Избыточный вес является одной из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, в связи с чем является актуальным изучение психологической составляющей в формировании нарушений пищевого поведения и избыточного веса. Цель исследования - выявление психологических предпосылок формирования нарушений пищевого поведения и обозначение направленности психологической помощи. У женщин с избыточной массой тела выявлены высокая реактивная и личностная тревожность, недовольство образом собственного тела, неадаптивные стратегии выхода их стрессовых ситуаций. Психологическая помощь может быть направлена на освоение оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций с применением когнитивно-поведенческой психотерапии.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-211-190-202
- eLIBRARY ID
- 67212330
Избыточный вес по данным ВОЗ 2021 г. в мире наблюдался у 39% взрослых старше 18 лет, среди них женщин больше, чем мужчин (40% женщин, 39% мужчин) (Ожирение и избыточный вес 2021). Одним из ведущих факторов риска развития ишемической болезни сердца является метаболический синдром и ожирение, важный показатель которого —избыточный вес (Дедов, Мельниченко 2004). В современном мире ожирение рассматривается и как одна из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, ведущей к снижению фертильности, патологическому течению беременности и родов (Волкова, Дегтярева 2020; Ковалева 2014; Петров и др. 2022; Ткаченко и др. 2019).
Список литературы
1. Ожирение и избыточный вес. (2021) Всемирная организация здравоохранения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/obesity-and-overweight (дата обращения 21.01.2023).
2. Ахмедов, В. А., Гудим, А. С. (2020) Современные подходы к курации больных с ожирением. РМЖ. Медицинское обозрение, т. 4, № 5, с. 308-313. DOI: 10.32364/2587-6821-2020-4-5-308-313 EDN: DYFVEY
3. Вассерман, Л. И., Абабков, В. А., Трифонова, Е. А. (2010) Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. СПб.: Речь, 191 с.
4. Вознесенская, Т. Г. (2004) Расстройства пищевого поведения при ожирении и их коррекция. Ожирение и метаболизм, № 2, с. 2-6. EDN: OPHDOL
5. Волкова, Н. И., Дегтярева, Ю. С. (2020) Механизмы нарушения фертильности у женщин с ожирением. Медицинский вестник Юга России, т. 11, № 3, с. 15-19. DOI: 10.21886/2219-8075-2020-11-3-15-19 EDN: SDONKD
6. Дедов, И. И., Мельниченко, Г. А. (2004) Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты. М.: Медицинское информационное агентство, 456 с.
7. Драпкина, О. М., Самородская, И. В., Старинская, М. А. и др. (2021) Ожирение: оценка и тактика ведения пациентов. М.: Силицея-Полиграф, 174 с. EDN: IQKSFW
8. Ермакова, Н. Г., Туктарова, А. А., Воронова, Н. А. (2019) Факторы осознанности у женщин молодого и среднего возраста, имеющих риск развития метаболического синдрома. В кн.: Е. П. Кораблина, И. А. Романченко (ред.). Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении: материалы IX научно-практической конференции (16 декабря 2019 г., г. Санкт-Петербург). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 47-51. EDN: MEREZV
9. Жедунова, Л. Г., Волдаева, А. С. (2014) Границы психологического пространства личности как фактор нарушений пищевого поведения. Ярославский педагогический вестник. Серия: Психолого-педагогические науки, т. II, № 4, с. 237-241. EDN: TFEKEH
10. Караваева, Т. А., Фомичева, М. В. (2022) Психогенное переедание: проблемы классификации, диагностики, подходы к Психотерапии (обзор литературы). Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, т. 56, № 2, с. 21-34. DOI: 10.31363/2313-7053-2022-56-2-21-34 EDN: RMSGNP
11. Ковалева, Ю. В. (2014) Роль ожирения в развитии нарушений менструальной и репродуктивной функции. Российский вестник акушера-гинеколога, т. 14, № 2, с. 43-51. EDN: SDZJXV
