В статье рассматриваются методические аспекты организации групповой работы как образовательной технологии применительно к занятиям по русскому языку как иностранному: принципы формирования групп, методы внутригрупповой работы, трудности группового обучения и пути их преодоления. При создании статьи учитывался опыт апробации группового обучения на занятиях по русскому как иностранному со студентами филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному СПбГУ. Выводы и рекомендации в определенной степени универсальны и могут быть полезны не только преподавателям иностранных языков, но также школьным учителям по русскому языку и литературе.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-211-88-99
- eLIBRARY ID
- 67212320
Российский и советский ученый и педагог В. П. Беспалько писал: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология — на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается, чтобы затем все началось с начала» (Беспалько 1989, 5).
При поиске ответов на вопрос о повышении результативности обучения преподаватели в той или иной степени сочетают творческий подход к учебному процессу (обучение как искусство), который учитывает уникальность личностей учащихся, и использование современных образовательных технологий, обладающих свойствами воспроизводимости и транслируемости (обучение как алгоритм). С нашей точки зрения, именно при гармоничном сочетании этих двух подходов можно достичь эффективных результатов.
Список литературы
1. Казакова, Е. И., Тарханова, И. Ю. (2018) Оценка универсальных компетенций студентов при освоении образовательных программ. Ярославский педагогический вестник, № 5, с. 127-135. https://www. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10164 EDN: YOQEFN
2. Козырев, В. А., Радионова, Н. Ф., Тряпицына, А. П. и др. (2005) Компетентностный подход в педагогическом образовании. 2-е изд. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 392 с. EDN: RWJENT
3. Марголис, А. А. (2014) Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров. Психологическая наука и образование, т. 6, № 2. [Электронный ресурс]. URL: 10.17759/psyedu.2014060201 (дата обращения 11.11.2023). DOI: 10.17759/psyedu.2014060201( EDN: QNLGHX
4. Матюнина, Н. В. (2019) Нормативные аспекты профессиональной подготовки педагогов физической культуры в соответствии с ФГОС во 3++. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, № 4 (25), с. 112-115. DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-112-115 EDN: RZRFEJ
5. Скорохватова, Г. В. (2022) Организационно-методические основы лыжной подготовки в общеобразовательной школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 198 с. EDN: ZDEVRW
6. Скорохватова, Г. В., Ансимова, З. Ю., Дядичева, М. В. (2018) Анализ методической деятельности бакалавров в условиях учебной практики по лыжной подготовке. Проблемы современного педагогического образования, № 61-3, с. 267-271. EDN: YRXWSL
7. Скорохватова, Г. В., Ансимова, З. Ю., Чепаков, Е. М. (2019) Критерии оценивания учебной практики студентов института физической культуры и спорта. В кн.: Н. А. Мартынов (ред.). Физическая культура. Спорт. Здоровье: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции, Сыктывкар, 19 декабря 2019 года. Сыктывкар: Питирима Сорокина, с. 65-69. EDN: HAMUKS
8. Сытина, Н. С. (2017) Теория и технологии обучения. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 186 с.
9. Акиньшина, И. Б., Колесникова, А. А. (2017) Групповая форма работы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки, № 14 (263), вып. 34, с. 138-147.
10. Алексеева, Н. В. (2017) Технология фасилитации “Мировое кафе”: возможности использования в учебном процессе средней школы. Наука и образование: новое время, № 2 (3), с. 89-91.
11. Базаров, Т. Ю. (2014) Психология управления персоналом. Теория и практика. М.: Юрайт, 380 с. EDN: TPFBHO
12. Байбородова, Л. В., Касаткина, Н. Н., Данданова, С. В. (2016) Групповая работа на занятиях по иностранному языку. Ярославль: РИО ЯГПУ, 101 с.
