В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-211-150-163
- eLIBRARY ID
- 67212327
Сегодня высшее образование в России — важнейший социальный институт. Помимо традиционных функций, связанных с подготовкой квалифицированных кадров, оно решает задачи создания новых технологий, поддержки науки и производства, формирования национальной идентичности, сохранения исторической памяти. Однако динамичность развития экономики, конкуренция на рынке труда предъявляют высшей школе высокие требования. Не все вузы способны быстро реагировать и перестраиваться, в результате чего между ними обнаруживаются серьезные различия, и некоторые из них описаны в современных исследованиях как барьеры доступности высшего образования (Малиновский, Шибанова 2023). Эти барьеры приводят к расслоению студенчества как единой общности обучающихся высшей школы. Возникают социально-психологические проблемы, связанные с неудовлетворенностью приобретаемыми в процессе получения образования социальными статусами, с переживанием несправедливости. Складывающаяся ситуация порождает напряженность, социальную динамику, приводит к социальному неравенству. Барьеры доступности и различия в социальной ситуации получения высшего образования нуждаются в дополнительном изучении с точки зрения социально-психологического подхода.
Список литературы
1. Алексеева, И. А. (2017) Современные тенденции формирования и развития человеческого капитала российской системы высшего образования. В кн.: А. Ю. Нагорнова (ред.). Высшее образование в России: история и современность. Ульяновск: Зебра, с. 6-17.
2. Алиева, Л. Р., Амбарцумян, К. Р. (2022) Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики “мягкой силы” современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, т. 15, № 2, с. 197-216. DOI: 10.21638/spbu06.2022.205 EDN: WRCBLK
3. Ахтиева, Г. Р., Даутова, О. Б., Ермолаева, М. Г. и др. (2018) Петербургский учитель: вчера, сегодня, завтра. СПб.: Изд-во СПб АППО, 282 с. EDN: VMFYPM
4. Ахтиева, Г. Р., Даутова, О. Б., Ермолаева, М. Г. и др. (2020) Молодой петербургский учитель: перспективы и проблемы вхождения в профессию. СПб.: Изд-во СПб АППО, 220 с. EDN: QCHZAB
5. Бондаренко, Н. В., Варламова, Т. А., Гохберг, Л. М. и др. (2023) Индикаторы образования: 2023: статистический сборник. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 432 с.
6. Вершловский, С. Г., Матюшкина, М. Д. (2011) Изменения в социально-педагогическом портрете выпускника петербургской школы. Вопросы образования, № 1, с. 99-113. EDN: OHVOWB
7. Гохберг, Л. М., Кузьмичева, Л. Б., Озерова, О. К. и др. (2022) Образование в цифрах: 2022: краткий статистический сборник. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 132 с. EDN: DLWMCO
8. Грицинская, В. Л., Новикова, В. П. (2019) Тенденции региональных показателей физического развития школьников Санкт-Петербурга. Профилактическая и клиническая медицина, № 1 (70), с. 17-21.
9. Дзиов, А. Р. (2014) Студенчество в фокусе истории и современности. Terra Linguistica, № 3 (203), с. 9-18. EDN: SYNMGL
10. Дмитриев, А. В. (2013) Переизобретение советского университета. Логос, № 1 (91), с. 41-64. EDN: RVRGVR
11. Иванов, А. Е. (1999) Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба. М.: РОССПЭН, 414 с. EDN: PXPKLP
12. Ивахненко, Г. А. (2021) История исследований здоровья студентов в России: социологический анализ. Социология медицины, т. 20, № 1, с. 21-28. DOI: 10.17816/1728-2810-20-1-23 EDN: QTLNPG
13. Ильяева, И. А. (2015) Методологические подходы к истории высшего образования в России и перспективы его развития в XXI веке. В кн.: Экономика. Общество. Человек: Межвузовский сборник научных статей. Т. XXIV. Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, с. 205-214. EDN: URINFV
14. Клементьева, М. В. (2023) Российская версия шкалы оценки формирующейся взрослости (IDEA-R): особенности развития студентов. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, т. 13, № 2, с. 164-182. DOI: 10.21638/spbu16.2023.203 EDN: YKOJVK
15. Котова, С. А., Веселова, Е. К., Посадская, М. В., Абрамова, П. Д. (2023) Ценностные ориентации и эмоциональное состояние подростков из ДНР и ЛНР в лагере РГПУ им. А. И. Герцена. Научное мнение, № 3, с. 54-63. DOI: 10.25807/22224378_2023_3_54
16. Куликова, Т. Н., Ершова, Т. В. (2022) Жилищные условия московского студенчества в конце XIX - начале XX веков. Исторический бюллетень, т. 5, № 1, с. 97-101. EDN: MDVHCC
17. Лисович, В. Н. (2022) Формирование круга чтения петербургских школьников XIX - начала ХХ веков. Проблемы современного образования, № 3, с. 112-122. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-3-112-122 EDN: TCZIUE
18. Малиновский, С. С., Шибанова, Е. Ю. (2023) Барьеры доступности высшего образования и социальные факторы дифференциации образовательных траекторий: информационный бюллетень. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 38 с.