12. Лифинцева, А. А., Новикова, Ю. Ю., Караваева, Т. А., Фомичева, М. В. (2019) Психосоциальные факторы компульсивного переедания: мета-аналитическое исследование. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, № 3, с. 19-27. DOI: 10.31363/2313-7053-2019-3-19-27 EDN: WACZDQ
13. Митрофанова, Е. А., Чанова, А. В. (2017) Разработка тестовых норм опросника DEBQ для юношеской выборки. В кн.: О. А. Белобрыкина, М. И. Кошеновой (ред.). Актуальные проблемы социальной психологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26 апреля 2017 г., Новосибирск). Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, с. 185-189. EDN: ZBXGYP
14. Патракеева, В. П., Штаборов, В. А. (2022) Роль питания и состояния микрофлоры кишечника в формировании метаболического синдрома. Ожирение и метаболизм, т. 19, № 3, с. 292-299. DOI: 10.14341/omet12893 EDN: ZCOXBW
15. Петров, Ю. А., Палиева, Н. В., Аллахяров, Д. З. (2022) Патогенетические аспекты нарушения репродуктивного здоровья у женщин с ожирением. Современные проблемы науки и образования, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31486 (дата обращения 24.02.2023). EDN: DPQVZD
16. Пичиков, А. А., Волкова, Е. В., Попов, Ю. В., Яковлева, Ю. А. (2020) Факторы риска нарушений пищевого поведения у девушек-подростков с дисрегуляцией менструального цикла. Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева, № 4, с. 50-64. DOI: 10.31363/2313-7053-2020-4-50-64 EDN: WAHQYZ
17. Райгородский, Д. Я. (сост.). (2015) Энциклопедия психодиагностики. Т. 2. Психодиагностика взрослых. Самара: Бахрах-М, 703 с.
18. Рудина, Л. М. (2022) Психотерапевтическая компонента в мультидисциплинарном подходе к лечению ожирения. Ожирение и метаболизм, т. 19, № 2, с. 224-232. DOI: 10.14341/omet12856 EDN: VVPGJN
19. Салмина-Хвостова, О. И., Салмина, И. С. (2010) Психологические особенности женщин при расстройствах пищевого поведения, ассоциированного с ожирением. Российский психиатрический журнал, № 2, с. 42-48. EDN: NDSXWZ
20. Скугаревский, О. А. (2007) Нарушения пищевого поведения. Минск: Изд-во БГМУ, 340 с.
21. Скугаревский, О. А., Сивуха, С. В. (2006) Образ собственного тела: разработка инструмента для оценки. Психологический журнал, № 2, с. 40-48.
22. Тимашева, Я. Р., Балхиярова, Ж. Р., Кочетова, О. В. (2021) Современное состояние исследований в области ожирения: генетические аспекты, роль микробиома и предрасположенность к COVID-19. Проблемы эндокринологии, т. 67, № 4, с. 20-35. DOI: 10.14341/probl12775 EDN: LNCEYT
23. Ткаченко, Л. В., Андреева, М. В., Свиридова, Н. И. и др. (2019) Ожирение и репродуктивная функция: современное состояния проблемы. Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии, т. 18, № 3, с. 106-113. DOI: 10.20953/1726-1678-2019-3-106-113 EDN: KBUZHI
24. Хащенко, Е. П., Уварова, Е. В., Иванец, Т. Ю. и др. (2019) Предикторы формирования эмоциональных нарушений и снижения качества жизни пациенток раннего репродуктивного возраста с избыточной массой тела. Репродуктивное здоровье детей и подростков, т. 15, № 1, с. 67-77. DOI: 10.24411/1816-2134-2019-11008 EDN: JUYIHR
25. Cebolla, A., Barrada, J. R., van Strien, T. et al. (2014) Validation of the Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) in a sample of Spanish women. Appetite, vol. 73, pp. 58-64. DOI: 10.1016/j.appet.2013.10.014
26. Folkman, S., Lazarus, R. S. (1988) Manual for the ways of coping questionnaire. Palo Alto: Consulting Psychologists Press, 33 p.
27. Magallares, A., Carbonero-Carreño, R., Ruiz-Prieto, I., Jáuregui-Lobera, I. (2016) Beliefs about obesity and their relationship with dietary restraint and body image perception. Anales de Psicología, vol. 32, no. 2, pp. 349-354.