13. Беспалько, В. П. (1989) Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 192 с. EDN: ZHSOSH
14. Буренкова, О. М. (2010) Групповое обучение и обучение в сотрудничестве (история проблемы). Проблемы и перспективы развития образования в России, № 1, с. 16-20. EDN: RILTJZ
15. Дмитриенко, Н. А., Орлов, С. В. (2014) История групповых форм обучения и развитие образования в информационном обществе. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия “Экономика и экологический менеджмент”, № 4, с. 103-109. EDN: TCELKX
16. Ермаков, Д. С. (2020) Применение методики “Мировое кафе” в педагогических исследованиях. Педагогика и просвещение, № 3, с. 63-73. EDN: NKJJKX
17. Зайцев, В. С. (2012) Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 424 с.
18. Зайцев, В. С. (2017) Метод проектов как современная технология обучения. Вестник Челябинского государственного педагогического университета, № 6, с. 52-62. EDN: ZHZYIF
19. Измаилова, Э. А., Кузнецова, Ю. А. (2013) Метод мозгового штурма. Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе, № 2 (6), с. 32-35. EDN: RPZEAX
20. Казанцев, А. Ю., Казанцева, Г. С., Кругликова, М. Е. (2015) Применение метода группового обучения на занятиях по английскому языку в неязыковом высшем учебном заведении. GAUDEAMUS IGITUR, № 3, с. 25-28. EDN: UJHZKX
21. Колесова, Д. В., Харитонов, А. А. (2020) Игра слов: во что и как играть на уроке русского языка. СПб.: Златоуст, 150 с.
22. Куксо, Е. Н. (2016) Десять эффективных способов улучшения качества преподавания в школе. М.: Сентябрь, 192 с.
23. Лернер, И. Я. (1981) Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 186 с.
24. Мартынова, Т. А., Орлова, Е. В. (2020) Использование стратегии Уолта Диснея в междисциплинарном обучении навыкам критического мышления и коммуникации на английском языке в вузе. Филологические науки. Вопросы теории и практики, т. 13, № 2, с. 289-294. EDN: DKNGAM
25. Павлюковец, М. А. (2014) Использование синквейна и ПОПС-формулы как интерактивных методов обучения английскому языку при формировании учебно-познавательной компетенции у студентов-лингвистов. Интернет-журнал “Науковедение”, № 1, статья 41PVN114. EDN: SDKEJP
26. Скворцова, Е. Е., Есина, М. Г. (2016) Групповые технологии в обучении иностранному языку. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого, № 1 (17), с. 99-104. EDN: VUTQHV
27. Слесарева, Т. А. (2017) Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС. В кн.: Актуальные проблемы обучения иностранным языкам: Сборник материалов Всеросcийской научно-практической конференции. Димитровград: Димитровградский инженерно-технологический институт, с. 63-66. EDN: YOGRHL
28. Уваров, А. Ю. (2001) Групповая работа: кооперация в обучении. М.: Мирос, 223 с.
29. Усенко, И. Ю., Токина, А. И. (2022) Групповая работа на уроках русского языка как иностранного: современные методы и приемы. Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Серия: Методика преподавания русского языка и литературы, № 6 (17). [Электронный ресурс]. URL: https://scipress.ru/fam/articles/gruppovaya-rabota-na-urokakh-russkogo-yazyka-kak-inostrannogo-sovre-mennye-metody-i-priyomy.html (дата обращения 19.12.2022).
30. Шайхутдинова, Х. А. (2019) Работа в малых группах как эффективное средство развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки, № 1 (41), с. 139-165. EDN: ZIOBET
31. Education and society. Is Russia willing to invest in its future? (2008) Moscow: SU HSE Publ., 70 p.
32. Funk, H., Kuh, Ch., Skiba, D. et al. (2014) Aufgaben, Übungen, Interaktion. München: Klett-Langen-scheidt. Goethe-Institut Publ.,184 p.
33. Grossmann, S. (2011) Mündliche und schriftliche Anweisungen im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Frankfurt am Main: Lang Publ., 401 p.