19. Матюшкина, М. Д. (2022) Портрет выпускника петербургской школы: тенденции изменений. Непрерывное образование, № 1 (39), с. 59-64.
20. Платонова, Н. М., Ключников, С. В. (2022) Из истории организации и деятельности дальневосточных студенческих отрядов в позднесоветский период. Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник научных трудов. Хабаровск: Изд-во ДГУПС, с. 125-133. EDN: WFFFYB
21. Семиздралова, О. А., Мазурова, Н. В. (2022) Социально-психологические особенности развития современных детей. Мир психологии, № 4 (111), с. 78-88. DOI: 10.51944/20738528_2022_4_78 EDN: UIEEHY
22. Соловьева, К. С. (2023) Сепарационная тревожность у петербургских студентов. [Электронный ресурс]. URL: https://e.lanbook.com/vkr/105398 (дата обращения 09.08.2023).
23. Феофанов, А. М. (2011) Студенчество Московского университета XVIII - первой четверти XIX века. М.: Изд-во ПСТГУ, 253 с. EDN: YRAZAR
24. Шевелев, А. Н. (2017) Субкультура петербургских гимназистов: взгляд учеников. Историко-педаго-гический журнал, № 3, с. 120-136. DOI: 10.17853/2304-1242-2017-3
25. Щеглова, И. А., Дремова, О. В., Бабаева, Д. Б. (2023) Ландшафт внеучебной деятельности студентов российских вузов: информационный бюллетень. М.: Изд-во НИУ ВШЭ, 24 с.
26. Arnett, J. J. (2004) Emerging adulthood: The winding road from the late teens through the twenties. New York; Oxford: Oxford University Press, 270 p.
27. Cohen, A. (2023) The importance of Higher Education on economic growth. Studia Universitatis Babeş-Bolyai, vol. 68, no. 1, pp. 321-344. DOI: 10.24193/subbeuropaea.2023.1.11 EDN: HCPUMB
28. Cook, E., Davies, E. B., Jones, K. A. (2022) “Drunk people are on a different level”: A qualitative study of refections from students about transitioning and adapting to United Kingdom University as a person who drinks little or no alcohol. Frontiers in Psychology, vol. 12, article 702662. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.702662
29. Cseh-Papp, I., Varga, E., Juhász, T. (2023) Examining the attitudes towards further education of students in the bachelor training programmes of higher education. International Journal of Educational Management, vol. 37, no. 6/7, pp. 1125-1141. DOI: 10.1108/IJEM-07-2022-0246 EDN: FVKUUL
30. Maneejuk, P., Yamaka, W. (2021) The impact of Higher Education on economic growth in ASEAN-5 countries. Sustainability, vol. 13, no. 2, article 520. DOI: 10.3390/su13020520 EDN: RLUHLV
31. Oy Lar Kiki, C., Lau, Y.-y., Chan, V. C. W. (2023) Exploring international brand alliances between local and foreign higher education institutions: An empirical study of sub-degree students. International Journal of Educational Management, vol. 37, no. 1, pp. 186-206. DOI: 10.1108/IJEM-06-2022-0221 EDN: SPWZJC
32. Scott, P. (2010) Higher Education: An overview. In: P. Peterson, E. Baker, B. McGaw (eds.). International Encyclopedia of Education. Vol. 4. 3rd ed. Oxford: Elsevier Publ., pp. 217-228. DOI: 10.1016/B978-0-08-044894-7.00820-4
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье предпринимается попытка междисциплинарного исследования призвания как феномена ценностного мира человека, необходимого условия самоидентификации на материале романа американского писателя Джона Уильямса «Стоунер» с привлечением результатов исследования данного феномена в рамках философии и психологии, а также осуществляется анализ такого лингвостилистического средства, как эпифания, используемого автором для воссоздания психологического состояния озарения, в процессе которого происходит осознание личностью своего призвания.
