В настоящее время писатели активно обращаются к мифологии и фольклору, образуя особые условные миры, используют в качестве структурных компонентов мифологические и фольклорные образы. В статье особенности организации подобного повествования рассматриваются на примере повести Н. Способиной «Дар Кощея». В ходе анализа определяются ролевые функции подобных персонажей и показывается топонимика произведения. Результаты исследования позволят установить методику описания современного литературного процесса, в котором произошли очевидные жанровые трансформации; определить читательские преференции.
Идентификаторы и классификаторы
Первая встреча показана традиционно, следует обращение героя: «Здравствуй, хозяин». Описание «странного существа» дается автором: «У него оказалось совсем молодое лицо. Одежду ему заменяли лохмотья, от которых шел запах сырости и пыли» Оно конкретизируется и дополняется героем: «В фильмах домовых изображали опрятными старичками, мудрыми и немного наивными. Этот домовой был тощим, грязным и лохматым» [6, с. 113]. Характеристика традиционного свойства, соответствует обиходному представлению героев. А. Баркова относит волосатость к атрибутивным свойствам, отмечая мотив лохматости и волосатости как качества сверхъестественных существ [2, с. 65]. Умение неожиданно появляться и исчезать атрибутивного свойства, Н. Способина наделяет им мифологических и сказочных существ, умеющих превращаться, неожиданно исчезать и пропадать, «основное представление о нем – невидимый», подчеркивает и исследователь.
Список литературы
1. Вачков И. В., Наговицын А. Е., Пономарева В. И. Жила-была Баба Яга.. Психологические и культурологические аспекты образа. М.: Академ. проект, 2022. 375 с.
2. Баркова А. Зельеварение на Руси. От ведьм и заговоров до оберегов и лукоморья. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2024. 304 с.
3. Лотман Ю. Семиосфера // Внутри мыслящих миров. СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2016. С. 187-343.
4. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Манн, Иванов, и Фербер, 2023. 608 с.
5. Голубева М. Главное в истории цвета. Искусство. Мифология и история от первобытных ритуалов до Института цвета Pantone. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2023. 224 с.
6. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Питер, 2019. 480 с.
7. Эпштейн М. Постмодерн в России. Литература и теория. М.: Издания Р. Элинина, 2002.
8. Юнг К.-Г. Психология образа трикстера // Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: Харвест, 2004. С. 338-358.
9. Способина Н. Дар Кощея. М.: Манн, Иванов, и Фербер, 2023. 480 с.
10. Галкина Е. П. Мифологические конструкты в процессах формирования властных отношений: региональный аспект: автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2007. EDN: ZNEWUP
11. Черняк М. Массовая литература конца XX - начала XXI века: технология или поэтика? // Филологический класс. 2008. № 2. С. 4-12.
12. Франц М.-Л., фон. Толкование волшебных сказок. М.: Академ. проект, 2022. 232 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу технооптимистичного и технопессимистичного подходов к информатизации российского образования. В основу положен анализ работ зарубежных и отечественных футурологов и прогнозистов - Э. Тоффлера, Д. Белла, Ф. Фукуямы, А. Д. Урсула, Е. В. Брызгалиной и др., а также форсайтов, разработанных для российской системы образования. Рассмотрены выгоды и выгодоприобретатели цифровизации образования, а также факторы протекания процесса цифровизации образования, обусловливающие целый ряд проблем от внедрения цифровых технологий в образовательную среду.
В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.
Обобщая существующие мнения об актуальности использования технологий с элементами искусственного интеллекта (ИИ) как одного из ведущих трендов современного образования, авторы рассматривают преимущества подготовки образовательного контента с помощью отечественных инструментов и технологий генеративного ИИ, одобренных учителями в рамках повышения квалификации. В статье особое внимание уделяется анализу особенностей, способам и технологиям подготовки образовательного контента (текст, графика, аудио и видео) с использованием возможностей популярных нейросетей GigaChat и YandexGPT, Шедеврум и др., что имеет практическую и методическую ценность для широкого круга педагогических кадров.
