В последнее время актуализировалась проблема применения машиноцентрического концепта в целях определения авторства на результат, созданный с помощью технологий искусственного интеллекта. На основе анализа правовой доктрины автор приходит к выводу о том, что машиноцентрический концепт не соотносится с теоретическими обоснованиями авторского права, так как все теоретические обоснования авторских прав относятся к конкретному субъекту - автору-человеку. Также автор анализирует последнюю судебную практику в рассматриваемой сфере. В заключении автор работы приходит к выводу, что анализируемые теоретические и практические аспекты позволяют выявить в большей степени отрицательный подход к решению вопроса о том, может ли в качестве автора результата быть названа система искусственного интеллекта. Автор видит возможность закрепления прав на результаты, созданные с помощью технологий, при условии формирования новых теоретических обоснований. В частности, ответом на данный запрос может быть антропоцентрическая концепция, предполагающая возможность использования технологий в качестве инструмента человека.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Подавляющее расширение применения технологий искусственного интеллекта ставит задачу перед законодательными органами по совершенствованию правового регулирования. Согласно исследованию Минэкономразвития и ВШЭ в России в группу технологий искусственного интеллекта входит: компьютерное зрение, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальные системы поддержки принятия решений и перспективные методы в области1. Искусственный интеллект активно используется в сферах, считающимися творческими, а именно создание музыки, изображений и даже изобретений. Например, с 2016 года появились ряд программ для ЭВМ, позволяющих по словесному описанию, либо посредством загрузки собственных изображений создать новые изображения, такие как NightCafe, Open AI, Deep Dream Generator, Artbreeder, DeepAI и др. Дальнейшее стимулирование развития технологий искусственного интеллекта невозможно представить без решения вопроса относительно правового режима результатов, создаваемых с помощью данных технологий. Краеугольным камнем является вопрос признания авторства на результаты, созданные с помощью систем искусственного интеллекта.
Список литературы
1. Морхат П. М. Правосубъектность искусственного интеллекта в сфере права интеллектуальной собственности: гражданско-правовые проблемы //Дис.… д-ра юрид. наук. М. - 2018. 420 c.
Morkhat P. M. The legal personality of artificial intelligence in the field of intellectual property law: civil law problems //Dis…. Dr. yurid. M. - 2018. 420 p.
2. Ивлиев Г. П., Егорова М. А. Юридическая проблематика правового статуса искусственного интеллекта и продуктов, созданных системами искусственного интеллекта //Журнал российского права. - 2022. - №. 6. - С. 32-46. EDN: ANAGTU
Ivliev G. P., Egorova M. A. Legal problems of the legal status of artificial intelligence and products created by artificial intelligence systems //Journal of Russian Law. - 2022. - No. 6. - P. 32-46. EDN: ANAGTU
3. Abbott R. I think, therefore I invent: creative computers and the future of patent law // BCL Rev. - 2016. - Т. 57. - С. 1079.
Abbott R. I think, therefore I invent: creative computers and the future of patent law // BCLC Rev. - 2016. - Vol. 57. - p. 1079.
4. Витко В. Анализ научных представлений об авторе и правах на результаты деятельности искусственного интеллекта // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2019. № 3. C. 5-22. EDN: JSFBCE
Vitko V. Analysis of scientific ideas about the author and the rights to the results of artificial intelligence // Intellectual property. Copyright and related rights. 2019. № 3. P. 5-22. EDN: JSFBCE
5. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 3. М., 1988.
Locke J. Two Treatises on government // Locke J. Essays: In 3 vols. 3. M., 1988.
6. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - DirectMEDIA, 1998.
Bentham I. Introduction to the foundations of morality and legislation. - DirectMEDIA, 1998.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются отдельные случаи и проблемы взыскания имущества и других активов лиц, ранее контролирующих деятельность кредитных организаций (банков) и привлеченных к ответственности за убытки, причиненные банкам по их вине. Особое внимание уделено анализу существующих механизмов взыскания имущества, находящегося за рубежом, включая поиск такого имущества, направление судебных запросов и исполнение судебных решений в других государствах. Кроме того, рассмотрены проблемы взаимодействия по теме с так называемыми «недружественными государствами» в обстановке международных санкций и ограничений.