Статья посвящена акцентологическому освоению иноязычной лексики, представленной в словарях 1935-2023 гг. и активно используемой современниками. Несмотря на значимость работы, проделанной русскими лексикографами, в словарях сохраняется немало недифференцированных акцентных вариантов, необязательных исключений, малоинформативных помет и противоречивых рекомендаций. В статье на конкретных примерах показываются возможности разграничения вариантов, признаваемых равноценными, определения на раннем этапе заимствования перспективного ударения с учетом особенностей, законов и тенденций развития русского ударения. Вместо диффузных помет (двоякое ударение, союз « и » между вариантами, « допустимо » без пояснений) предлагается закрепить более информативные пометы, позволяющие делать осознанный выбор адекватного варианта.
В статье анализируются феномен лингвокреативности и функции реализующих ее элементов в текстах плаката, принадлежащих к дискурсивной практике, распространенной в современной немецкой политике. Наблюдения авторов показывают, что для анализируемого типа текста характерно использование разнообразных лингвокреативных средств, которые являются индикаторами релевантных признаков политического дискурса: персуазивности, агональности, театральности. Текстовые сигналы творческих операций ментально-речевого субъекта с языком тесно взаимодействуют с пара- и невербальными элементами информативной и персуазивно-апеллятивной частей композиции политического плаката и участвуют в реализации коммуникативно-прагматических смыслов, важных для оказания пропагандистско-агитационного воздействия на адресата.
Статья посвящена проблеме формирования принципа историзма в русских академических толковых словарях большого типа. Генезис принципа историзма, способы его реализации и эволюция его метаязыка рассматриваются в связи с проблемой соотношения нормативного и исторического подходов к словарному описанию лексики. Особое внимание уделяется научному и общественно-политическому контексту первой половины XX в., в частности влиянию словарей русского языка под ред. А. А. Шахматова (1897-1930) и под ред. Н. С. Державина (1929-1937) на формирование концепции историзма в семнадцатитомном Большом академическом словаре (1948-1965). Рассматриваются как положительные, так и отрицательные следствия этой лексикографической преемственности.
В статье анализируется сниженная лексика как способ воплощения художественной картины миры автора и языковой картины мира героя в текстах современной литературы. Рассматривается употребление в текстах литературы XXI в. сниженных лексических единиц, в том числе относящихся к пласту обсценной лексики, которые, с одной стороны, демонстрируют изменения, происходящие в национальном языке в целом и в литературном языке в частности, с другой - необходимы автору для воплощения своей индивидуальной (художественной) картины мира и создания языковой картины мира виртуальной языковой личности - персонажа произведения. Выделяются функции бранной лексики в современной литературе.
В статье проанализированы функции конструкции с прямой речью в современной русской прозе. Сделаны выводы о языковом своеобразии и текстовом потенциале прямой речи, рассмотрены особенности лексико-синтаксической координации ее частей. Выявлены факторы, изменяющие пунктуационно-графическую аранжировку текстовых фрагментов, включающих данную конструкцию в произведениях различных жанров Д. Рубиной, Л. Петрушевской, А. Матвеевой, Е. Водолазкина и А. Слаповского. Охарактеризовано функционирование конструкции с прямой речью в составе комментированного диалога.
Текст «Горя от ума» Грибоедова рассматривается как источник интертекстовых единиц, вошедших в круг русской словесной культуры. Прослеживаются тенденции актуализации «текста после текста» на протяжении двухсот лет после появления комедии (1824). Анализируется использование материала Грибоедова в ряде лексикографических изданий, определяется типология словарного иллюстрирования, проявляющаяся в явном и скрытом цитировании источника. Описывается явление фразеологической интертекстовой контаминации. Комедия рассматривается как целостный прецедентный текст, дающий не только прецедентные феномены, но и прецедентные раритеты.
В статье рассматривается развитие личности людей с нарушениями слуха с позиций, сформулированных психологом Э. Эриксоном, разработавшим периодизацию психического развития от рождения до старости. Основной акцент делается на становлении идентичности как принятия человеком самого себя во всем богатстве отношений с окружающим миром. Наличие большого количества психологических проблем может привести к трудностям в становлении идентичности у лиц с нарушениями слуха, к эмоциональному дискомфорту. Проведенный анализ полезен психологам, работающим с лицами с нарушениями слуха и их родителями, поскольку позволяет определить условия, благоприятно или неблагоприятно влияющие на развитие личности, а также конкретные формы работы по всем традиционным направлениям психологической помощи.
Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.
