ЦЕННОСТНО-ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА (2024)
Социально-психологическая адаптация является важнейшей составляющей успешности человека в различных видах деятельности. Система ценностных ориентаций и направленность личности в настоящее время рассматриваются в качестве центральных (базовых) элементов, детерминирующих эффективность социально-психологической адаптации. В этой связи особую актуальность приобретают исследования ценностных факторов социально-психологической адаптации в подростковом возрасте, которая большинством авторов расценивается как наиболее сложный и противоречивый этап становления личности. Приводятся результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в анализе детерминирующей роли системы ценностных ориентаций в успешности социально-психологической адаптации мальчиков и девочек младшего подросткового возраста.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время особую актуальность приобретают исследования стратегий и механизмов социально-психологической адаптации в подростковом возрасте, который в научной литературе характеризуется как «переходный» и/или «критический» этап онтогенеза [20]. Этот возрастной период большинством авторов рассматривается как наиболее сложный и противоречивый этап становления личности [3, 22 и др.], поскольку в это время отмечается максимальная интолерантность к негативным стрессовым воздействиям и в наибольшей степени проявляют себя многообразные формы адаптации и дезадаптации [1, 9, 19, 20 и др.]. Целью настоящего исследования являлось изучение ценностноинтенциональных детерминант социально-психологической адаптации школьников младшего подросткового возраста с учетом половых различий. Материалы и методы Настоящее исследование основывается на представлениях Ш. Шварца и В. Билски [26], создавших концепцию базовых индивидуальных ценностей (мотивационных типов), выявляемых у всех людей вне зависимости от особенностей культуры и общества. Авторы концепции полагают, что личностные ценности можно оценивать на двух уровнях ценностной репрезентации – мировоззренческом (нормативных идеалов) и поведенческом (индивидуальных приоритетов). Иерархию и выраженность ценностных ориентаций респондентов оценивали с использованием методики Ш. Шварца [23], включающей опросники «Обзор ценностей» (SVS – нормативные идеалы [10]) и «Профиль личности» (PVQ – индивидуальные приоритеты [25]). Для устранения искажений, связанных с типом индивидуального реагирования респондентов на тестовый материал [27], по каждому показателю в соответствии с ключом рассчитывались средние значения с последующим проведением процедуры их «центрирования» [24] и ранжирования. При анализе динамики ранговых значений ценностей учитывалась их позиция в иерархии ценностного сознания [16, с. 129−134] с выделением ценностей высшего («ядро» − с первого по третий ранги), среднего («структурный резерв» − четвёртый и пятый ранги), ниже среднего («ценностная периферия» − шестой и седьмой ранги) и низшего (с восьмого по десятый ранги) статусов.
Список литературы
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные
психологические труды. М.: МПСИ, 2001. 352 с. - Волков Г.Д., Окопская Н.Б. Адаптация и ее уровни // Философия
пограничных проблем науки. Пермь, 1975. Вып. 7. С. 135. - Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное
развитие ребенка. СПб.: Питер, 2021. 221 с. - Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В. Ценностно-интенциональные
стратегии психологической адаптации к профессиональной среде // Вестник
Костромского государственного университета. Серия: Педагогика.
Психология. Социокинетика. 2019. Т. 25. № 3. С. 77–82. - Голянич В.М., Бондарук А.Ф., Ходаковская О.В. Ценностноинтенциональные механизмы и стратегии социально-психологической
адаптации юношей к условиям военно-образовательной среды //
Социальная психология и общество. 2023. Том 14. № 2. C. 169–192. - Ефремова М.В., Бульцева М.А. Взаимосвязь индивидуальных ценностей и
просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах // Социальная
психология и общество. 2020. Том 11. № 1. С. 107–126. - Журавлева Н.А. Психология социальных изменений: ценностный подход.