Предметом настоящего исследования стали нормы российского финансового законодательства и научные источники, содержащие в себе сведения позволяющие определить формы и направления поведенческого надзора Банка России, в частности, по защите прав потребителей финансовых услуг. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении банковского надзора и поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации. Автор подробно рассматривает формы поведенческого надзора Центрального Банка Российской Федерации, а также анализирует одно из направлений их реализации это защита прав потребителей финансовых услуг. Особое внимание уделяется, формам поведенческого надзора и как они реализуются по направлению защиты прав потребителей финансовых услуг. Основные выводы проведенного исследования - это установление из совокупности доктринальных взглядов и эмпирического опыта классификации форм и направлений поведенческого надзора Банка России. Новизна исследования заключается в том, что ранее до автора тема форм и направлений поведенческого надзора Банка России конкретно не рассматривалась. Автор предпринимает попытку определить классификацию форм и направлений явления, заявленного в теме статьи.
В статье рассматриваются вопросы законодательной регламентации правовых категориях, характеризующие преступления, совершаемые в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд. Анализируется законодательство, регламентирующее сферу закупок и механизмы уголовно-правовой охраны. Целью исследования является выявление и анализ особенностей правовой регламентации таких понятий как «закупка», «контрактная система» и другие. Это необходимо для определения основных направлений развития российской системы законодательства. Вывод. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что использование в уголовно-правовой норме специальных понятий отраслевого законодательства или терминов широкого толкования без учета их специфики и унификации для целей уголовного законодательства создает понятийную неопределенность. Не является исключением для данного утверждения и действующий механизм уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственных и муниципальных закупок, что отражается в подходе к определению объективных и субъективных признаков составов таких преступлений.
Современное понимание противоправного физического насилия требует правового анализа для определения форм его проявления, и их особенностей. Анализ проведен в рамках рассмотрения правонарушения «Побои», предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ). Научные представления и судебная практика послужили основанием определения признаков побоев и иных насильственных действий, как административного деликта. Кроме того, был сделан вывод о единственно возможном способе совершения правонарушения данной категории, установлены причины нанесения побоев, что указывает на их отличительные особенности от побоев как преступления, предусмотренного ст. 116 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемы конституционно-правового регулирования права собственности в России. Анализируется действующее законодательство, регламентирующее правовой статус различных форм собственности. Целью исследования является выявление основных тенденций и особенностей регулирования данного права в отечественном законодательстве и наиболее значимых положений, определяющих положение собственности в правовой системе, роль права собственности и различия между его субъектами. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что закрепленная Конституцией РФ равная защита всех форм собственности в юридическом смысле не может быть реализована ввиду расширения перечня объектов государственной и муниципальной собственности в сравнении с частной, а также отличий в способах приобретения прав собственности в зависимости от субъекта. Выявляются различия в правовом статусе публичного и частного собственника. Раскрывается возможность ограничения права частной собственности в случаях, предусмотренных законодательством. Выделяется интеллектуальная собственность в качестве отдельной категории, не входящей в систему имущественных прав вследствие особенностей в форме ее существования и правомочиях субъектов.
Цель исследования. В статье рассматриваются правовые проблемы функционирования сферы и разработки механизмов в области охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью исследования является выведения путей решения возникающих проблем и дальнейшие перспективы развития национального законодательства и появления механизмов международного сотрудничества. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу о том, что правовое обеспечение охраны, сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия требует совершенствования документов стратегического планирования и механизмов их практической реализации. Генезис правового регулирования этих отношений свидетельствует о необходимости устранения пробелов и коллизий, существующих в национальном природоохранном законодательстве России и КНР. Проблема сохранения биологического разнообразия носит транасграничный характер, что обусловливает высокую степень значимости перспектив международного сотрудничества в данной области.