34. Klippert, H. (2010) Teamentwicklung im Klassenraum. Übungsbausteine für den Unterricht. 9 Auf. Wein-heim: Beltz Publ. [Online]. Available at: https://download.e-bookshelf.de/download/0002/6713/77/L-G-0002671377-0004267276.pdf (accessed 07.05.2023).
35. Meyer, H. Kiper, H., Topsh W. (2002) Unterrichtsmethoden. In: Einführung in die Schulpädagogik. Berlin: Cornelsen Publ., pp. 109-121.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринимается попытка междисциплинарного исследования призвания как феномена ценностного мира человека, необходимого условия самоидентификации на материале романа американского писателя Джона Уильямса «Стоунер» с привлечением результатов исследования данного феномена в рамках философии и психологии, а также осуществляется анализ такого лингвостилистического средства, как эпифания, используемого автором для воссоздания психологического состояния озарения, в процессе которого происходит осознание личностью своего призвания.
Статья посвящена акцентологическому освоению иноязычной лексики, представленной в словарях 1935-2023 гг. и активно используемой современниками. Несмотря на значимость работы, проделанной русскими лексикографами, в словарях сохраняется немало недифференцированных акцентных вариантов, необязательных исключений, малоинформативных помет и противоречивых рекомендаций. В статье на конкретных примерах показываются возможности разграничения вариантов, признаваемых равноценными, определения на раннем этапе заимствования перспективного ударения с учетом особенностей, законов и тенденций развития русского ударения. Вместо диффузных помет (двоякое ударение, союз « и » между вариантами, « допустимо » без пояснений) предлагается закрепить более информативные пометы, позволяющие делать осознанный выбор адекватного варианта.
В статье анализируются феномен лингвокреативности и функции реализующих ее элементов в текстах плаката, принадлежащих к дискурсивной практике, распространенной в современной немецкой политике. Наблюдения авторов показывают, что для анализируемого типа текста характерно использование разнообразных лингвокреативных средств, которые являются индикаторами релевантных признаков политического дискурса: персуазивности, агональности, театральности. Текстовые сигналы творческих операций ментально-речевого субъекта с языком тесно взаимодействуют с пара- и невербальными элементами информативной и персуазивно-апеллятивной частей композиции политического плаката и участвуют в реализации коммуникативно-прагматических смыслов, важных для оказания пропагандистско-агитационного воздействия на адресата.
Статья посвящена проблеме формирования принципа историзма в русских академических толковых словарях большого типа. Генезис принципа историзма, способы его реализации и эволюция его метаязыка рассматриваются в связи с проблемой соотношения нормативного и исторического подходов к словарному описанию лексики. Особое внимание уделяется научному и общественно-политическому контексту первой половины XX в., в частности влиянию словарей русского языка под ред. А. А. Шахматова (1897-1930) и под ред. Н. С. Державина (1929-1937) на формирование концепции историзма в семнадцатитомном Большом академическом словаре (1948-1965). Рассматриваются как положительные, так и отрицательные следствия этой лексикографической преемственности.
В статье анализируется сниженная лексика как способ воплощения художественной картины миры автора и языковой картины мира героя в текстах современной литературы. Рассматривается употребление в текстах литературы XXI в. сниженных лексических единиц, в том числе относящихся к пласту обсценной лексики, которые, с одной стороны, демонстрируют изменения, происходящие в национальном языке в целом и в литературном языке в частности, с другой - необходимы автору для воплощения своей индивидуальной (художественной) картины мира и создания языковой картины мира виртуальной языковой личности - персонажа произведения. Выделяются функции бранной лексики в современной литературе.
В статье проанализированы функции конструкции с прямой речью в современной русской прозе. Сделаны выводы о языковом своеобразии и текстовом потенциале прямой речи, рассмотрены особенности лексико-синтаксической координации ее частей. Выявлены факторы, изменяющие пунктуационно-графическую аранжировку текстовых фрагментов, включающих данную конструкцию в произведениях различных жанров Д. Рубиной, Л. Петрушевской, А. Матвеевой, Е. Водолазкина и А. Слаповского. Охарактеризовано функционирование конструкции с прямой речью в составе комментированного диалога.