Избыточный вес является одной из причин нарушений репродуктивной системы у женщин, в связи с чем является актуальным изучение психологической составляющей в формировании нарушений пищевого поведения и избыточного веса. Цель исследования - выявление психологических предпосылок формирования нарушений пищевого поведения и обозначение направленности психологической помощи. У женщин с избыточной массой тела выявлены высокая реактивная и личностная тревожность, недовольство образом собственного тела, неадаптивные стратегии выхода их стрессовых ситуаций. Психологическая помощь может быть направлена на освоение оптимальных стратегий выхода из стрессовых ситуаций с применением когнитивно-поведенческой психотерапии.
В статье приводится исследование влияния обучения литературе по двум разным программам - традиционной (В. Я. Коровина) и развивающей (авторы Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская) - на понимание эпических и лирических художественных текстов. Выборку исследования составили 46 учеников. Для диагностики понимания использовались методики «Беседа о стихотворении» и «Беседа о рассказе» (Г. Н. Кудина). Обнаружены статистически значимые различия в ряде параметров, что указывает на связь между реализуемой образовательной программой и уровнем понимания художественных текстов младшими подростками. Обучающиеся по развивающей программе показали более высокие результаты в умении интерпретировать эпические и лирические художественные тексты.
Статья посвящена изучению эмоциональной мотивации учащихся средних школ. Структурной единицей эмоциональной мотивации является эмоциональное поведение, объективированное в непреднамеренных действиях в школе и дома. Представлены следующие методы исследования: тест «Цветовые ассоциации», позволяющий изучить эмоциональное отношение учащихся в учебной деятельности; устный отчет подростка о содержании учебного дня в школе и дома. Установлено, что действия под контролем эмоций механистичны и автоматизированы; нет предвидения результата и волевой регуляции, поведение следует инстинктивной программе, свойственной основным эмоциям радости, печали, гнева, безразличия, страха, отвращения, удовольствия, интереса.
В статье раскрывается содержание взаимодействия учителя и психолога в ходе работы с педагогическим запросом в рамках междисциплинарного мониторинга психосоциального развития младшего школьника с задержкой психического развития. Раскрыты целевые ориентиры, логика, содержание, организационные формы и инструменты профессиональной деятельности на каждом этапе мониторинга, которые разработаны с учетом результатов анкетирования педагогических работников школы. Методологическую основу исследования составила модель функционального диагноза, позволяющая преобразовать психологические знания о ребенке в педагогические задачи.
Статья посвящена башкирским пословицам и их применению на уроках родного языка для формирования этнокультурной компетентности учеников. Объектом исследования послужили различные пословицы башкирского народа. Целью является разработка конкретных примеров использования башкирских пословиц на уроках башкирского языка. В исследовании проведен анализ башкирских пословиц, а также их значений, были предложены задания с применением народной мудрости. Данные упражнения могут быть использованы учителями башкирского языка на уроках родного языка в школах, а также составителями учебников по изучению башкирского языка.
Обосновывается значимость педагогического анализа социального заказа системе образования для определения ценностных приоритетов школы. Отмечается, что социальный заказ выражается не только в формате требований, но и в общественном дискурсе. Анализ изменений в общественном дискурсе на этапе перехода от советского общества к постсоветскому приводит к выводу о том, что педагогической целью в условиях меняющегося общества является не формирование у учащихся «единственно правильных взглядов», а развитие способности к личностному самоопределению. Такая способность предполагает осознание учащимися критериев оценки сложных явлений социальной действительности, событий и явлений прошлого. Эмпирической основой анализа изменений в общественном дискурсе в переломный момент общественного развития стали газетные публикации 1989 г.
Статья посвящена актуальной для современного языкового образования проблеме оптимизации познавательной деятельности обучающихся. Дидактической доминантой языкового образования становится текст, работа с которым предполагает активную познавательную и речетворческую деятельность обучающихся. На примере организации учебно-исследовательской работы с текстом на речетворческом уроке в старшей школе рассмотрены возможности использования речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся. Авторами статьи доказана необходимость речетворческого сопровождения познавательной деятельности обучающихся, способствующего формированию интегративного знания и метапредметных действий.
В статье обосновывается возможность самостоятельного статуса лексико-семантической группы глаголов статики и динамики. Авторами статьи устанавливаются системные и функционально-семантические особенности данной группы глаголов, ее количественный состав. Рассматриваются особенности представления данной группы в учебных средствах по русскому языку как иностранному. На основе выделенных особенностей лексико-семантической группы выявляются основные трудности работы с глаголами статики и динамики в иностранной аудитории.
В статье рассматриваются методические аспекты организации групповой работы как образовательной технологии применительно к занятиям по русскому языку как иностранному: принципы формирования групп, методы внутригрупповой работы, трудности группового обучения и пути их преодоления. При создании статьи учитывался опыт апробации группового обучения на занятиях по русскому как иностранному со студентами филологического факультета СПбГУ и Центра дополнительных образовательных программ по русскому языку как иностранному СПбГУ. Выводы и рекомендации в определенной степени универсальны и могут быть полезны не только преподавателям иностранных языков, но также школьным учителям по русскому языку и литературе.