М.: Институт психологии РАН. 2013. 524 с. - Йоманс Ф., Кларкин Дж., Кернберг О. Психотерапия, фокусированная на
переносе, при пограничном расстройстве личности. Клиническое
руководство. М.: Psy Event, 2018. 498 с. - Камакина О.Ю. Особенности социально-психологической адаптации
младших школьников на ступени основного общего образования //
Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8 (88). С. 192–196. - Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности:
концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с. - Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: Per
Se, 2002. 192 с. - Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности:
теоретическая модель и диагностика: монография. Белгород, 2002. 200 с. - Логинова Е.И. Ценностные ориентации как фактор нервно-психической и
социально-психологической адаптации студентов-первокурсников //
Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2009. № 3-2.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsennostnye-orientatsii-kak-faktornervno-psihicheskoy-i-sotsialno-psihologicheskoy-adaptatsii-studentovpervokurssnikov (дата обращения: 16.12.2023). - Моросанова В.И., Аронова Е.А. Теоретические подходы к исследованию
структуры и регулирующей роли самосознания // Вестник РУДН. Серия:
Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 103–113. - Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный
статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 416 с. - Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты
целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988. 197 с. - Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации //
Психология и школа. 2004. № 1. С. 43–56. - Ромм М.В. Адаптация личности в социуме: Теоретико-методологический
аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с. - Факторы социально-психологической дезадаптации и ценностные
ориентации подростков и молодежи / Баева И.А., Ульянина О.А.,
Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Радчикова Н.П., Файзуллина К.А. // Известия
Российского государственного педагогического университета им.
А.И. Герцена. 2022. № 206. С. 228–242. - Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка
// Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. 2014. № 2. С. 201–204. - Худякова Н.Л. Ценностные основы социальных отношений // Вестник
Челябинского государственного университета. 2012. № 4 (258). С. 7–10. - Hall G.S. Adolescence: its psychology and its relations to physiology, anthropology,
sociology, sex, crime, religion and education. New York, 1904. V. 1. 589 p. - Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a universal psychological structure of human
values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. № 5. P. 550–562. - Schwartz S. H. niversals in the content and structure of values: Theoretical
advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social
psychology / M.P. Zanna (Ed.). New York: Academic Press. 1992. V. 25. P.1–65. - Schwartz S. H. Instructions for Computing Scores for the 10 Human Values and
Using them in Analyses // Documentation for ESS-1. 2003.
http://ess.nsd.uib.no/ess/doc/ess1_human_values_scale.pdf - Schwartz S.H. Basic human values: Theory, Measurement, and Applications //
Revue française de sociologie. 2006. V. 47. №. 4. P. 929–968. - Smith P. B. Acquiescent Response Bias as an Aspect of Cultural Communication
Style // Journal of Cross-cultural Psychology. 2004. V. 35. Is. 1. P. 50–61.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье сформулировано авторское представление о формировании профессионального самосознания старшеклассников на основе полипарадигмального подхода. Показаны основные компоненты профессионального самосознания, а также автором определены гуманистическая, культурологическая и компетентностная парадигмы как наиболее значимые составляющие полипарадигмального подхода в рамках проводимого исследования. Предложена педагогическая модель формирования профессионального самосознания у старшеклассников на основе полипарадигмального подхода, состоящая из целевого, содержательного и результативного блоков.
Представлены результаты экспериментального исследования влияния психологического тренинга на эффективность профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей. Проведен анализ содержания психологических тренингов, рассмотрены методы построения тренинговой работы, правила и нормы проведения занятий, этапность психологических тренингов, характеристики тренинговых групп, а также преимущества групповой формы психологической работы. Показана эффективность реализации психологического тренинга в профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования детей. Проанализированы психологические характеристики педагогов, влияющие на эффективность профессиональной деятельности до и после реализации психологического тренинга, среди которых рефлексивность, мотивация, субъективный контроль, инновационная готовность, волевая саморегуляция, общительность, коммуникативные и организаторские склонности. По итогам проведенного исследования и полученных результатов экспериментального исследования представлены основные выводы и практические рекомендации.