Текст «Горя от ума» Грибоедова рассматривается как источник интертекстовых единиц, вошедших в круг русской словесной культуры. Прослеживаются тенденции актуализации «текста после текста» на протяжении двухсот лет после появления комедии (1824). Анализируется использование материала Грибоедова в ряде лексикографических изданий, определяется типология словарного иллюстрирования, проявляющаяся в явном и скрытом цитировании источника. Описывается явление фразеологической интертекстовой контаминации. Комедия рассматривается как целостный прецедентный текст, дающий не только прецедентные феномены, но и прецедентные раритеты.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
Избыточный вес является одной из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, в связи с чем является актуальным изучение психологической составляющей в формировании нарушений пищевого поведения и избыточного веса. Цель исследования - выявление психологических предпосылок формирования нарушений пищевого поведения и обозначение направленности психологической помощи. У женщин с избыточной массой тела выявлены высокая реактивная и личностная тревожность, недовольство образом собственного тела, неадаптивные стратегии выхода их стрессовых ситуаций. Психологическая помощь может быть направлена на освоение оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций с применением когнитивно-поведенческой психотерапии.
В статье приводится исследование влияния обучения литературе по двум разным программам - традиционной (В. Я. Коровина) и развивающей (авторы Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) - на понимание эпических и лирических художественных текстов. Выборку исследования составили 46 учеников. Для диагностики понимания использовались методики «Беседа о стихотворении» и «Беседа о рассказе» (Г. Н. Кудина). Обнаружены статистически значимые различия в ряде параметров, что указывает на связь между реализуемой образовательной программой и уровнем понимания художественных текстов младшими подростками. Обучающиеся по развивающей программе показали более высокие результаты в умении интерпретировать эпические и лирические художественные тексты.
Статья посвящена изучению эмоциональной мотивации учащихся средних школ. Структурной единицей эмоциональной мотивации является эмоциональное поведение, объективированное в непреднамеренных действиях в школе и дома. Представлены следующие методы исследования: тест «Цветовые ассоциации», позволяющий изучить эмоциональное отношение учащихся в учебной деятельности; устный отчет подростка о содержании учебного дня в школе и дома. Установлено, что действия под контролем эмоций механистичны и автоматизированы; нет предвидения результата и волевой регуляции, поведение следует инстинктивной программе, свойственной основным эмоциям радости, печали, гнева, безразличия, страха, отвращения, удовольствия, интереса.
В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.
В статье раскрывается содержание взаимодействия учителя и психолога в ходе работы с педагогическим запросом в рамках междисциплинарного мониторинга психосоциального развития младшего школьника с задержкой психического развития. Раскрыты целевые ориентиры, логика, содержание, организационные формы и инструменты профессиональной деятельности на каждом этапе мониторинга, которые разработаны с учетом результатов анкетирования педагогических работников школы. Методологическую основу исследования составила модель функционального диагноза, позволяющая преобразовать психологические знания о ребенке в педагогические задачи.
Статья посвящена башкирским пословицам и их применению на уроках родного языка для формирования этнокультурной компетентности учеников. Объектом исследования послужили различные пословицы башкирского народа. Целью является разработка конкретных примеров использования башкирских пословиц на уроках башкирского языка. В исследовании проведен анализ башкирских пословиц, а также их значений, были предложены задания с применением народной мудрости. Данные упражнения могут быть использованы учителями башкирского языка на уроках родного языка в школах, а также составителями учебников по изучению башкирского языка.
Обосновывается значимость педагогического анализа социального заказа системе образования для определения ценностных приоритетов школы. Отмечается, что социальный заказ выражается не только в формате требований, но и в общественном дискурсе. Анализ изменений в общественном дискурсе на этапе перехода от советского общества к постсоветскому приводит к выводу о том, что педагогической целью в условиях меняющегося общества является не формирование у учащихся «единственно правильных взглядов», а развитие способности к личностному самоопределению. Такая способность предполагает осознание учащимися критериев оценки сложных явлений социальной действительности, событий и явлений прошлого. Эмпирической основой анализа изменений в общественном дискурсе в переломный момент общественного развития стали газетные публикации 1989 г.
