В статье приводится исследование влияния обучения литературе по двум разным программам - традиционной (В. Я. Коровина) и развивающей (авторы Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) - на понимание эпических и лирических художественных текстов. Выборку исследования составили 46 учеников. Для диагностики понимания использовались методики «Беседа о стихотворении» и «Беседа о рассказе» (Г. Н. Кудина). Обнаружены статистически значимые различия в ряде параметров, что указывает на связь между реализуемой образовательной программой и уровнем понимания художественных текстов младшими подростками. Обучающиеся по развивающей программе показали более высокие результаты в умении интерпретировать эпические и лирические художественные тексты.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-211-178-189
- eLIBRARY ID
- 67212329
Понимание художественного произведения — частная, специальная проблема и вместе с тем междисциплинарный феномен, являющийся предметом изучения ряда гуманитарных наук. Преодолеть пропасть между автором и читателем пытались многие видные учёные и мыслители, среди достижений которых особое место занимают идеи М. М. Бахтина. В бахтинской методологической парадигме исходным основанием выступает категория диалога, пронизывающего всё человеческое бытие. Так, художественное произведение выступает пространством для «заочного диалога» между автором и читателем. Философ писал, что эстетический объект есть «оформленное содержание», в которое человек входит как «активный субъект» (Бахтин 1975, 71). Л. С. Выготский считал, что «субъективность понимания, привносимый нами от себя смысл» является не только специфической особенностью поэзии, но и признаком всякого понимания в целом (Выготский 1986, 59).
Список литературы
1. Бахтин, М. М. (1975) Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. В кн.: Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, с. 6-71.
2. Беньковская, Т. Е., Майдангалиева, Ж. А. (2016) Формирование системы литературного развития школьников в методике преподавания литературы (1840-2000-е гг.). М.: Академия Естествознания, 218 с. EDN: VZCPBP
3. Выготский, Л. С. (1986) Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 573 с.
4. Гуружапов, В. А. (2007) Идеи В. В. Давыдова о единстве практики и теории обучения детей. Вестник практической психологии образования, т. 4, № 3 (12), с. 19-21.
5. Давыдов, В. В. (1995) О понятии развивающего обучения. Томск: Пеленг, 142 с.
6. Знаков, В. В. (2005) Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 446 с.
7. Лавлинский, С. П. (2003) Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход. М.: Прогресс-Традиция; ИНФРА-М, 381 с. EDN: RAYUDZ
8. Леонтьев, А. Н. (1983) Некоторые проблемы психологии искусства. В кн.: Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, с. 232-239.
9. Мелик-Пашаев, А. А., Адаскина, А. А., Кудина, Г. Н. и др. (2009) Методики исследования и проблемы диагностики художественно-творческого развития детей (методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ). Дубна: Феникс+, 272 с. EDN: XSNKHX
10. Новлянская, З. Н. (2013) Роль установок в развитии художественного восприятия. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1, № 5-6, с. 332-336.
11. Новлянская, З. Н., Кудина, Г. Н. (1997) Основные принципы и методы экспериментального курса.
12. “Литература как предмет эстетического цикла” (для средней школы). Психологическая наука и образование, т. 2, № 1, с. 40-44.
13. Рубцов, В. В. (1996) Основы социально-генетической психологии: Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 384 с. EDN: ULESPB
14. Эко, У. (2005) Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб.: Симпозиум, 502 c.
15. Eco, U. (1994) Interpretation and overinterpretation. New York: Cambridge University Press, 167 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринимается попытка междисциплинарного исследования призвания как феномена ценностного мира человека, необходимого условия самоидентификации на материале романа американского писателя Джона Уильямса «Стоунер» с привлечением результатов исследования данного феномена в рамках философии и психологии, а также осуществляется анализ такого лингвостилистического средства, как эпифания, используемого автором для воссоздания психологического состояния озарения, в процессе которого происходит осознание личностью своего призвания.
Статья посвящена акцентологическому освоению иноязычной лексики, представленной в словарях 1935-2023 гг. и активно используемой современниками. Несмотря на значимость работы, проделанной русскими лексикографами, в словарях сохраняется немало недифференцированных акцентных вариантов, необязательных исключений, малоинформативных помет и противоречивых рекомендаций. В статье на конкретных примерах показываются возможности разграничения вариантов, признаваемых равноценными, определения на раннем этапе заимствования перспективного ударения с учетом особенностей, законов и тенденций развития русского ударения. Вместо диффузных помет (двоякое ударение, союз « и » между вариантами, « допустимо » без пояснений) предлагается закрепить более информативные пометы, позволяющие делать осознанный выбор адекватного варианта.