28. Van Strien, T., Frijters, J. E. R., Bergers, G. P. A., Defares, P. B. (1986) The Dutch Eating Behavior Questionnaire (DEBQ) for assessment of restrained, emotional, and external eating behavior. International Journal of Eating Disorders, vol. 5, no. 2, pp. 295-315. :2%3C295::AID-EAT2260050209%3E3.0.CO;2-T. DOI: 10.1002/1098-108X(198602)5
29. Yazdani, N., Hosseini, S. V., Amini, M. et al. (2018) Relationship between body image and psychological well-being in patients with morbid obesity. International Journal of Community Based Nursing and Midwifery, vol. 6, no. 2, pp. 175-184. DOI: 10.30476/ijcbnm.2018.40825
30. Yiu, A., Christensen, K., Arlt, J. M., Chen, E. Y. (2018) Distress tolerance across self-report, behavioral and psychophysiological domains in women with eating disorders, and healthy controls. Journal of Behavior Therapy and Experimental Psychiatry, vol. 61, pp. 24-31. DOI: 10.1016/j.jbtep.2018.05.006 EDN: YIFCAX
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринимается попытка междисциплинарного исследования призвания как феномена ценностного мира человека, необходимого условия самоидентификации на материале романа американского писателя Джона Уильямса «Стоунер» с привлечением результатов исследования данного феномена в рамках философии и психологии, а также осуществляется анализ такого лингвостилистического средства, как эпифания, используемого автором для воссоздания психологического состояния озарения, в процессе которого происходит осознание личностью своего призвания.
Статья посвящена акцентологическому освоению иноязычной лексики, представленной в словарях 1935-2023 гг. и активно используемой современниками. Несмотря на значимость работы, проделанной русскими лексикографами, в словарях сохраняется немало недифференцированных акцентных вариантов, необязательных исключений, малоинформативных помет и противоречивых рекомендаций. В статье на конкретных примерах показываются возможности разграничения вариантов, признаваемых равноценными, определения на раннем этапе заимствования перспективного ударения с учетом особенностей, законов и тенденций развития русского ударения. Вместо диффузных помет (двоякое ударение, союз « и » между вариантами, « допустимо » без пояснений) предлагается закрепить более информативные пометы, позволяющие делать осознанный выбор адекватного варианта.
В статье анализируются феномен лингвокреативности и функции реализующих ее элементов в текстах плаката, принадлежащих к дискурсивной практике, распространенной в современной немецкой политике. Наблюдения авторов показывают, что для анализируемого типа текста характерно использование разнообразных лингвокреативных средств, которые являются индикаторами релевантных признаков политического дискурса: персуазивности, агональности, театральности. Текстовые сигналы творческих операций ментально-речевого субъекта с языком тесно взаимодействуют с пара- и невербальными элементами информативной и персуазивно-апеллятивной частей композиции политического плаката и участвуют в реализации коммуникативно-прагматических смыслов, важных для оказания пропагандистско-агитационного воздействия на адресата.
Статья посвящена проблеме формирования принципа историзма в русских академических толковых словарях большого типа. Генезис принципа историзма, способы его реализации и эволюция его метаязыка рассматриваются в связи с проблемой соотношения нормативного и исторического подходов к словарному описанию лексики. Особое внимание уделяется научному и общественно-политическому контексту первой половины XX в., в частности влиянию словарей русского языка под ред. А. А. Шахматова (1897-1930) и под ред. Н. С. Державина (1929-1937) на формирование концепции историзма в семнадцатитомном Большом академическом словаре (1948-1965). Рассматриваются как положительные, так и отрицательные следствия этой лексикографической преемственности.
В статье анализируется сниженная лексика как способ воплощения художественной картины миры автора и языковой картины мира героя в текстах современной литературы. Рассматривается употребление в текстах литературы XXI в. сниженных лексических единиц, в том числе относящихся к пласту обсценной лексики, которые, с одной стороны, демонстрируют изменения, происходящие в национальном языке в целом и в литературном языке в частности, с другой - необходимы автору для воплощения своей индивидуальной (художественной) картины мира и создания языковой картины мира виртуальной языковой личности - персонажа произведения. Выделяются функции бранной лексики в современной литературе.
