Текст «Горя от ума» Грибоедова рассматривается как источник интертекстовых единиц, вошедших в круг русской словесной культуры. Прослеживаются тенденции актуализации «текста после текста» на протяжении двухсот лет после появления комедии (1824). Анализируется использование материала Грибоедова в ряде лексикографических изданий, определяется типология словарного иллюстрирования, проявляющаяся в явном и скрытом цитировании источника. Описывается явление фразеологической интертекстовой контаминации. Комедия рассматривается как целостный прецедентный текст, дающий не только прецедентные феномены, но и прецедентные раритеты.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-211-223-236
- eLIBRARY ID
- 67212333
Работа над «Горем от ума»* (Грибоедов 1995) была завершена А. С. Грибоедовым осенью 1824 г. (Гришунин и др. 1992, 23). Комедия распространяется в списках, частично публикуется, цитируется. Начинается жизнь грибоедовского интертекста. «Ныне нет ни одного маленького города, нет дома, где бы не было списка сей Комедии, по несчастью, искаженного переписчиками», — писал Фаддей Булгарин) (Булгарин 1990, 641).
Список литературы
1. Барышникова, О. В. (2022) Впечатления довольно романтичной женщины о Париже, лишённом романтики … или как убить 2,5 часа рабочего времени (переписка с другом). [Электронный ресурс]. URL: http://world.lib.ru/b/baryshnikowa_o_w/paris2-1.shtml (дата обращения 17.02.2022).
2. Бегичев, Д. Н. (1832) Семейство Холмских: некоторые черты нравов и образа жизни, семейной и одинокой, русских дворян. Ч. 2. М.: Типография А. Семена при Императорской медико-хирургической академии, 297 с.
3. Булгарин, Ф. В. (1833a) Гражданственный гриб, или жизнь, то есть, прозябание и подвиги приятеля моего, Фомы Фомича Опенкова. Северная пчела, № 213, с. 851-852.
4. Булгарин, Ф. В. (1833b) Гражданственный гриб, или жизнь, то есть, прозябание и подвиги приятеля моего, Фомы Фомича Опенкова. Северная пчела, № 214, с. 851-856.
5. Булгарин, Ф. В. (1833c) Гражданственный гриб, или жизнь, то есть, прозябание и подвиги приятеля моего, Фомы Фомича Опенкова. Северная пчела, № 213, с. 859-860.
6. Герцен, А. И. (1961) Собрание сочинений: в 30 т. Т. 21: Письма 1832-1832 гг. М.: Изд-во АН СССР, 655 с.
7. Гончаров, И. А. (1899) Мильон терзаний. В кн.: Полное собрание сочинений И. А. Гончарова: в 12 т. Т. 11. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, с. 117-158.
8. Грибоедов, А. С. (1995) Полное собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Горе от ума. СПб.: Нотабене, 345 с.
9. Добролюбов, Н. А. (1912) О степени участия народности в развитии русской литературы. СПб.: Деятель, 82 с.
10. Достоевский, Ф. М. (1956a) Село Степанчиково и его обитатели. В кн.: Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, с. 414-640.
11. Достоевский, Ф. М. (1956b) Униженные и оскорбленные. В кн.: Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. М.: Гослитиздат, с. 7-388.
12. Иженякова, О. (2005) Послушание непослушной журналистки. Аргументы и факты, № 4, с. 3.
13. Кирсанова, Р. М. (1995) Костюм в русской художественной культуре 18 - первой половины 20 вв.: (опыт энциклопедии). М.: Большая российская энциклопедия, 381 с.
14. Короленко, В. Г. (1914) В успокоенной деревне. В кн.: Полное собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. СПб.: Издание А. Ф. Маркса, с. 217-228.
15. Лукин, А. П. (1901) Отголоски жизни: наблюдения и заметки: в 2-х т. Т. 2. М.: Типолитография А. В. Васильева и Ко., 428 с.
16. Московский комсомолец в Питере, 20 декабря. (2000) 32 с.
17. Некрасов, Н. А. (1967) Недавнее время. В кн.: С. А. Рейсер (ред.). Полное собрание стихотворений: в 3 т. Т. 2. Л.: Советский писатель, с. 289-309.
