ISSN 1992-6464
Язык: ru

ИЗВЕСТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА

Архив статей журнала

ПЕТЕРБУРГСКОЕ СТУДЕНЧЕСТВО В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2024)
Выпуск: № 211 (2024)
Авторы: Семенова Галина Вячеславовна, Кораблина Елена Павловна, Солнцева Наталия Владимировна

В работе осуществляется социально-психологический анализ особенностей студенчества как социальной общности обучающихся высшей школы, имеющей свои исторические корни. Ставится проблема недостаточности исследований петербургских студентов, являющихся субъектом образовательной системы Санкт-Петербурга и частью российского студенчества. Приводятся эмпирические данные пилотного исследования, демонстрирующего отличия петербургских студентов: особая социальная идентичность, выбор места обучения, основанный на привязанности к городу и симпатии к нему, лучшее осознание имеющихся перспектив.

Сохранить в закладках
А. И. РАЕВ: ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) (2024)
Выпуск: № 211 (2024)
Авторы: Вергелес Галина Ивановна, Голованова Надежда Филипповна, Денисова Анна Алексеевна

В статье показано значение научных идей А. И. Раева, почетного профессора РГПУ им А. И. Герцена, возглавлявшего в университете факультет, кафедру, научное направление, внесшего значимый вклад в развитие психологии начального образования, совершенствование подготовки учителей, работающих с младшими школьниками. Выделена проблематика научных исследований, развивающая идеи А. И. Раева: формирование общих (универсальных) умственных действий, субъектной позиции младшего школьника в учебной деятельности и нравственном поведении, развитие общих творческих способностей.

Сохранить в закладках
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД НА ОСНОВЕ УНИВЕРСАЛЬНОГО ДИЗАЙНА: ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (2024)
Выпуск: № 212 (2024)
Авторы: Волосникова Людмила Михайловна, Патрушева Инга Валерьевна

Статья содержит результаты теоретического анализа более тридцати источников по теме проектирования инклюзивной образовательной среды в высшем образовании на основе принципов универсального дизайна. Поиск осуществлялся на платформах SpringerLink, ResearchGate, Google Академия, eLibrary по ключевым словам. По результатам исследования выделены основные характеристики инклюзивной образовательной среды на основе универсального дизайна, подходы к ее проектированию: системный, экосистемный, универсальный.

Сохранить в закладках
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ СИСТЕМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 212 (2024)
Авторы: Бахмутский Андрей Евгеньевич, Савиных Галина Петровна

Авторы статьи используют аргументы постнеклассической методологии науки для характеристики актуальных направлений развития систем оценки качества внутри образовательной организации (ВСОКО). Рассмотрены три ключевых аспекта: роль коллективно-распределенного субъекта ВСОКО, фактор внешнего контекста оценочной деятельности и необходимость интеграции оценки в содержание образования. Указанные аспекты соотнесены с постнеклассическими феноменами наблюдателя, синергии сложных систем и конвергентности методов познания. Теоретические обобщения подтверждены экспертным анализом сайтов органов исполнительной власти (85 субъектов), а также результатами анкетирования управленческих команд общеобразовательных организаций (352 школы).

Сохранить в закладках