В статье анализируются феномен лингвокреативности и функции реализующих ее элементов в текстах плаката, принадлежащих к дискурсивной практике, распространенной в современной немецкой политике. Наблюдения авторов показывают, что для анализируемого типа текста характерно использование разнообразных лингвокреативных средств, которые являются индикаторами релевантных признаков политического дискурса: персуазивности, агональности, театральности. Текстовые сигналы творческих операций ментально-речевого субъекта с языком тесно взаимодействуют с пара- и невербальными элементами информативной и персуазивно-апеллятивной частей композиции политического плаката и участвуют в реализации коммуникативно-прагматических смыслов, важных для оказания пропагандистско-агитационного воздействия на адресата.
Статья посвящена проблеме формирования принципа историзма в русских академических толковых словарях большого типа. Генезис принципа историзма, способы его реализации и эволюция его метаязыка рассматриваются в связи с проблемой соотношения нормативного и исторического подходов к словарному описанию лексики. Особое внимание уделяется научному и общественно-политическому контексту первой половины XX в., в частности влиянию словарей русского языка под ред. А. А. Шахматова (1897-1930) и под ред. Н. С. Державина (1929-1937) на формирование концепции историзма в семнадцатитомном Большом академическом словаре (1948-1965). Рассматриваются как положительные, так и отрицательные следствия этой лексикографической преемственности.
В статье анализируется сниженная лексика как способ воплощения художественной картины миры автора и языковой картины мира героя в текстах современной литературы. Рассматривается употребление в текстах литературы XXI в. сниженных лексических единиц, в том числе относящихся к пласту обсценной лексики, которые, с одной стороны, демонстрируют изменения, происходящие в национальном языке в целом и в литературном языке в частности, с другой - необходимы автору для воплощения своей индивидуальной (художественной) картины мира и создания языковой картины мира виртуальной языковой личности - персонажа произведения. Выделяются функции бранной лексики в современной литературе.
В статье проанализированы функции конструкции с прямой речью в современной русской прозе. Сделаны выводы о языковом своеобразии и текстовом потенциале прямой речи, рассмотрены особенности лексико-синтаксической координации ее частей. Выявлены факторы, изменяющие пунктуационно-графическую аранжировку текстовых фрагментов, включающих данную конструкцию в произведениях различных жанров Д. Рубиной, Л. Петрушевской, А. Матвеевой, Е. Водолазкина и А. Слаповского. Охарактеризовано функционирование конструкции с прямой речью в составе комментированного диалога.
Текст «Горя от ума» Грибоедова рассматривается как источник интертекстовых единиц, вошедших в круг русской словесной культуры. Прослеживаются тенденции актуализации «текста после текста» на протяжении двухсот лет после появления комедии (1824). Анализируется использование материала Грибоедова в ряде лексикографических изданий, определяется типология словарного иллюстрирования, проявляющаяся в явном и скрытом цитировании источника. Описывается явление фразеологической интертекстовой контаминации. Комедия рассматривается как целостный прецедентный текст, дающий не только прецедентные феномены, но и прецедентные раритеты.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
Избыточный вес является одной из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, в связи с чем является актуальным изучение психологической составляющей в формировании нарушений пищевого поведения и избыточного веса. Цель исследования - выявление психологических предпосылок формирования нарушений пищевого поведения и обозначение направленности психологической помощи. У женщин с избыточной массой тела выявлены высокая реактивная и личностная тревожность, недовольство образом собственного тела, неадаптивные стратегии выхода их стрессовых ситуаций. Психологическая помощь может быть направлена на освоение оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций с применением когнитивно-поведенческой психотерапии.
Статья посвящена изучению эмоциональной мотивации учащихся средних школ. Структурной единицей эмоциональной мотивации является эмоциональное поведение, объективированное в непреднамеренных действиях в школе и дома. Представлены следующие методы исследования: тест «Цветовые ассоциации», позволяющий изучить эмоциональное отношение учащихся в учебной деятельности; устный отчет подростка о содержании учебного дня в школе и дома. Установлено, что действия под контролем эмоций механистичны и автоматизированы; нет предвидения результата и волевой регуляции, поведение следует инстинктивной программе, свойственной основным эмоциям радости, печали, гнева, безразличия, страха, отвращения, удовольствия, интереса.
В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.
В статье раскрывается содержание взаимодействия учителя и психолога в ходе работы с педагогическим запросом в рамках междисциплинарного мониторинга психосоциального развития младшего школьника с задержкой психического развития. Раскрыты целевые ориентиры, логика, содержание, организационные формы и инструменты профессиональной деятельности на каждом этапе мониторинга, которые разработаны с учетом результатов анкетирования педагогических работников школы. Методологическую основу исследования составила модель функционального диагноза, позволяющая преобразовать психологические знания о ребенке в педагогические задачи.
Статья посвящена башкирским пословицам и их применению на уроках родного языка для формирования этнокультурной компетентности учеников. Объектом исследования послужили различные пословицы башкирского народа. Целью является разработка конкретных примеров использования башкирских пословиц на уроках башкирского языка. В исследовании проведен анализ башкирских пословиц, а также их значений, были предложены задания с применением народной мудрости. Данные упражнения могут быть использованы учителями башкирского языка на уроках родного языка в школах, а также составителями учебников по изучению башкирского языка.
