В статье осуществляется оценка детерминант, обуславливающих социальную обусловленность и целесообразность введения в действующий Уголовный закон Российской Федерации ответственности по статье 2013 УК РФ - «Отказ или уклонение лица, подвергнутого административному наказанию, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу либо договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа». Автор проводит анализ нового состава преступления и формулирует выводы, определяющие необходимость и обоснованность введения уголовной ответственности за повторный акт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.29.2. КоАП РФ. Автор отмечает, что представленные изменения уголовного закона существенно ужесточают уголовную ответственность за рассматриваемые деяния, при условии совершения первичного административного правонарушения, что переводит наступившие последствия в форме применения юридической ответственности к виновному лицу из ряда применения административных санкций, в плоскость уголовных правоотношений, что также обусловлено новыми вызовами и угрозами, которые находят отражение в современных реалиях развития Российской Федерации.
Цель исследования. Целью исследования выступает изучение процесса конституционализации и его влияния на процессуальную форму наложения ареста на имущество в уголовном судопроизводстве. Предметом исследования является развитие данной процессуальной формы на протяжении более 21 года, начиная с принятия УПК РФ (2001 г.). Авторы статьи обращают внимание на изменения законодательства, связанные с развитием процессуальной формы наложения ареста на имущество, а также на его связь с конституционными принципами. Исследование показывает, что конституционализация играет важную роль в развитии процессуальной формы наложения ареста на имущество. Она способствует установлению правового порядка, ограничению власти и защите прав и свобод граждан. Конституционализация также способствует стабильности и предсказуемости правовой системы, что важно для создания справедливого и равноправного общества. Выводы. Конституционный Суд РФ играет ведущую роль в процессе конституционализации, тогда как реакция законодателя запаздывает, что негативно сказывается на регулировании процессуальных отношений. Конституционализация процессуальной формы ареста на имущество основана на конституционном принципе неприкосновенности собственности и других конституционных нормах. Это приводит к перераспределению полномочий от органа расследования к суду, что обеспечивает баланс между частноправовыми и публичными интересами. Уголовно-процессуальная форма ареста на имущество обеспечивает процессуальные гарантии материальных прав собственников и является средством защиты этих прав. В дальнейшем необходимо разработать порядок преобразования уголовного-процессуального ареста в обеспечительные меры в гражданском судопроизводстве, когда в этом возникает необходимость.
В юридической литературе проблемы теоретико-правового осмысления воздействия в уголовно-правовой сфере приобретают все большую актуальность, поскольку отсутствие легального толкования «уголовно-правового воздействия» вызывает множество дискуссии в научной среде относительно его места и роли в системе противодействия преступности и профилактике правонарушений. Уголовно-правовое воздействие выступает реакцией государства на акт совершения преступления и на преступность в целом, однако воздействие может оказываться и на законопослушных граждан. В этой связи можно говорить о том, что уголовно-правовое воздействие оказывает как негативное, так и позитивное влияние на личность. Обязательной составляющей уголовно-правового воздействия является профилактико-предупредительная деятельность, которая направлена на снижение негативного влияния факторов, способствующих развитию преступности в Российской Федерации. В настоящей статье анализируются сущность и содержание уголовно-правового воздействия, его цели и задачи, в результате чего автором формулируются сущностные характеристики исследуемой правовой категории. Рассматривается также субъектный состав воздействия в уголовно-правовой сфере, а также объект такого воздействия. Анализируя представленные в научной литературе точки зрения на рассматриваемые вопросы, автор не опровергает их, но при этом приводит объективные доводы в обоснование собственной позиции относительно теоретико-правового обоснования воздействия в уголовно-правовой сфере.
Рассматриваются обязанности полиции, предусмотренные второй главой проекта Устава Полицейского, разработанного комиссией сенатора А. А. Макарова (1906-1913 гг.). Они были направлены на обеспечение порядка и благочиния при проведении различных религиозных мероприятий, проводимых в храмах, молитвенных домах, а также территориях, прилегающих к ним. Показываются особенности такой деятельности при осуществлении крестных ходов, религиозных процессий, паломничеств, встреч и проводов святых икон и иных религиозных торжеств, а также наблюдений за колокольным звоном как средства оповещения верующих. Значительное место отводится сравнению с нормами Устава предупреждения и пресечения преступлений 1882 г., Уголовного Уложения 1903 г., итальянского закона 23 декабря 1888 г. об общественной безопасности, согласованного с уголовным уложением 1 января 1890 г, Федерального закона Российской Федерации «О полиции».
