика реальной структуры ценностной ориентации личности» С.С. Бубновой). При этом выявленная содержательная согласованность в ответах студентов даже выше, чем по выборке преподавателей, то есть студенты уже сейчас учатся по программам, которые ориентированы на профессиональные педагогические ценности, они у студентов более четко представлены в ценностно-мотивационной структуре профессиональной деятельности по сравнению с преподавателями.

The author of the article presents the results of testing the methodology he developed, “Methodology for determining the features of the development of value-semantic foundations of the content of pedagogical education.” The substantiation of the author’s methodology was carried out on a sample of students from the Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky. The methodology was developed with the aim of identifying the peculiarities of the development of the value-semantic foundations of the content of Russian pedagogical education. The basis for the methodology was the traditional values listed in the Decree of the President of the Russian Federation “On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values” dated November 9, 2022, as well as the list of universal competencies presented in the requirements for the results of mastering the undergraduate program of the Federal State Educational Standard for Higher Education, and the results of the author’s preliminary empirical study to identify significant values and value attitudes among students during their studies at a pedagogical university. The results of testing the author’s methodology presented in the article proved its validity and reliability. The description of the testing results showed a high degree of consistency between the scales of the methods (the tested method “Methodology for determining the features of the development of value-semantic foundations of the content of pedagogical education” and the method “Diagnostics of the real structure of a person’s value orientation” by S.S. Bubnova). At the same time, the revealed substantive consistency in the students’ answers is even higher than in the sample of teachers, that is, students are already studying in programs that are focused on professional pedagogical values; students have them more clearly represented in the value-motivational structure of professional activity compared to teachers.

Тип: Статья
Автор (ы): Ходырев Александр Михайлович
Ключевые фразы: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПИЛОТАЖНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, СТУДЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА, АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Префикс DOI
10.34216/2073-1426-2024-30-1-5-14
eLIBRARY ID
67889523
Текстовый фрагмент статьи