Проблематика исследования связана с вопросами планирования учебного процесса обучающихся института физической культуры и спорта, поиском решений формирования компетенций будущих учителей физической культуры, предполагающим взаимосвязь дисциплин и интеграцию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций в модулях образовательной программы бакалавриата. В результате исследования получены статистически значимые различия показателей базового и порогового уровня сформированности профессиональных компетенций у обучающихся, что указывает на эффективность разработанных подходов, способствующих повышению качества знаний, формированию умения анализировать, самостоятельно мыслить и находить наиболее эффективные пути передачи знаний.
Проведенное лонгитюдное исследование позволило установить приоритетную роль в научно-исследовательской деятельности студенческого сообщества обучающихся магистратуры, которые, по сути, являются ядром формирования студенческой научной элиты. При выполнении ряда условий в ходе поэтапной реализации разработанной авторской концепции студенческого научного клуба они будут являться основной движущей силой студенческой науки, с одной стороны, привлекая к ней представителей бакалавриата, а с другой - продолжая свою научную деятельность на следующем уровне - в аспирантуре, обеспечивая тем самым преемственность. В статье представлены результаты анкетирования студентов магистратуры разных направлений подготовки. Определены задачи и направления исследования, которое проводилось с целью активизации научно-исследовательской деятельности обучающихся, приобщения их к научно-исследовательской работе, повышения интереса к ней. На основании полученных результатов выявлены причины снижения интереса к научно-исследовательской работе и определены пути создания студенческого научного объединения. Раскрыты механизмы его создания, обоснована ресурсная поддержка концепции студенческого научного клуба и показаны полученные предварительные результаты его деятельности. Анализ результатов исследования магистрантов позволяет оценить, прежде всего, субъективные аспекты восприятия научно-исследовательской деятельности студентами, но также показывает и проблемы объективного характера, имеющиеся в ее организации в вузах.
В статье рассматриваются некоторые результаты исследований современной молодежи; отмечается важность подготовки в университетах конкурентоспособных специалистов, обладающих сформированной системой традиционных национальных ценностей; обосновывается целесообразность реализации в педагогическом университете программы магистратуры, нацеленной на подготовку специалистов по работе с молодежью; с достаточной полнотой раскрывается логика модульного построения междисциплинарной образовательной программы, характеристика модулей и используемых технологий, важность установления связей с региональными органами исполнительной власти; подчеркивается значимость реализации данной программы в реализации социальной функции современного университета.
В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.
В статье представлен анализ междисциплинарного взаимодействия физики и математики в проекции на школьное образование. Рассматривается междисциплинарность в широком смысле и возможности реализации междисциплинарного подхода в рамках предметного обучения, в котором выделяются содержательный и организационный компоненты. Проблемы междисциплинарного взаимодействия физики и математики как учебных предметов рассмотрены с гносеологической, дидактической, психологической и методической позиций. Показаны возможности их учета в предметном обучении с целью формирования мировоззрения выпускников средней школы и выделены ресурсы, недостаточно используемые для целостной физико-математической подготовки обучающихся.
В современных условиях развитие образовательных систем тесно связано с интеграционными процессами, связывающими различных субъектов образования едиными целями и смыслами. В статье анализируются факторы, влияющие на интегративное взаимодействие педагогических вузов и региональных систем образования (РСО). Показано, что ключевым условием успешного взаимодействия педагогических вузов и РСО является научно обоснованный подход к его проектированию, выстроенный в логике исследовательского и интеграционного подходов. Представлен опыт организации взаимодействия РГПУ им. А. И. Герцена с региональными образовательными системами в рамках реализации проектов и программ, направленных на повышение качества педагогического образования.
В статье рассмотрена важность и необходимость следования традициям, которые веками складывались в российской научно-образовательной сфере. Отражена роль великих ученых России в развитии связи науки и образования, выделена работа Северо-Западной секции содействия развитию экономической науки Бюро Отделения экономики РАН, отмечен вклад РГПУ им. А. И. Герцена в развитие отечественного образования и науки. Методологическая база представлена развитием и достижениями экономики качества, акцент сделан на качестве жизни как важном направлении исследования экономики качества. Особое внимание уделено науке и образованию как составляющей инновационной системы Санкт-Петербурга и России. Указано на необходимость и своевременность развития изменений в экономическом образовании.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477