Оценочная экспертиза, как отдельный вид таможенной экспертизы, является важным инструментом, обеспечивающим реализацию процесса таможенного контроля. В статье рассмотрены проблемы регулирования оценочной деятельности таможенных органов в российском законодательстве. Автор статьи проводит сопоставление правовых и методических аспектов проведения «судебной оценочной экспертизы» и «таможенной оценочной экспертизы» в рамках проведение таможенного контроля. Также автор в статье рассматривает генезис, задачи и правовые проблемы оценочной экспертизы в таможенных органах. Это требуется для установления основных направлений развития оценочной экспертизы в российской системе. На основе проведенного анализа исследователь приходит к заключению о том, что в системе российского законодательства необходимо установить единые термины и определения и создать унифицированный понятийный аппарат для оценочной экспертизы в таможенных органах. Вместе с этим дополнить классификатор экспертных специализаций во всех подразделениях ЦЭКТУ новым видом таможенной экспертизы - «оценочная экспертиза» и разработать по аналогии федеральных стандартов оценки (ФСО) подробные инструкции путем определения рыночной стоимости товаров для экспертов-оценщиков в таможенных органах.
Цель исследования. В статье рассматриваются проблемные вопросы определения некоторых признаков организованной преступной группы. Анализируются факторы, позволяющие отличать формы организованной преступной группы от иных форм соучастия, и проводить надлежащую квалификацию преступлений, связанных с деятельность организованных преступных групп. Целью исследования является выявление сущностных признаков организованной и их определение, что имеет существенное значение для надлежащей квалификации. Выводы. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что в уголовном законе и судебной практике понятие организованной группы и преступного сообщества (преступной организации) отсутствует, в связи с чем целесообразно дать легальное определение указанным формам соучастия. Рассматривая вопросы количественного состава организованных преступных групп, автор полагает, что количество участников организованной группы должно быть не менее двух, а преступного сообщества (преступной организации) - не менее четырех. Исследуя понятие такого признака организованной преступной группы как устойчивость, автор полагает возможным понимать под таковым длительность существования соответствующего преступного объединения, обусловленного наличием стабильного взаимодействия его участников.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений в последние десятилетия приобретает новые, опасные признаки в связи с воздействием удаленных пользователей на массовое поведение подростков. Распространение «интернет-вируса спонтанных деструктивных субкультурных сообществ» мотивирует несовершеннолетних на совершение новых правонарушений и преступлений, подобающих криминальной идеологии, которая навязана виртуальными манипуляторами. В условиях современного геополитического положения Российской Федерации значительно повышается степень общественной опасности при вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений против общественной безопасности, общественного порядка, основ конституционного строя и безопасности государства. Цели научного исследования заключаются в анализе негативного влияния хаотичной горизонтальной системы интернет-воспитания на несовершеннолетних, делинквентного поведения как результата манипуляции массовым поведением, распространения «интернет-вируса спонтанных деструктивных субкультурных сообществ» среди несовершеннолетних, отдельных признаков криминологической, уголовно-правовой и криминалистической характеристик преступления, предусмотренного ст.150 УК РФ. Основные выводы по результатам исследования: проведен анализ закономерностей воспитания и формирования новых поколений несовершеннолетних и молодежи, последствий виртуального манипулирования массовым поведением и склонения несовершеннолетних к деструктивным поступкам. По результатам исследования сформулированы дополнения частями 5 и 6, которые необходимо внести в ст.150 УК РФ с обоснованием актуальной криминализации использования средств массовой информации, электронных или информационно-телекоммуникационных сетей в вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений, а также их вовлечения в преступления против общественной безопасности, общественного порядка, основ конституционного строя и безопасности государства.
Цели публикации - ознакомление с опытом уголовно-правовой борьбы с коррупцией в государствах ОДКБ. Выводы, полученные в ходе исследования. Результаты исследования показывают, что российскому законодателю полезно учесть в своей дальнейшей деятельности по разработке соответствующих нормативных актов об ответственности за коррупционное поведение положения уголовного законодательства других стран ОДКБ. Научное значение публикации заключается в подготовке авторами публикации ряда предложений по совершенствованию российского уголовного законодательства в сфере противодействия коррупции. Практическое значение публикации заключается в том, что приведенные в статье материалы могут быть использованы российским законодателем в дальнейшей работе по совершенствованию нормативной базы в сфере противодействия коррупции. Кроме того, идеи, изложенные в статье, полезны для учета в деятельности законодателя других стран ОДКБ.