Цель исследования. Каждый год число потребляемых ресурсов растёт, следовательно, увеличивается и количество производимых отходов. Подобная проблема присуща не только для России, но и для всего мира в целом. В статье анализируются: концепция устойчивого развития, цели устойчивого развития, эффективность одного из индикаторов устойчивого развития - управления отходами, а также «мусорная» реформа. Цель исследования - выявить наличие или отсутствие эффективности управления отходами в Российской Федерации на сегодняшний день. Выводы. В результате исследования автор приходит к выводу о тесной взаимосвязи компонентов концепции устойчивого развития: экологического, социального и экономического. Эффективное управление отходами возможно только в случае сознательного снижения уровня потребления и применения экологичных технологий при переработке и утилизации отходов. Индикатор управления отходами адаптирован в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204. Одно из главных и крупных мероприятий по управлению отходами - проведение «мусорной» реформы. В рамках проведения реформы удалось добиться определённых показателей: повышение уровня сортировки твёрдых бытовых отходов, создание единой системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами.
Цель исследования. Поправки 2020 г. к Конституции нашей страны имеют важное значение. Их объем, характер, сущность свидетельствуют, с нашей точки зрения, фактически о новой редакции Основного закона РФ. Поправки в той или иной мере коснулись практически всех важнейших государственно-правовых институтов. Это в полной мере касается и такого из них как парламентаризм. И именно анализ здесь новшеств является целью данной статьи. Представлено прежде всего авторское лаконичное определение парламентаризма - верховенство парламента. Подчеркнуто, что отношение к данному институту в нашей стране было различно. Так, при социализма он фактически отрицался. Возрождение парламентаризма началось в 90-е годы прошлого века, что нашло свое наиболее яркое отражение в Конституции РФ 1993 г. В Поправкам к ней 2020 г. новшества касающиеся парламентаризма нашли свое выражение в первую очередь в положениях касающихся организации верховного народного представительства России - Федерального Собрания РФ, в особенности статуса его членов; функций отечественного парламента, и в первую очередь давно сложившегося контрольного полномочия; формирования ряда важнейших государственных органов. В центре внимания главный вопрос парламентаризма - взаимоотношения парламента и правительства. ВЫВОДЫ. Анализ Поправок 2020 г. к Конституции РФ свидетельствует о том, что парламентаризм есть и будет одним из главнейших институтов отечественной государственности. Он важнейший гарант обеспечения верховенства Федерального Собрания - парламента России. Поправки идут по пути повышения статуса парламентаризма, его совершенствования, и в первую очередь в сфере его контрольных полномочий. При подготовки статьи использованы прежде всего три основных научных метода исследования-догматический, исторический, сравнительный.
Цели исследования. Целью статьи является определение закономерностей в рамках эволюции налогообложения имущества в исторической ретроспективе. Особое внимание уделяется роли налога на имущества в механизме налогообложения в целом. Выводы. Правовая основа имущественного налогообложения фактически была сформирована лишь в XV-XVI веках. После формирования Московского централизованного государства роль имущественных налогов была превалирующей, так как земля рассматривалась как ключевая ценность. Проблемой обложения земли являлось отсутствие единой системы оценки в целях определения размера налогов. В свою очередь, результатом реформ Петра I можно выделить унификацию подходов в обложении имущества, уменьшающего возможность субъективизма. Механизм взимания налогов на имущество вплоть до советского периода предполагал значительную роль местных органов власти, в полномочия которых входило определение характеристик конкретного имущества в целях его обложения. Установление правового регулирования налогообложения имущества пришлось на XIX век. Именно в данный исторический период произошло разделение движимого и недвижимого имущества, законодательно урегулированы все элементы налогообложения, а также определены льготы при уплате налогов на имущество, закреплена налоговая база, зависящая от ценности земли. Наблюдается взаимосвязь видов налогообложения доходов и имущества, используемых при этом принципов подворовых, подушных, подоходных, поимущественных. Применяемая в XX веке система налогов на имущество не отличалась стройностью и последовательностью, что объясняется достаточно существенными изменениями в государственной политике (например, при переходе от новой экономической политике к коллективизации и индустриализации). Кроме того, налоги на имущество утрачивали свое экономическое значение при сосредоточении всех материальных ресурсов в руках государства.