Обосновывается значимость педагогического анализа социального заказа системе образования для определения ценностных приоритетов школы. Отмечается, что социальный заказ выражается не только в формате требований, но и в общественном дискурсе. Анализ изменений в общественном дискурсе на этапе перехода от советского общества к постсоветскому приводит к выводу о том, что педагогической целью в условиях меняющегося общества является не формирование у учащихся «единственно правильных взглядов», а развитие способности к личностному самоопределению. Такая способность предполагает осознание учащимися критериев оценки сложных явлений социальной действительности, событий и явлений прошлого. Эмпирической основой анализа изменений в общественном дискурсе в переломный момент общественного развития стали газетные публикации 1989 г.
Статья посвящена актуальной для современного языкового образования проблеме оптимизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактической доминантой языкового образования становится текст, работа с которым предполагает активную познавательную и речетворческую деятельность обучающихся. На примере организации учебно-исследовательской работы с текстом на речетворческом уроке в старшей школе рассмотрены возможности использования речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся. Авторами статьи доказана необходимость речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся, способствующего формированию интегративного знания и метапредметных действий.
В статье обосновывается возможность самостоятельного статуса лексико-семантической группы глаголов статики и динамики. Авторами статьи устанавливаются системные и функционально-семантические особенности данной группы глаголов, ее количественный состав. Рассматриваются особенности представления данной группы в учебных средствах по русскому языку как иностранному. На основе выделенных особенностей лексико-семантической группы выявляются основные трудности работы с глаголами статики и динамики в иностранной аудитории.
В статье рассматриваются методические аспекты организации групповой работы как образовательной технологии применительно к занятиям по русскому языку как иностранному: принципы формирования групп, методы внутригрупповой работы, трудности группового обучения и пути их преодоления. При создании статьи учитывался опыт апробации группового обучения на занятиях по русскому как иностранному со студентами филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному СПбГУ. Выводы и рекомендации в определенной степени универсальны и могут быть полезны не только преподавателям иностранных языков, но также школьным учителям по русскому языку и литературе.
Проблематика исследования связана с вопросами планирования учебного процесса обучающихся института физической культуры и спорта, поиском решений формирования компетенций будущих учителей физической культуры, предполагающим взаимосвязь дисциплин и интеграцию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в модулях образовательной программы бакалавриата. В результате исследования получены статистически значимые различия показателей базового и порогового уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, что указывает на эффективность разработанных подходов, способствующих повышению качества знаний, формированию умения анализировать, самостоятельно мыслить и находить наиболее эффективные пути передачи знаний.
Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
В статье рассматриваются некоторые результаты исследований современной молодежи; отмечается важность подготовки в университетах конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной системой традиционных национальных ценностей; обосновывается целесообразность реализации в педагогическом университете программы магистратуры, нацеленной на подготовку специалистов по работе с молодежью; с достаточной полнотой раскрывается логика модульного построения междисциплинарной образовательной программы, характеристика модулей и используемых технологий, важность установления связей с региональными органами исполнительной власти; подчеркивается значимость реализации данной программы в реализации социальной функции современного университета.
В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.
В статье представлен анализ междисциплинарного взаимодействия физики и математики в проекции на школьное образование. Рассматривается междисциплинарность в широком смысле и возможности реализации междисциплинарного подхода в рамках предметного обучения, в котором выделяются содержательный и организационный компоненты. Проблемы междисциплинарного взаимодействия физики и математики как учебных предметов рассмотрены с гносеологической, дидактической, психологической и методической позиций. Показаны возможности их учета в предметном обучении с целью формирования мировоззрения выпускников средней школы и выделены ресурсы, недостаточно используемые для целостной физико-математической подготовки обучающихся.
В современных условиях развитие образовательных систем тесно связано с интеграционными процессами, связывающими различных субъектов образования едиными целями и смыслами. В статье анализируются факторы, влияющие на интегративное взаимодействие педагогических вузов и региональных систем образования (РСО). Показано, что ключевым условием успешного взаимодействия педагогических вузов и РСО является научно обоснованный подход к его проектированию, выстроенный в логике исследовательского и интеграционного подходов. Представлен опыт организации взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена с региональными образовательными системами в рамках реализации проектов и программ, направленных на повышение качества педагогического образования.
В статье рассмотрена важность и необходимость следования традициям, которые веками складывались в российской научно-образовательной сфере. Отражена роль великих ученых России в развитии связи науки и образования, выделена работа Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Бюро Отделения экономики РАН, отмечен вклад РГПУ им. А. И. Герцена в развитие отечественного образования и науки. Методологическая база представлена развитием и достижениями экономики качества, акцент сделан на качестве жизни как важном направлении исследования экономики качества. Особое внимание уделено науке и образованию как составляющей инновационной системы Санкт-Петербурга и России. Указано на необходимость и своевременность развития изменений в экономическом образовании.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477