В статье проанализированы функции конструкции с прямой речью в современной русской прозе. Сделаны выводы о языковом своеобразии и текстовом потенциале прямой речи, рассмотрены особенности лексико-синтаксической координации ее частей. Выявлены факторы, изменяющие пунктуационно-графическую аранжировку текстовых фрагментов, включающих данную конструкцию в произведениях различных жанров Д. Рубиной, Л. Петрушевской, А. Матвеевой, Е. Водолазкина и А. Слаповского. Охарактеризовано функционирование конструкции с прямой речью в составе комментированного диалога.
Текст «Горя от ума» Грибоедова рассматривается как источник интертекстовых единиц, вошедших в круг русской словесной культуры. Прослеживаются тенденции актуализации «текста после текста» на протяжении двухсот лет после появления комедии (1824). Анализируется использование материала Грибоедова в ряде лексикографических изданий, определяется типология словарного иллюстрирования, проявляющаяся в явном и скрытом цитировании источника. Описывается явление фразеологической интертекстовой контаминации. Комедия рассматривается как целостный прецедентный текст, дающий не только прецедентные феномены, но и прецедентные раритеты.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
В статье приводится исследование влияния обучения литературе по двум разным программам - традиционной (В. Я. Коровина) и развивающей (авторы Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) - на понимание эпических и лирических художественных текстов. Выборку исследования составили 46 учеников. Для диагностики понимания использовались методики «Беседа о стихотворении» и «Беседа о рассказе» (Г. Н. Кудина). Обнаружены статистически значимые различия в ряде параметров, что указывает на связь между реализуемой образовательной программой и уровнем понимания художественных текстов младшими подростками. Обучающиеся по развивающей программе показали более высокие результаты в умении интерпретировать эпические и лирические художественные тексты.
Статья посвящена изучению эмоциональной мотивации учащихся средних школ. Структурной единицей эмоциональной мотивации является эмоциональное поведение, объективированное в непреднамеренных действиях в школе и дома. Представлены следующие методы исследования: тест «Цветовые ассоциации», позволяющий изучить эмоциональное отношение учащихся в учебной деятельности; устный отчет подростка о содержании учебного дня в школе и дома. Установлено, что действия под контролем эмоций механистичны и автоматизированы; нет предвидения результата и волевой регуляции, поведение следует инстинктивной программе, свойственной основным эмоциям радости, печали, гнева, безразличия, страха, отвращения, удовольствия, интереса.
В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.
В статье раскрывается содержание взаимодействия учителя и психолога в ходе работы с педагогическим запросом в рамках междисциплинарного мониторинга психосоциального развития младшего школьника с задержкой психического развития. Раскрыты целевые ориентиры, логика, содержание, организационные формы и инструменты профессиональной деятельности на каждом этапе мониторинга, которые разработаны с учетом результатов анкетирования педагогических работников школы. Методологическую основу исследования составила модель функционального диагноза, позволяющая преобразовать психологические знания о ребенке в педагогические задачи.
Статья посвящена башкирским пословицам и их применению на уроках родного языка для формирования этнокультурной компетентности учеников. Объектом исследования послужили различные пословицы башкирского народа. Целью является разработка конкретных примеров использования башкирских пословиц на уроках башкирского языка. В исследовании проведен анализ башкирских пословиц, а также их значений, были предложены задания с применением народной мудрости. Данные упражнения могут быть использованы учителями башкирского языка на уроках родного языка в школах, а также составителями учебников по изучению башкирского языка.
Обосновывается значимость педагогического анализа социального заказа системе образования для определения ценностных приоритетов школы. Отмечается, что социальный заказ выражается не только в формате требований, но и в общественном дискурсе. Анализ изменений в общественном дискурсе на этапе перехода от советского общества к постсоветскому приводит к выводу о том, что педагогической целью в условиях меняющегося общества является не формирование у учащихся «единственно правильных взглядов», а развитие способности к личностному самоопределению. Такая способность предполагает осознание учащимися критериев оценки сложных явлений социальной действительности, событий и явлений прошлого. Эмпирической основой анализа изменений в общественном дискурсе в переломный момент общественного развития стали газетные публикации 1989 г.