В статье представлено историческое понимание патриотизма с точки знания некоторых выдающихся ученых, теоретиков, практиков, философов и педагогов. Рассмотрено понятие «духовность» с позиции культуры, этики. Анализ энциклопедических, толковых, философских, психологических словарей показал, что термин «духовность» рассматривается с двух позиций: религиозной и светской. Показано, с каким трудом идет внедрение в программы общеобразовательных организаций духовно-нравственного, патриотического воспитания элементов НВП и специализированных упражнений военно-прикладного характера, при этом Вооруженные силы РФ, опираясь на современные реалии, предъявляют новые требования к военнослужащим. Предпринята попытка интегрировать в пространство дополнительного образования детей и подростков, а также непрерывное образование взрослых некоторые идеи духовно-нравственной, патриотической, физкультурно-оздоровительной, военно-прикладной направленности. Обращается особое внимание на актуализацию факторов, объясняющих и укрепляющих патриотический дух в российском обществе.
В статье анализируются современные тенденции продвижения китайского бренда в стрим-блогинге. Отмечается, что привлечение инфлюенсеров к рекламе является идеальным способом воздействия на большую аудиторию, поскольку китайцы склонны доверять не стандартной рекламе, а людям, чье мнение для них авторитетно, а также с большим энтузиазмом воспринимают рекламу в социальных сетях. Компании обращаются к стрим-блогингу не только с целью увеличения объема продаж, но и для повышения лояльности. С увеличением рынка маркетинга влияния внутри него появилась иерархия в зависимости от размера аудитории: выделяются группы мега-KOL с аудиторией более 10 млн, KOL среднего уровня, микро-KOL и KOC с аудиторией в 20-50 тыс. подписчиков, преимущественно представленной поколением Z. Отмечается увеличение числа экспертов отрасли, которые анализируют рынки, проводят конкурентный анализ, оценивают риски и разрабатывают оптимальные стратегии для компаний в условиях динамично развивающейся экономики. Рассматривается развивающаяся в Китае тенденция осознанного потребления, приводящая к тому, что потребители тяготеют к небольшим, премиальным и местным брендам, которые предлагают качественные товары и уникальные впечатления. Стрим-блогинг выступает для брендов способом заявить 0 своей приверженности экологическим ценностям и создать с аудиторией подлинный контакт, что способствует более глубокому и личному взаимодействию с потребителями. В число ключевых тенденций китайского маркетинга влияния входит постепенное внедрение цифровых аватаров. Они позволяют брендам снизить финансовые и временные расходы, одновременно усложняя выход на рынок начинающим инфлюенсерам.
В статье впервые исследуется работа редакции газеты «Ленинец» Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (в настоящее время - Московский педагогический государственный университет). Автор статьи опирается на документы из государственных архивов (протоколы заседаний партийного бюро МГПИ им. В. И. Ленина) и личной переписки с бывшими сотрудниками редакции. Уделяется внимание и работе редакторов «Ленинца», впервые рассматриваются их биографии. Например, О. И. Терновой в дальнейшем стал проректором МГПИ им. В. И. Ленина, профессором кафедры истории КПСС; С. Н. Раковский - профессором, лауреатом Государственной премии СССР; З. М. Коренькова - секретарем парткома МГПИ им. В. И. Ленина; Ф. Х. Власов - заведующим кафедрой советской литературы Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской. Данное исследование позволяет изучить историю многотиражной вузовской прессы этого периода, ее тематику, жанровые особенности, а также проследить тенденции ее развития в контексте истории страны в целом.
Статья посвящена изучению процессов коммуникации в период пандемии коронавируса. Цель исследования - выявление причин искажения информации как на этапе подготовки медиаматериала, так и в процессе его восприятия аудиторией. В качестве основного метода был выбран контент-анализ журналистских материалов, в которых так или иначе затрагиваются проблемы, связанные с освещением пандемии коронавируса. Вспомогательным методом стал функциональный анализ, с помощью которого выявляются особенности влияния новостных и аналитических материалов, их место и роль в формировании общественного мнения в отношении пандемии COVID-19. В результате исследования автор приходит к выводу, что когнитивные искажения являются естественным механизмом, помогающим человеку адаптироваться к сложным ситуациям. Они проявляются в процессе коммуникации как со стороны журналистов, которые транслируют информацию, пропуская ее через свои когнитивные фильтры, так и со стороны реципиентов, которые интерпретируют информацию исходя из собственных установок. В период пандемии COVID-19 пользователи столкнулись с перенасыщением медиаполя недостоверной информацией. Вследствие этого они могли сделать ошибочные выводы относительно происходящих событий и принять неверные решения.