Обоснована актуальность обращения к проблеме профессионального развития через призму рассмотрения личностно-профессионального роста. Автор раскрывает актуальность применения образовательных практик в контексте профессионального развития. Обосновывается необходимость образования на протяжении всей жизни, обусловленная внешними факторами и наличием возможности осуществления повышения квалификации или приобретения новых профессиональных компетенций посредством осуществления академической мобильности. Определены общие компоненты личностной, академической и профессиональной мобильности. Выделяя основные элементы личной мобильности: активность, готовность, адаптивность и креативность, - автор подчеркивает их тождественное значение во всех исследуемых видах мобильности.
Статья посвящена проблемам практического освоения оперных партий в специальном вокальном классе на примере арии Онегина из третьей картины оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Цель статьи - проанализировать возможности комплексного освоения начинающими певцами - студентами вуза - многогранного, внутренне противоречивого образа Онегина, характер которого выражается через создание интенсивного внутреннего переживания. Используя нотные, аудио- и видеоматериалы, труды ведущих специалистов в данной области, отталкиваясь от идей К.С. Станиславского, автор обозначает пути поиска приемов выражения чувства в деталях и нюансах музыкального и литературного текста арии. В результате у исполнителя должно сформироваться целостное и перспективное представление об образе главного героя, скрытые черты которого обнаружат себя в процессе развития действия. Новизна работы обусловлена самим подходом к арии, при котором внутренние смыслы содержания (подтекст) естественно связываются с последующими характеристиками Онегина (текстом партии), объясняя мотивы его будущих поступков. Ария, таким образом, проецируется на весь ход драматического действия, а ее роль не ограничивается рамками одной картины. В работе над музыкальной интерпретацией арии учитываются также индивидуальные трактовки выдающихся исполнителей партии Онегина.
Рассматриваются инновационные тенденции в методике обучения русскому языку как иностранному. Выявлены дидактические возможности инновационной лингводидактики в сфере обучения иностранных студентов в российских вузах. Сформулированы цели, задачи и основания обучения, опирающегося на традиции классической лингводидактики, с одной стороны, и использующего положительный опыт внедрения в учебный процесс инновационных образовательных технологий и интенсивных методов - с другой. Представлена педагогическая практика организации экспресс-курсов русского языка как иностранного с учетом прогрессивных образовательных тенденций, инновационных технологий и элементов интенсивного обучения иностранным языкам. Определены принципы создания учебных материалов для краткосрочного обучения русскому языку как иностранному с учетом факторов, сдерживающих эффективность традиционного обучения иностранных студентов в условиях значительного сокращения учебных часов.
Статья рассматривает вопросы формирования в Российской Империи учебных заведений, занимающихся подготовкой юристов и, в частности, представителей судебной корпорации. Процесс организации данных учебных заведений был сложным и претерпевал различные периоды, связанные с влиянием как европейских, так и чисто русских православных традиций, а также особенностей, связанных с земско-крепостническим устройством Российской Империи. Основное внимание уделено таким кузницам судебных кадров Царской России, как Царскосельский лицей, Императорское Училище Правоведения и Демидовский юридический лицей. Рассмотрен процесс трансформации учебных программ, курсов, порядка привлечения и подготовки профессорско-преподавательского состава в указанных учебных заведениях.
Теоретическая проблема исследования заключается в определении социокультурных и научно-педагогических условий формирования русской фортепианной школы в первой половине XIX в. Конкретная проблема исследования связана с осмыслением педагогического вклада, внесенного в профессиональное самоопределение русского пианизма Джоном Филдом - ведущим представителем лондонской фортепианной школы в российском музыкальном образовании изучаемого периода. Цель исследования - провести реконструкцию педагогической системы Дж. Филда и определить его вклад в становление и профессиональное самоопределение русской фортепианной педагогики в музыкально-образовательном пространстве Европы первой половины XIX в. В результате исследования реконструирована система педагогических принципов Дж. Филда, описана ее специфика, выявлен ее потенциал для становления и развития русской фортепианной школы в допрофессиональный и профессиональный периоды ее истории.