18. Победоносцев, К. П. (1996) Идеалы неверия. В кн.: Сочинения. СПб.: Наука, с. 363-371.
19. Поэторий. (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://poetory.ru/authors/pogonya/all (дата обращения 12.09.2023).
20. Привалов, А. (2006) Об амплуа в российской политике. 7info, 26 декабря. [Электронный ресурс]. URL: https://7info.ru/arhiv/world/world-society/archive-31604/ (дата обращения 20.12.2023).
21. Пушкин, А. С. (1978) Евгений Онегин. В кн.: Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 5. Л.: Наука, с. 8-184.
22. Северная пчела, № 125 (17 октября). (1825) Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_67476/ (дата обращения 13.12.2023).
23. Северная пчела, № 2 (5 января). (1826) Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_66904/ (дата обращения 14.12.2023).
24. Северная пчела, № 150 (14 декабря). (1829) Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/821787 (дата обращения 10.12.2023).
25. Северная пчела, № 155 (28 декабря). (1829) Национальная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_73139/ (дата обращения 11.12.2023).
26. Федосюк, Ю. А. (2003) Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М.: Флинта; Наука, 261 с. EDN: QOSIUN
27. Берков, В. П., Мокиенко, В. М., Шулежкова, С. Г. (2000) Большой словарь крылатых слов русского языка: около 4000 единиц. М.: Русские словари; Астрель; АСТ, 623 с.
28. Дядечко, Л. П. (2023) Словарь крылатых слов и выражений нашего времени. М.: АСТ-Пресс, 624 с.
29. Масанов, И. Ф. (1960) Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. Т. 4. М.: Изд-во Всесоюзной книжной палаты, 558 с.
30. Мелерович, А. М., Мокиенко, В. М. (1997) Фразеологизмы в русской речи: словарь. М.: Русские словари, 863 с.
31. Михельсон, М. И. (1912) Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: сборник образных слов и иносказаний. СПб.: Брокгауз - Ефрон, 1163 с.
32. Мокиенко, В. М., Семенец, О. П., Сидоренко, К. П. (2009) Большой словарь крылатых выражений А. С. Грибоедова (“Горе от ума”). М.: ОЛМА Медиа Групп, 799 с. EDN: QULVSD
33. Мокиенко, В. М., Сидоренко, К. П. (2018) Крылатые слова басен Ивана Андреевича Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 794 с.
34. Мокиенко, В. М., Сидоренко, К. П. (2022) “Мой дядя самых честных правил”: Крылатые слова, цитаты, образы из романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”: опыт словаря. СПб.: ЛЕМА, 536 с. EDN: AXCPGF
35. Ожегов, С. И, Шведова, Н. Ю. (1996) Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. М.: АЗЪ, 928 с.
36. Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии наук: в 4 т. Т. 1. (1847) СПб.: Типография Императорской Академии наук, 471 с.
37. Ушаков, Д. Н. (ред.). (1935-1940) Толковый словарь русского языка: в 4 т. М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ.
38. Альтман, М. С. (1975) Достоевский: По вехам имен. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 280 с.
39. Бабкин, А. М. (1970) Русская фразеология. Ее развитие и источники. Л.: Наука, 261 с.
40. Булгарин, Ф. В. (1990) Воспоминания о незабвенном Александре Сергеевиче Грибоедове. В кн.: Сочинения. М.: Современник, с. 636-658.
41. Вайль, П. Л., Генис, А. А. (2022) Родная речь. Уроки изящной словесности. М.: Corpus, 352 с.
42. Виноградов, В. В. (1947) Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.; Л.: Учпедгиз, 783 с.
43. Гришунин, А. Л., Маркович, В. М., Мелихова, Л. С. (1992) Грибоедов Александр Сергеевич. В кн.: П. А. Николаев (ред.). Русские писатели, 1800-1917: биографический словарь. Т. 2: Г-К. М.: Большая российская энциклопедия; Фианит, с. 22-28.
44. Западов, В. А. (1977) Функции цитат в художественной системе “Горя от ума”. В кн.: С. А. Фомичев (ред.). А. С. Грибоедов: Творчество. Биография. Традиции. Л.: Наука, с. 61-72.
45. Кунарев, А. А. (2004) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”: Комментарий. Книга для учителя и ученика. М.: Русская редакция, 672 с.