Статья посвящена актуальной для современного языкового образования проблеме оптимизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактической доминантой языкового образования становится текст, работа с которым предполагает активную познавательную и речетворческую деятельность обучающихся. На примере организации учебно-исследовательской работы с текстом на речетворческом уроке в старшей школе рассмотрены возможности использования речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся. Авторами статьи доказана необходимость речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся, способствующего формированию интегративного знания и метапредметных действий.
В статье обосновывается возможность самостоятельного статуса лексико-семантической группы глаголов статики и динамики. Авторами статьи устанавливаются системные и функционально-семантические особенности данной группы глаголов, ее количественный состав. Рассматриваются особенности представления данной группы в учебных средствах по русскому языку как иностранному. На основе выделенных особенностей лексико-семантической группы выявляются основные трудности работы с глаголами статики и динамики в иностранной аудитории.
В статье рассматриваются методические аспекты организации групповой работы как образовательной технологии применительно к занятиям по русскому языку как иностранному: принципы формирования групп, методы внутригрупповой работы, трудности группового обучения и пути их преодоления. При создании статьи учитывался опыт апробации группового обучения на занятиях по русскому как иностранному со студентами филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному СПбГУ. Выводы и рекомендации в определенной степени универсальны и могут быть полезны не только преподавателям иностранных языков, но также школьным учителям по русскому языку и литературе.
Проблематика исследования связана с вопросами планирования учебного процесса обучающихся института физической культуры и спорта, поиском решений формирования компетенций будущих учителей физической культуры, предполагающим взаимосвязь дисциплин и интеграцию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в модулях образовательной программы бакалавриата. В результате исследования получены статистически значимые различия показателей базового и порогового уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, что указывает на эффективность разработанных подходов, способствующих повышению качества знаний, формированию умения анализировать, самостоятельно мыслить и находить наиболее эффективные пути передачи знаний.
Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
В статье рассматриваются некоторые результаты исследований современной молодежи; отмечается важность подготовки в университетах конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной системой традиционных национальных ценностей; обосновывается целесообразность реализации в педагогическом университете программы магистратуры, нацеленной на подготовку специалистов по работе с молодежью; с достаточной полнотой раскрывается логика модульного построения междисциплинарной образовательной программы, характеристика модулей и используемых технологий, важность установления связей с региональными органами исполнительной власти; подчеркивается значимость реализации данной программы в реализации социальной функции современного университета.
В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.
В статье представлен анализ междисциплинарного взаимодействия физики и математики в проекции на школьное образование. Рассматривается междисциплинарность в широком смысле и возможности реализации междисциплинарного подхода в рамках предметного обучения, в котором выделяются содержательный и организационный компоненты. Проблемы междисциплинарного взаимодействия физики и математики как учебных предметов рассмотрены с гносеологической, дидактической, психологической и методической позиций. Показаны возможности их учета в предметном обучении с целью формирования мировоззрения выпускников средней школы и выделены ресурсы, недостаточно используемые для целостной физико-математической подготовки обучающихся.
В современных условиях развитие образовательных систем тесно связано с интеграционными процессами, связывающими различных субъектов образования едиными целями и смыслами. В статье анализируются факторы, влияющие на интегративное взаимодействие педагогических вузов и региональных систем образования (РСО). Показано, что ключевым условием успешного взаимодействия педагогических вузов и РСО является научно обоснованный подход к его проектированию, выстроенный в логике исследовательского и интеграционного подходов. Представлен опыт организации взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена с региональными образовательными системами в рамках реализации проектов и программ, направленных на повышение качества педагогического образования.
В статье рассмотрена важность и необходимость следования традициям, которые веками складывались в российской научно-образовательной сфере. Отражена роль великих ученых России в развитии связи науки и образования, выделена работа Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Бюро Отделения экономики РАН, отмечен вклад РГПУ им. А. И. Герцена в развитие отечественного образования и науки. Методологическая база представлена развитием и достижениями экономики качества, акцент сделан на качестве жизни как важном направлении исследования экономики качества. Особое внимание уделено науке и образованию как составляющей инновационной системы Санкт-Петербурга и России. Указано на необходимость и своевременность развития изменений в экономическом образовании.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477