Работа посвящена одной из малоизученных страниц истории высшего женского образования в России - деятельности Коллективных уроков Общества воспитательниц и учительниц, заменивших в сложное десятилетие 1889-1900 гг. все другие закрытые правительством женские курсы Москвы. До сих пор Коллективные уроки не становились предметом специального научного исследования. Целью статьи является обобщение разрозненной информации о создании и деятельности Коллективных уроков и оценка их значения для отечественного образования конца XIX в., а также введение в научный оборот очерка А.Я. Рабинович «Страница из истории высшего женского образования в России».
Специфические стойкие проблемы овладения детьми и подростками в условиях дизонтогенеза социально-психологической компетентностью обсуждаются в контексте их социальной инклюзии и эксклюзии. Механизмы, сущность и характеристики этих проблем представлены в системе конструктов дезадаптации, дезадаптивного/девиантного поведения, дезадаптивности и дезадаптированности личности. Описаны возрастные особенности формирования социально-психологической некомпетентности, раскрыты их механизмы в условиях дизонтогенеза. Предложена динамическая модель развития дезадаптивности и социально-психологической некомпетентности. Делаются общие выводы о необходимости учета глубокого своеобразия процессов адаптации и компенсации в условиях дизонтогенеза в работе по развитию адаптивности и коррекции дезадаптивности. Сформулированы рекомендации по организации формирования у ребенка социально-психологической компетентности, необходимой и достаточной для инклюзии в стандартное общество.
Актуальность изучения прогнозирования определяется необходимостью поиска ресурсов, способствующих позитивной социализации детей в инклюзивном образовательном пространстве. Интегральный характер прогнозирования, включающего познавательные и эмоционально-личностные компоненты, позволяет рассматривать его как показатель уровня ориентировки в социальной реальности, а интенсивное развитие прогностической способности в старшем дошкольном возрасте делает ее важным ресурсом позитивной социализации ребенка в инклюзивном образовательном пространстве. Представлен опыт разработки модели формирования способности к прогнозированию ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата дошкольного возраста. Сформированная способность к прогнозированию дошкольников позволит детям предвидеть картину развития будущих событий и действий участников в них, предвосхитить последствия собственных действий, на основе чего дошкольники смогут изменять стратегии своего поведения во взаимодействии в социально приемлемую сторону, что благоприятно отразится на процессе их социализации в инклюзивном образовательном пространстве.
Изложены результаты эмпирического исследования коммуникативных особенностей сотрудников Министерства иностранных дел. Коммуникативный контроль, коммуникативная социальная компетентность, эмоциональные барьеры в межличностном общении рассматриваются в качестве психологических факторов профессионального выгорания сотрудников МИД в контексте иноязычного общения. Обнаружена прямая взаимосвязь таких эмоциональных барьеров в межличностном общении, как «неумение управлять эмоциями, дозировать их» и «неадекватное проявление эмоций», с показателями профессионального выгорания «эмоциональное истощение» и «деперсонализация».
Цель статьи состоит в анализе кросс-культурных и поведенческих аспектов правовых отношений. Кросс-культурные аспекты проявляются в том, что правовые отношения в обществе проходят долгий исторический путь формирования и складываются под влиянием политических, религиозных, экономических условий. Основу правовых отношений составляют морально-нравственные и правовые нормы. Религиозные воззрения определяют мораль, которая отражается в правовой системе. В истории межгосударственных отношений довольно часто происходили культурные заимствования в правовой и религиозной области. Тесные торговые и религиозные отношения с Византией способствовали тому, что многие правовые принципы были приняты на Руси. Система права формировалась на основе международных договоров. Поведенческие аспекты правовых отношений проявляются в ассертивности - способности человека защищать свои права и интересы. Поведение человека можно разделить на типы: а) агрессивность - активная защита своих прав; б) пассивность, конформность, как отказ от самозащиты; в) ассертивность - осознанное, уверенное, взаимоуважительное поведение в межличностных и правовых отношениях, умение противостоять чужому влиянию.