46. Мещеряков, В. П. (1983) А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX - начало XX в.). Л.: Наука, 267 с.
47. Молотков, А. И. (1977) Основы фразеологии русского языка. Л.: Наука, 283 с.
48. Пауль, Г. (1960) Принципы истории языка. М.: Иностранная литература, 499 с.
49. Пушкин, А. С. (1979) Письмо А. А. Бестужеву (конец янв. 1825 г.). В кн.: Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 10. Письма (1815-1837). 4-е изд. Л.: Наука, с. 96-97.
50. Пьеге-Гро, Н. (2008) Введение в теорию интертекстуальности. М.: Изд-во ЛКИ, 240 с.
51. Унбегаун, Б. О. (1995) Русские фамилии. 2-е изд. М.: Прогресс-Универс, 446 с.
52. Щерба, Л. В. (1974) О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании. В кн.: Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, с. 24-38.
53. Якубова, М. А. (1989) А. С. Грибоедов в дореволюционной разноязычной печати Азербайджана. В кн.: С. А. Фомичев (ред.). А. С. Грибоедов. Материалы к биографии. Л.: Наука, с. 249-254.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринимается попытка междисциплинарного исследования призвания как феномена ценностного мира человека, необходимого условия самоидентификации на материале романа американского писателя Джона Уильямса «Стоунер» с привлечением результатов исследования данного феномена в рамках философии и психологии, а также осуществляется анализ такого лингвостилистического средства, как эпифания, используемого автором для воссоздания психологического состояния озарения, в процессе которого происходит осознание личностью своего призвания.
Статья посвящена акцентологическому освоению иноязычной лексики, представленной в словарях 1935-2023 гг. и активно используемой современниками. Несмотря на значимость работы, проделанной русскими лексикографами, в словарях сохраняется немало недифференцированных акцентных вариантов, необязательных исключений, малоинформативных помет и противоречивых рекомендаций. В статье на конкретных примерах показываются возможности разграничения вариантов, признаваемых равноценными, определения на раннем этапе заимствования перспективного ударения с учетом особенностей, законов и тенденций развития русского ударения. Вместо диффузных помет (двоякое ударение, союз « и » между вариантами, « допустимо » без пояснений) предлагается закрепить более информативные пометы, позволяющие делать осознанный выбор адекватного варианта.
В статье анализируются феномен лингвокреативности и функции реализующих ее элементов в текстах плаката, принадлежащих к дискурсивной практике, распространенной в современной немецкой политике. Наблюдения авторов показывают, что для анализируемого типа текста характерно использование разнообразных лингвокреативных средств, которые являются индикаторами релевантных признаков политического дискурса: персуазивности, агональности, театральности. Текстовые сигналы творческих операций ментально-речевого субъекта с языком тесно взаимодействуют с пара- и невербальными элементами информативной и персуазивно-апеллятивной частей композиции политического плаката и участвуют в реализации коммуникативно-прагматических смыслов, важных для оказания пропагандистско-агитационного воздействия на адресата.
Статья посвящена проблеме формирования принципа историзма в русских академических толковых словарях большого типа. Генезис принципа историзма, способы его реализации и эволюция его метаязыка рассматриваются в связи с проблемой соотношения нормативного и исторического подходов к словарному описанию лексики. Особое внимание уделяется научному и общественно-политическому контексту первой половины XX в., в частности влиянию словарей русского языка под ред. А. А. Шахматова (1897-1930) и под ред. Н. С. Державина (1929-1937) на формирование концепции историзма в семнадцатитомном Большом академическом словаре (1948-1965). Рассматриваются как положительные, так и отрицательные следствия этой лексикографической преемственности.
В статье анализируется сниженная лексика как способ воплощения художественной картины миры автора и языковой картины мира героя в текстах современной литературы. Рассматривается употребление в текстах литературы XXI в. сниженных лексических единиц, в том числе относящихся к пласту обсценной лексики, которые, с одной стороны, демонстрируют изменения, происходящие в национальном языке в целом и в литературном языке в частности, с другой - необходимы автору для воплощения своей индивидуальной (художественной) картины мира и создания языковой картины мира виртуальной языковой личности - персонажа произведения. Выделяются функции бранной лексики в современной литературе.