Статья посвящена тенденциям современной американской литературы: жанровой полифонии, тематической и стилистической эклектике/гибридизации. На общем фоне театрализованных этюдов, хитросплетений фэнтези и сюрреализма, «псевдо-документалки» (mock documentary), сочинений на грани прозы и поэзии выделяются роман Мариши Пессл (Marisha Pessl) «Ночное кино» (“Night Film ”, 2013) и прозаические циклы Дженифер Иган (Jennifer Egan): «Визит отряда головорезов» (“A Visit From the Goon Squad”, 2011) и «Пряничный домик» (“The Candy House”, 2022). Определяются сквозные темы, скрепляющиераздробленное повествование: кинематограф в романе Пессл; музыка и цифровые технологии в произведениях Иган. Особое внимание уделяется новым стилистическим приемам: органичному вплетению компонентов современной информационной культуры в канву художественного текста (обрывки новостных лент из Twitter1 и Facebook5 6, фото из Instagram7, презентации в PowerPoint, скриншоты и т. д.). Подчеркивается, что эти трюки (gimmickry) создают «технообразы» и превращают чтение в интерактивный процесс. Подробный анализ сюжетной, композиционной и лексической структуры произведений позволяет сделать вывод о том, что через фрагментацию и циклизацию авторы стремятся подчеркнуть не столько разнообразие, сколько разрозненность современного мира, предостерегают от «пряничных» соблазнов, пытаются дать импульс к созданию гармонии, обобщению и синтезу.
Статья посвящена анализу различных ипостасей, в которых автор предстал в книге. В материале статьи обозначаются истоки этого образа, его характер и динамика развития в повествовании. Авторы статьи выделяют основные черты образа, демонстрируя их проявление в тексте мемуаров. Кроме того, в статье уделяется внимание развитию представленного в книге образа Лоуренса после выхода его книги мемуаров, описываются причины и процесс мифологизации личности Лоуренса Аравийского в мировом культурном сознании, устанавливается роль в этом процессе его книги «Семь столпов мудрости».
В статье проанализированы причины и цель создания немецким писателем Я. М. Р. Ленцем последнего крупного произведения, повести «Деревенский проповедник» (1777). Повесть была написана в пору, когда ее автор осознал невозможность жить литературным трудом, несовершенство исповедуемой им эстетики «Бури и натиска», постоянство неудач в личной жизни и непреложность разрыва с кругом прежних друзей, вследствие чего возникла необходимость начать жизнь сначала. В «Деревенском проповеднике» нашел отражение интенсивный интерес Ленца к передовым социально-экономическими теориям и практикам, в частности, к деятельности физиократов. В отличие от самого писателя, его герой, пастор Маннгейм, отверг путь литератора-идеалиста и всецело посвятил себя заботе о материальном процветании своего сельского прихода, агрикультурным нововведениям, воспитанию наследника в духе Руссо. Таким образом, Ленц создал своего рода желаемую автобиографию, актуальный проект идеального «я», резко контрастирующего с «я» реальным. Этот проект, несмотря на некоторые утопические черты, в целом вполне реалистичен. «Деревенский проповедник» знаменует собой попытку перехода от основанной на сильных чувствах и проникнутой меланхолией эстетики «Бури и натиска» к просветительскому оптимистическому рационализму. Однако новый проект «я» на практике Ленц реализовать не сумел.
В статье анализируется стихотворение «Тюльпаны» американской поэтессы Сильвии Плат. Этот текст относится к ее наиболее значимым произведениям и затрагивает проблему балансирования между личным и личностным. К первому относятся внешние атрибуты жизни лирической героини: семья, социальные и бытовые обязанности. Ко второму - такие моменты внутренней жизни, как опасения, воспоминания и возникшее желание побыть в изоляции от мира. В то же время уход героини в себя затруднен знаками внимания, воплощенными в образах красных тюльпанов и фотографии, на которой изображена ее семья. На протяжении всего стихотворения восприятие образа цветов меняется, после чего устанавливается искомая гармония.
Издательство
- Издательство
- МПГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- Юр. адрес
- 119991, ЦФО, Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1.
- ФИО
- Алексей Владимирович Лубков (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@mpgu.su
- Контактный телефон
- +7 (499) 2466011