Представлены результаты исследования ценностно-смысловых ориентаций курсантов Института Федеральной службы исполнения наказаний России. Разработана и стандартизирована методика «Опросник профессиональных ценностно-смысловых ориентаций сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы». Получены эмпирические данные о включенности профессиональных ценностно-смысловых ориентаций в структуру личности курсантов. Выявлены отличия в системе ценностных ориентаций обучающихся старших и младших курсов.
Цель исследования состояла в выявлении особенностей учебной мотивации у студентов - будущих медицинских работников с разным уровнем психологического капитала. В эмпирическом исследовании приняли участие 160 студентов Ивановской государственной медицинской академии в возрасте от 17 до 23 лет, средний возраст 19,9 (SD=2,53), мужчин - 41 (25,63%), женщин - 119 (74,37%). В качестве диагностических методик использовались опросник на выявление уровня психологического капитала Ф. Лютанса, К. Йозеф и Б. Аволио в адаптации В.Г. Маралова, М.А. Кудака, О.В. Смирновой, а также опросник А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой на выявление мотивации учебной деятельности. Было установлено, что студенты с высоким уровнем психологического капитала обладают оптимальной структурой мотивации учебно-профессиональной деятельности. У них оказались гораздо в большей степени, чем у студентов с низким уровнем психологического капитала, выражены профессиональные, учебно-познавательные, коммуникативные мотивы, мотивы престижа и мотивы творческой самореализации. По двум группам мотивов: социальным и избегания, различий обнаружено не было. В результате делается вывод о том, что психологический капитал выступает в роли личностного ресурса осуществления деятельности. Работа по его повышению будут позитивно сказываться на развитии мотивации и результативности учебно-профессиональной деятельности.
Статья посвящена анализу процессов профессиональной адаптации/дезадаптации субъектов труда в условиях цифровизации социальной и профессиональной жизни. Описаны основные подходы к изучению профессиональной адаптации и дезадаптации. Рассмотрен процесс цифровизации как фактор, способствующий развитию профессиональной дезадаптации; выделены существенные причины, способствующие возникновению дезадаптации субъектов труда, сопряженные с процессом цифровизации. Предложена теоретическая модель, иллюстрирующая особенности влияния цифровизации на процессы адаптации/дезадаптации субъектов труда.
Представленный в статье анализ публикаций, описывающих исследования психологического контракта, а также результаты эмпирических исследований имплицитного соглашения автора позволили уточнить схему детерминации психологического контракта индивидуально-личностными характеристиками субъектов труда. Расширены современные научные представления об индивидуально-личностной детерминированности изучаемого феномена. Предложена дальнейшая перспектива теоретико-эмпирических исследований контракта субъектов трудовой деятельности в этом направлении и направлении внешних - по отношению к субъекту и организации - параметров.
Представлены результаты исследования образа профессии будущих специалистов по работе с молодежью как необходимого условия формирования профессионального самосознания и проектирования вектора профессионального развития. Практическая значимость исследования детерминирована необходимостью подготовки кадров в системе государственной молодежной политики.
