ISSN 2312-2129
Язык: ru

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИСКУССТВА

ИКОНА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА ИЗ БЕЛОЗЕРСКА И ЕЕ МЕСТО В ИСТОРИИ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII ВЕКА (2023)

Храмовая икона апостолов Петра и Павла, обнаруженная в 1926 г. в иконостасе одноименной церкви в Белозерске и поступившая в ГРМ из московских Центральных реставрационных мастерских в 1934 г., судя по описанному в источниках драгоценному убору, была почитаемым городским образом. В кратких упоминаниях неизменно отмечается традиционность ее иконографии, якобы повторившей произведение XI в. из Софийского собора Новгорода. Между тем это уникальный пример фронтального изображения двух апостолов с почти зеркальными позами и жестами. Икона отступает от византийской схемы, нередко располагавшей Павла по правую руку Христа, но главное, представлявшей фигуры развернутыми друг другу в молении Спасителю. На наш взгляд, столь устойчивая композиция сложилась в результате выделения ядра сцены передачи Закона или ключей - Traditio legis или Traditio clavium. В случае с иконой из Белозерска подчеркнутая фронтальность святых отвечала поискам русского искусства XIII в. в обретении открытого, обращенного к предстоящему молитвенного образа и соответствовала представлению о триумфальной незыблемости святых, столь свойственному этой эпохе. В основе композиции лежит идея цельности парного портрета, получившего особое распространение в отечественной иконописи, - ёмкого образа миропорядка и духовного братства. Впоследствии иконография прямоличных Петра и Павла известна по единичным примерам, скорее всего, повторявшим прославленные святыни, в том числе белозерский памятник. Произведение традиционно датируют в широких границах конца XII - середины XIII столетия, хотя стилистические особенности позволяют отнести его к 1220-м гг. Так же неопределенны мнения относительно атрибуции живописи и идентификации художественного центра. Начиная с В. Н. Лазарева большинство исследователей, в том числе Э. С. Смирнова и Г. С. Колпакова, связывали создание иконы с Новгородом. В. И. Антонова и А. А. Рыбаков, а в последнее время Л. И. Лифшиц, считали произведение близким ростово-ярославскому кругу памятников. Однако образный строй, колорит и своеобразные приемы письма находят параллели в иконе «Успение» из Десятинного монастыря в Новгороде и в изображениях пророков на полях «Богоматери Белозерской», что позволяет считать памятник новгородским.

Тип: Статья
Автор (ы): ШАЛИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Ключевые фразы: икона, АПОСТОЛЫ ПЕТР И ПАВЕЛ, ИКОНОГРАФИЯ, ДРЕВНЕРУССКАЯ ЖИВОПИСЬ, ВИЗАНТИЙСКАЯ И РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 13 ВЕКА, БЕЛОЗЕРСК, Новгород, РОСТОВ, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
75.03. История живописи. Творческие методы, направления, стили и влияния
Текстовый фрагмент статьи