Технологическая революция и ее социальные последствия к настоящему времени исследуются в основном в парадигме философии, истории, социологии. Однако в юридической науке до сих пор не выработано системного взгляда на значение, проблемы и перспективы влияния технологического развития общества на процессы правового регулирования общественных отношений, влияние технологической революции на правосознание, правовую систему, структурные элементы права, вследствие чего для данной отрасли научного познания проблематика технологической революции сохраняет новизну. Целью настоящей статьи является исследование технологической революции как явления, оказывающего непосредственное влияние на развитие права, анализ причин, последствий, сущности и прогрессивных сторон технологической революции. По результатам проведённого исследования автор приходит к выводу о том, что на современном этапе технологическая революция, оказывая всеохватывающее воздействие на правовые институты, выступает ведущим правообразующим фактором, а в контексте юридической науки данное явление может выступать предметом юридических исследований.
Целью статьи является изучение недостатков нормативно-правовой базы использования специфических автономных транспортных средств (роботов-доставщиков), несмотря на зрелость лежащей в их основе технологии. В качестве объекта исследования выступают общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, связанные с разработкой и эксплуатацией роботов-доставщиков с автономным управлением. При этом предметом исследования являются нормативные правовые акты, лежащие в основе разработки и функционирования автономных беспилотных роботов. В рамках методологии исследования с использованием сравнительно-правового метода осуществлен анализ основных этапов развития и становления технологий использования роботов-доставщиков. Особое внимание уделено изучению различных исследований по определению основных преимуществ использования автономных беспилотных роботов. Роботы-доставщики с автономным управлением разрабатываются во всем мире, и первые прототипы тестируются уже в России. Автоматические доставщики также используются в Германии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки (США), где они обеспечивают многообещающее решение проблемы непосредственной доставки потребителю товаров, которую принято называть доставкой «последней мили». Связанные с этим вопросы регулирования простираются от защиты данных и ответственности за совершение правонарушений до таких обыденных областей, как правила дорожного движения, которые должен учитывать поставщик логистических услуг.
Цель статьи заключается в концептуальном анализе подходов в российском антитеррористическом законодательстве к минимизации последствий терактов и иных проявлений терроризма и теоретическое обоснование авторского правового понятия контртеррористической операции. В результате исследования выявлена коллизия в законодательстве между ограниченным содержанием легального понятия и другими нормами российского законодательства о противодействии терроризму. Теоретически обоснована и аргументирована необходимость внесения изменений в законодательное определение контртеррористической операции для устранения неопределенности в праве в части расширения условий проведения деятельности по минимизации последствий.
Цель исследования. В данной статье исследуется проблема развития государственного суверенитета в контексте господствующей ныне идеологии неолиберализма. Дело в том, что в этой парадигме государственный суверенитет рассматривается как рудимент прошлой системы международных отношений. Она не решает проблемы социальные, моральные и т. д., делит мировое сообщество на «золотой» и прочие миллиарды. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что в современном мире существует проблема укрепления государственного суверенитета, которая связана с негативным влиянием господствующей ныне неолиберальной идеологии на международные отношения. Впрочем, в настоящее время от укрепления и развития государственного суверенитета Российской Федерации зависит ее национальная безопасность. В настоящее время она находится под экономическими санкциями и в состоянии конфликтного взаимодействия с другими государствами.
Цель исследования. В данной статье исследуется проблема государственного суверенитета. Для этого анализируются особенности современных глобализационных процессов. Цель исследования - установить, что государственный суверенитет других стран сейчас целенаправленно разрушается в интересах Соединенных Штатов, используя такое явление современной политико-правовой жизни, как глобализация. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что стремление США к уничтожению государственного суверенитета других стран обусловлено их попытками сохранить свое мировое господство, которую они теряют. Однополярный мир становится многополярным. Специальная военная операция на Донбассе меняет современный мир в сторону осознания ценности государственного суверенитета как надежного инструмента против грабежа национального богатства стран, народов, доступа к их национальным ресурсам. В данной связи между государствами могут возникать конфликты с непредсказуемыми последствиями для человеческой цивилизации.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ЮР-ВАК
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119607, г. Москва, ул. Раменки, 21 / 282
- Юр. адрес
- 121069, г Москва, р-н Арбат, ул Поварская, д 23А, кв 21
- ФИО
- Ястребова Елена Владимировна (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______