Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
Идентификаторы и классификаторы
Основные тезисы технопессимистов сводятся к раскручиванию темы рисков и угроз для общества, а также к осмыслению отрицательного опыта безоглядной цифровизации образовательного пространства. Не ускользают от их внимания правовые и этические проблемы, порождаемые необходимостью накапливать и безопасно хранить большие объемы персональных данных об образовательных достижениях индивида, вторжением в сферу личностной мотивации и выбор образовательной траектории [18].
Список литературы
1. Полатайко С. В., Галимова А. М. Постиндустриальное общество и воздействие информационных потоков на качество жизни // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 2. С. 160-166. EDN: UNOLMJ
2. Джибилова Е. Г., Султанова Г. Д, Фидря Е. С. Концепты “цифрового рая” и “цифрового ада” в отечественной и иностранной научно-популярной информационной повестке // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2. С. 54-59. DOI: 10.24158/tipor.2023.2.6 EDN: KIFSFA
3. Лисичкин В. А., Вирин М. М. Информационное общество как политическая футурология // Ineternum. 2010. № 1 (2). С. 8-25. EDN: MUTNKF
4. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.
5. Фукуяма Ф. Конец истории или последний человек. М.: ACT: Полиграфиздат, 2010. 588 с.
6. Иноземцев В. Л. Расколотая цивилизация. Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции. М.: Наука, 1999. 703 с.
7. Образование 2030: Результаты первого этапа российского форсайта. URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2010_12_06-16_32_35_1.pdf (дата обращения: 09.08.2023).
8. Лукша П. Связывая образовательную систему, рынки труда и инновационную экономику: результаты форсайта Компетенции - 2030. URL: http://profitcon.ru/matetials/28032013/Peskov-D-N-Obrazovatelnaia-sistema-rynki-truda-i-innovatcionnaia-ekonomika-forsait-Kompetentcii-2030.pdf (дата обращения: 07.08.2023).
9. Брызгалина Е. В., Алексеева Д. А., Дряева Э. Д. Цифровые трансформации педагогики: опыт повышения квалификации // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 5. С. 161-167. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-161-167 EDN: ZZODCK
10. Новиков С. Г. Онлайн-образование в контексте стратегии опережающего развития // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2020. № 10 (153). С. 4-8. EDN: JQJFHQ
11. Евзрезов, Д. В. “Образование 2030” - вызов системе образования. 1. Форсайт образования - план создания “людей одной кнопки”? / Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2(18). - С. 118-132. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.11 EDN: SATYQH
12. Евзрезов, Д. В. “Образование 2030” - вызов системе образования. 2. Форсайт образования - смена модели детства? / Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2(18). - С. 133-149. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.12 EDN: SATYQR
13. Евзрезов, Д. В. “Образование 2030” - вызов системе образования. 3. Смена государственного образования на частное элитарное / Д. В. Евзрезов, Б. О. Майер // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2014. - № 2(18). - С. 150-161. DOI: 10.15293/2226-3365.1402.13 EDN: SATYRB
14. Четверикова О. Н. Скрытые угрозы российского проекта “Цифровая школа” // Народное образование. 2019. № 1. С. 9-25. EDN: GWLIEX
15. What is Edutainment? Definition, Benefits, and Examples (04.08.2023). URL: https://www.thirdrocktechkno.com/blog/best-edutainment-games/(дата обращения: 08.08.2023).
16. Marr B. Will Artificial Intelligence Replace Teachers? 7 March 2022. URL: https://bernardmarr.com/will-artificial-intelligence-replace-teachers/(дата обращения: 08.08.2023).
17. Мухин М. И. Образование ХХ1 столетия: особенности развития // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 22-44. DOI: 10.32744/pse.2020.5.2 EDN: SXSAXH
18. Горбунова Ю.А. Цифровизация высшего образования: позиция технореализма // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). С. 99-107. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-99-107 EDN: OWUNLZ
19. Organizing for the future: Nine keys to becoming a future-ready company (January 11, 2021). URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/people-and-organizational-performance/our-insights/organizing-for-the-future-nine-keys-to-becoming-a-future-ready-company (дата обращения: 08.08.2023).
20. Lack of technology in the classroom hinders literacy and work-readiness (EB News: 25/04/2019). URL: https://educationbusinessuk.net/news/25042019/lack-technology-classroom-hinders-literacy-and-work-readiness (дата обращения: 08.08.2023).
21. Leading concerns about the future of digital life (October 28, 2019). URL: https://www.pewresearch.org/internet/2019/10/28/5-leading-concerns-about-the-future-of-digital-life/(дата обращения: 08.08.2023).
22. Perry A. M., Lee N. T. AI is coming to schools, and if we’re not careful, so will its biases (September 26, 2019). URL: https://www.brookings.edu/articles/ai-is-coming-to-schools-and-if-were-notcareful-so-will-its-biases/(дата обращения: 07.08.2023).
23. Живетьев А. В. Этические аспекты индивидуальных образовательных траекторий в цифровой образовательной среде // Вестн. Гос. Ун-та “Дубна”. Сер.: Науки о человеке и обществе. 2022. № 3. С. 11-20.
24. Zoom и цифровой учитель: десять трендов школьного обучения после пандемии (27.08.2020). URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5f0c9e549a794701ee47d369 (дата обращения: 07.08.2023).
25. Гомеш К. А., Соуза К. А. де М. Проблемы и риски дистанционного образования для детей и подростков // Современное дошкольное образование. 2023. № 1 (115). С. 70-80. EDN: EJPPCP
26. Никишин В. Д. Вредоносная информация в интернет-медиа: “окно Овертона” и взаимосвязь деструктивных сетевых течений // Lex russica. 2022. Т. 75, № 11. С. 131-148. DOI: 10.17803/1729-5920.2022.192.11.131-148 EDN: AMWDXP
27. Школы к 2035 году предлагают упразднить. Читайте проект “Образование-2030” (04 августа 2020 г.) // Нескучные истории Людмилы Грицай. URL: https://dzen.ru/a/Xyhsg117sRDkoM7y (дата обращения: 09.08.2023).
28. “Час Быка” для российского образования: разбор стратегий форсайтщиков, готовящих узаконенное рабство для “человеческого капитала” (27 марта 2020 г.). URL: https://katyusha.org/obrazovanie/583321-chas-byika-dlya-rossijskogo-obrazovaniya-razbor-strategij-forsajtshhikov-gotovyashhix-uzakonennoe-rabstvo-dlya-chelovecheskogo-kapitala. html?ysclid=ll20ht3t25783607710 (дата обращения: 05.08.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011