В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
Идентификаторы и классификаторы
Итак, хотя М. Э. Мюллер не без оснований указывает на близость содержания повести Ленца к утопии Н. Ретифа де ла Бретона в приложении к вышедшему в свет чуть ранее роману в письмах «Совращенный поселянин, или Опасности городской жизни» [см.: 12, S. 150], не следует рассматривать «Деревенского проповедника» как утопический проект, снимающий все противоречия. Иоганнес Маннгейм и его сын остаются людьми со своими слабостями и недостатками, живущими в далеком от совершенства мире. В образах двух Маннгеймов Ленцем реализован не утопический проект гармонического человека и человечества, а проект «я», которое известный психолог К. Р. Роджерс определил как «я идеальное»: «это концепция “я”, которой индивид больше всего хотел бы обладать, тот мысленный образ, которому он хотел бы соответствовать» [13, p. 200]. По терминологии того же Роджерса образ «я» у Ленца-человека, очевидно, характеризовался очень высокой «неконгруэнтностью», то есть чрезвычайно большим разрывом между «я идеальным» и «я реальным»; поэтому Ленц-писатель в последнем своем большом произведении нарисовал такой образ «я», который на том этапе соответствовал его искренним чаяниям.
Список литературы
1. Гладилин Н. В. “Цербин, или новая философия” Я. М. Р. Ленца в контексте “Бури и натиска” // Наука и школа. 2022. № 3. С. 11-19. EDN: LMKRDO
2. Гладилин Н. В. “Лесной отшельник, Pendant к Страданиям Вертера” Я. М. Р. Ленца: ранний опыт терапевтического письма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, Вып. 9. С. 2829-2836. EDN: JUWZED
3. Zierath C. Moral und Sexualitat bei Jakob Michael Reinhold Lenz. St. Ingbert: Rohrig, 1995. 197 S.
4. Lenz J. M. R. Werke und Briefe in drei Banden. Hrsg. von S. Damm. Leipzig: Insel, 1987. Bd. 2. 958 S. Bd. 3. 994 S.
5. Pautler S. Jakob Michael Reinhold Lenz’ pietistische Weltdeutung und burgerliche Sozialreform im Sturm und Drang. Gutersloh: Kaiser, 1999. 514 S.
6. Winter H.-G. J. M. R. Lenz. Stuttgart: Melzer, 1987. 288 S.
7. Nooijen A. Neologie und Aberglaubenskritik in den deutschen Landen im spaten 18. Jahrhundert. Zum geistesgeschichtlichen Kontext von Lenz’ Landprediger // Lenz-Jahrbuch. 2004/07. Hannover: Wehrhahn, St. Ingbert: Rohrig, S. 249-278.
8. Пастушенко Л. И. “Немецкий Икар в ненастье”: Я. М. Р. Ленц и судьбы программного идеализма // XVIII век: искусство жить и жизнь искусства: сб. науч. работ. Отв. ред. Н. Т. Пахсарьян. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. С. 232-243.
9. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе. Т. 1. М: Педагогика, 1981. 652 с.
10. Werner F. Bettelnder Dichter oder dichtender Bauer. Der Landprediger von J. M. R. Lenz - eine literarische Folge seiner Verbannung aus Weimar? Heidelberg: Mattes, 2009. 350 S.
11. Arendt D. Johann Wolfgang Goethe und Jakob Michael Reinhold Lenz oder.,Ich flog empor wie eine Rakete“ // Germanistisch-Romanistische Monatsschrift. 74 (1993). S. 36-62.
12. Muller M. E. Die Wunschwelt des Tantalus. Kritische Bemerkungen zu sozialutopischen Entwurfen von J. M. R. Lenz // Literatur fur Leser. 1984. S. 148-161.
13. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework // Koch S. (ed.). Psychology: A study of a science. Vol. 3: Formulations of the person and the social context. New York: McGraw Hill, 1959. Pp. 184-256.
14. Scherpe K. R. Dichterische Erkenntnis und ’Projektemacherei‘. Widerspruche im Werk von J. M. R. Lenz. // Wacker M. (Hg.). Sturm und Drang, Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1985. S. 279-314.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011