В статье проанализированы функции конструкции с прямой речью в современной русской прозе. Сделаны выводы о языковом своеобразии и текстовом потенциале прямой речи, рассмотрены особенности лексико-синтаксической координации ее частей. Выявлены факторы, изменяющие пунктуационно-графическую аранжировку текстовых фрагментов, включающих данную конструкцию в произведениях различных жанров Д. Рубиной, Л. Петрушевской, А. Матвеевой, Е. Водолазкина и А. Слаповского. Охарактеризовано функционирование конструкции с прямой речью в составе комментированного диалога.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
Избыточный вес является одной из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, в связи с чем является актуальным изучение психологической составляющей в формировании нарушений пищевого поведения и избыточного веса. Цель исследования - выявление психологических предпосылок формирования нарушений пищевого поведения и обозначение направленности психологической помощи. У женщин с избыточной массой тела выявлены высокая реактивная и личностная тревожность, недовольство образом собственного тела, неадаптивные стратегии выхода их стрессовых ситуаций. Психологическая помощь может быть направлена на освоение оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций с применением когнитивно-поведенческой психотерапии.
В статье приводится исследование влияния обучения литературе по двум разным программам - традиционной (В. Я. Коровина) и развивающей (авторы Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) - на понимание эпических и лирических художественных текстов. Выборку исследования составили 46 учеников. Для диагностики понимания использовались методики «Беседа о стихотворении» и «Беседа о рассказе» (Г. Н. Кудина). Обнаружены статистически значимые различия в ряде параметров, что указывает на связь между реализуемой образовательной программой и уровнем понимания художественных текстов младшими подростками. Обучающиеся по развивающей программе показали более высокие результаты в умении интерпретировать эпические и лирические художественные тексты.
Статья посвящена изучению эмоциональной мотивации учащихся средних школ. Структурной единицей эмоциональной мотивации является эмоциональное поведение, объективированное в непреднамеренных действиях в школе и дома. Представлены следующие методы исследования: тест «Цветовые ассоциации», позволяющий изучить эмоциональное отношение учащихся в учебной деятельности; устный отчет подростка о содержании учебного дня в школе и дома. Установлено, что действия под контролем эмоций механистичны и автоматизированы; нет предвидения результата и волевой регуляции, поведение следует инстинктивной программе, свойственной основным эмоциям радости, печали, гнева, безразличия, страха, отвращения, удовольствия, интереса.
В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.
В статье раскрывается содержание взаимодействия учителя и психолога в ходе работы с педагогическим запросом в рамках междисциплинарного мониторинга психосоциального развития младшего школьника с задержкой психического развития. Раскрыты целевые ориентиры, логика, содержание, организационные формы и инструменты профессиональной деятельности на каждом этапе мониторинга, которые разработаны с учетом результатов анкетирования педагогических работников школы. Методологическую основу исследования составила модель функционального диагноза, позволяющая преобразовать психологические знания о ребенке в педагогические задачи.
Статья посвящена башкирским пословицам и их применению на уроках родного языка для формирования этнокультурной компетентности учеников. Объектом исследования послужили различные пословицы башкирского народа. Целью является разработка конкретных примеров использования башкирских пословиц на уроках башкирского языка. В исследовании проведен анализ башкирских пословиц, а также их значений, были предложены задания с применением народной мудрости. Данные упражнения могут быть использованы учителями башкирского языка на уроках родного языка в школах, а также составителями учебников по изучению башкирского языка.
Обосновывается значимость педагогического анализа социального заказа системе образования для определения ценностных приоритетов школы. Отмечается, что социальный заказ выражается не только в формате требований, но и в общественном дискурсе. Анализ изменений в общественном дискурсе на этапе перехода от советского общества к постсоветскому приводит к выводу о том, что педагогической целью в условиях меняющегося общества является не формирование у учащихся «единственно правильных взглядов», а развитие способности к личностному самоопределению. Такая способность предполагает осознание учащимися критериев оценки сложных явлений социальной действительности, событий и явлений прошлого. Эмпирической основой анализа изменений в общественном дискурсе в переломный момент общественного развития стали газетные публикации 1989 г.
