ISSN 2312-2129
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

РАЗВИТИЕ ИКОНОГРАФИИ МЕСМЕРИЧЕСКОГО СЕАНСА В ИСКУССТВЕ ФРАНЦИИ КОНЦА XIX ВЕКА (2023)

В конце XIX в. во Франции появляется большое количество критических и теоретических текстов по искусству, в основу которых была положена паранаучная теория месмеризм: так, в журнале «Новая иконография Сальпетриер», посвящённом репрезентациям патологий в искусстве, медики написали цикл искусствоведческих статей, посвященных гравюрам с месмерическим сеансом. В теоретической работе об истерии Поль Рише и Анри Меж сформулировали идею проформ, которая предвосхитила «формулу пафоса» Аби Варбурга. Медики считали, что определенные визуальные образы мигрируют в истории искусства и становятся «эмфатическими». В результате этих публикаций визуализация патологий проникла и закрепилась в искусстве второй половины XIX в. Симптом превратился в знак, который нужно прочитать, тем самым, визуальность становилась главной в интерпретации, что позволило вывести жесты и позы из поля изобразительного искусства в пространственное: эмфатические жесты сформировали протоперформативные практики, разыгрывавшиеся в театре, кабаре и кафе-концертах. Выбранная тема открывает перспективы для анализа и пересмотра ряда тем и образов в искусстве и культуре: трикстера гипнотизера или фокусника и гипнотических сеансов.

Тип: Статья
Автор (ы): Мартынова Дарья Олеговна
Ключевые фразы: ИСКУССТВО ФРАНЦИИ, МЕСМЕРИЗМ, ЖАН-МАРТЕН ШАРКО, АБИ ВАРБУРГ, ПРИНЦИП ВИЗУАЛЬНОЙ АНАЛОГИИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.011. Эстетический вкус и социальное значение искусства
Текстовый фрагмент статьи