Статья посвящена актуальной для современного языкового образования проблеме оптимизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактической доминантой языкового образования становится текст, работа с которым предполагает активную познавательную и речетворческую деятельность обучающихся. На примере организации учебно-исследовательской работы с текстом на речетворческом уроке в старшей школе рассмотрены возможности использования речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся. Авторами статьи доказана необходимость речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся, способствующего формированию интегративного знания и метапредметных действий.
В статье обосновывается возможность самостоятельного статуса лексико-семантической группы глаголов статики и динамики. Авторами статьи устанавливаются системные и функционально-семантические особенности данной группы глаголов, ее количественный состав. Рассматриваются особенности представления данной группы в учебных средствах по русскому языку как иностранному. На основе выделенных особенностей лексико-семантической группы выявляются основные трудности работы с глаголами статики и динамики в иностранной аудитории.
Проблематика исследования связана с вопросами планирования учебного процесса обучающихся института физической культуры и спорта, поиском решений формирования компетенций будущих учителей физической культуры, предполагающим взаимосвязь дисциплин и интеграцию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в модулях образовательной программы бакалавриата. В результате исследования получены статистически значимые различия показателей базового и порогового уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, что указывает на эффективность разработанных подходов, способствующих повышению качества знаний, формированию умения анализировать, самостоятельно мыслить и находить наиболее эффективные пути передачи знаний.
Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
В статье рассматриваются некоторые результаты исследований современной молодежи; отмечается важность подготовки в университетах конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной системой традиционных национальных ценностей; обосновывается целесообразность реализации в педагогическом университете программы магистратуры, нацеленной на подготовку специалистов по работе с молодежью; с достаточной полнотой раскрывается логика модульного построения междисциплинарной образовательной программы, характеристика модулей и используемых технологий, важность установления связей с региональными органами исполнительной власти; подчеркивается значимость реализации данной программы в реализации социальной функции современного университета.
В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.
В статье представлен анализ междисциплинарного взаимодействия физики и математики в проекции на школьное образование. Рассматривается междисциплинарность в широком смысле и возможности реализации междисциплинарного подхода в рамках предметного обучения, в котором выделяются содержательный и организационный компоненты. Проблемы междисциплинарного взаимодействия физики и математики как учебных предметов рассмотрены с гносеологической, дидактической, психологической и методической позиций. Показаны возможности их учета в предметном обучении с целью формирования мировоззрения выпускников средней школы и выделены ресурсы, недостаточно используемые для целостной физико-математической подготовки обучающихся.
В современных условиях развитие образовательных систем тесно связано с интеграционными процессами, связывающими различных субъектов образования едиными целями и смыслами. В статье анализируются факторы, влияющие на интегративное взаимодействие педагогических вузов и региональных систем образования (РСО). Показано, что ключевым условием успешного взаимодействия педагогических вузов и РСО является научно обоснованный подход к его проектированию, выстроенный в логике исследовательского и интеграционного подходов. Представлен опыт организации взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена с региональными образовательными системами в рамках реализации проектов и программ, направленных на повышение качества педагогического образования.
В статье рассмотрена важность и необходимость следования традициям, которые веками складывались в российской научно-образовательной сфере. Отражена роль великих ученых России в развитии связи науки и образования, выделена работа Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Бюро Отделения экономики РАН, отмечен вклад РГПУ им. А. И. Герцена в развитие отечественного образования и науки. Методологическая база представлена развитием и достижениями экономики качества, акцент сделан на качестве жизни как важном направлении исследования экономики качества. Особое внимание уделено науке и образованию как составляющей инновационной системы Санкт-Петербурга и России. Указано на необходимость и своевременность развития изменений в экономическом образовании.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477