Статья посвящена актуальной для современного языкового образования проблеме оптимизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактической доминантой языкового образования становится текст, работа с которым предполагает активную познавательную и речетворческую деятельность обучающихся. На примере организации учебно-исследовательской работы с текстом на речетворческом уроке в старшей школе рассмотрены возможности использования речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся. Авторами статьи доказана необходимость речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся, способствующего формированию интегративного знания и метапредметных действий.
В статье обосновывается возможность самостоятельного статуса лексико-семантической группы глаголов статики и динамики. Авторами статьи устанавливаются системные и функционально-семантические особенности данной группы глаголов, ее количественный состав. Рассматриваются особенности представления данной группы в учебных средствах по русскому языку как иностранному. На основе выделенных особенностей лексико-семантической группы выявляются основные трудности работы с глаголами статики и динамики в иностранной аудитории.
В статье рассматриваются методические аспекты организации групповой работы как образовательной технологии применительно к занятиям по русскому языку как иностранному: принципы формирования групп, методы внутригрупповой работы, трудности группового обучения и пути их преодоления. При создании статьи учитывался опыт апробации группового обучения на занятиях по русскому как иностранному со студентами филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному СПбГУ. Выводы и рекомендации в определенной степени универсальны и могут быть полезны не только преподавателям иностранных языков, но также школьным учителям по русскому языку и литературе.
Проблематика исследования связана с вопросами планирования учебного процесса обучающихся института физической культуры и спорта, поиском решений формирования компетенций будущих учителей физической культуры, предполагающим взаимосвязь дисциплин и интеграцию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в модулях образовательной программы бакалавриата. В результате исследования получены статистически значимые различия показателей базового и порогового уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, что указывает на эффективность разработанных подходов, способствующих повышению качества знаний, формированию умения анализировать, самостоятельно мыслить и находить наиболее эффективные пути передачи знаний.
Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
В статье рассматриваются некоторые результаты исследований современной молодежи; отмечается важность подготовки в университетах конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной системой традиционных национальных ценностей; обосновывается целесообразность реализации в педагогическом университете программы магистратуры, нацеленной на подготовку специалистов по работе с молодежью; с достаточной полнотой раскрывается логика модульного построения междисциплинарной образовательной программы, характеристика модулей и используемых технологий, важность установления связей с региональными органами исполнительной власти; подчеркивается значимость реализации данной программы в реализации социальной функции современного университета.
В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.
В статье представлен анализ междисциплинарного взаимодействия физики и математики в проекции на школьное образование. Рассматривается междисциплинарность в широком смысле и возможности реализации междисциплинарного подхода в рамках предметного обучения, в котором выделяются содержательный и организационный компоненты. Проблемы междисциплинарного взаимодействия физики и математики как учебных предметов рассмотрены с гносеологической, дидактической, психологической и методической позиций. Показаны возможности их учета в предметном обучении с целью формирования мировоззрения выпускников средней школы и выделены ресурсы, недостаточно используемые для целостной физико-математической подготовки обучающихся.
В современных условиях развитие образовательных систем тесно связано с интеграционными процессами, связывающими различных субъектов образования едиными целями и смыслами. В статье анализируются факторы, влияющие на интегративное взаимодействие педагогических вузов и региональных систем образования (РСО). Показано, что ключевым условием успешного взаимодействия педагогических вузов и РСО является научно обоснованный подход к его проектированию, выстроенный в логике исследовательского и интеграционного подходов. Представлен опыт организации взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена с региональными образовательными системами в рамках реализации проектов и программ, направленных на повышение качества педагогического образования.
В статье рассмотрена важность и необходимость следования традициям, которые веками складывались в российской научно-образовательной сфере. Отражена роль великих ученых России в развитии связи науки и образования, выделена работа Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Бюро Отделения экономики РАН, отмечен вклад РГПУ им. А. И. Герцена в развитие отечественного образования и науки. Методологическая база представлена развитием и достижениями экономики качества, акцент сделан на качестве жизни как важном направлении исследования экономики качества. Особое внимание уделено науке и образованию как составляющей инновационной системы Санкт-Петербурга и России. Указано на необходимость и своевременность развития изменений в экономическом образовании.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477