Представлен анализ проблемы профессиографирования в профессии оператора, в частности оператора получения непрерывного стекловолокна. Актуальность темы обусловлена тенденциями в сфере производственного труда. Успех промышленных предприятий на рынке труда связывают сегодня не только с обеспеченностью технологического процесса современным оборудованием, но и обеспечением эффективного функционирования в системе «человек-техника». Личность самого оператора и его труд оказываются в центре внимания. При этом сфера производства стекловолокна при увеличении своих объемов остается в наименьшей степени рассматриваемой в психологической науке. Сформулировано актуальное представление о состоянии предмета изучения, которое привносится из исследования других видов операторского труда. В работе представлена профессиограмма оператора на основе анализа характеристик технологического процесса производства стекловолокна в соотнесении с необходимым психологическим потенциалом. Данное исследование направлено на систематизацию знаний об особенностях операторского труда и способствует расширению научных представлений об особенностях психики субъекта профессиональной деятельности и психологической структуры деятельности.
Представленные в статье результаты эмпирического исследования показывают, что барьером профессионализации личности является неформальная занятость, следствие которой - снижение моральной ответственности, чувства общественного долга, мотивов самореализации в профессии. Сравнительный анализ данных профессиональной идентичности официально трудоустроенных и неформально занятых работников показал наличие признаков маргинализации у последних, выраженных в недостаточно развитом чувстве профессиональном долга, сниженной гражданской ответственности, в готовности нарушать профессиональную этику.
Глобальные изменения жизни привели человека, особенно работающего, к необходимости быстро адаптироваться к тем вызовам, которые предъявляет действительность, создавая критические события. Изменения организационного процесса вызывают у работника пересмотр его взглядов на жизнь, работу, карьеру. Ежедневные новые вызовы и неопределенность будущего - все это проявляется в различных критических событиях жизни и вызывает у человека перманентный стресс. Описаны подходы к изучению критических жизненных ситуаций в профессиональной деятельности. Выделено четыре подхода к пониманию места критических жизненных ситуаций в работе. Проанализированы наиболее известные модели в рамках каждого подхода. Обозначены основные представители и их точки зрения в контексте данной парадигмы.
Дано обоснование значения и роли научно-инженерной элиты для современного российского общества, представлен теоретический обзор публикаций за последние годы, посвященных изучению научной, интеллектуальной и творческой элит. Анализ показал необходимость более системных исследований в данной области, поэтому была разработана авторская психологическая модель научно-инженерной, технической элиты, включающая: факторы внешнего влияния, структурные и содержательным составляющие, уровни и функции, а также критерии социальной и профессиональной успешности личности.
Статья посвящена актуальным проблемам развития субъекта труда в условиях социально-экономического кризиса. Рассматриваются возможности профессионального становления человека как субъекта труда в сложных условиях современности, связанных с изменениями системы общественных отношений, не совсем положительно влияющих на профессионально-личностное развитие субъектов учебной и профессиональной деятельности. Предлагается использование мероприятий по психологической поддержке и сопровождению субъектов деятельности, индивидуальное и семейное консультирование в процессе работы с обучающимися и иными возрастными группами населения в рамках психологических служб. В результате будет сформирована позитивная социальная идентичность, способствующая социально-психологической адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
Представлены результаты исследования предикторов успешности профессионального становления студентов-психологов в фазе готовности к деятельности стадии профессиональной подготовки. В исследовании приняли участие 228 студентов-психологов 4 курсов, обучающихся в ведущих российских вузах. Полученные в исследовании данные подтверждены методами математико-статистической обработки данных. Результаты указывают, что успешность профессионального становления студентов-психологов на этапе готовности к деятельности детерминирована двумя переменными. Первая переменная имеет ценностно-смысловую природу и отличается наиболее последовательной экзистенциальной содержательностью. Вторая переменная, содержанием которой являются профессионально-важные качества психолога - рефлексивность, способность к эмпатии, эмоциональная устойчивость, отсутствие склонности к доминированию - может быть содержательно определена как социальный интерес, социабельность.
Рассматривается понятие «готовность к профессиональному выбору на этапе допрофессионального развития». Представлены результаты исследования сформированности готовности старшеклассников к профессиональному выбору. В исследовании приняли участие 200 старшеклассников московских школ гуманитарного профиля: 109 человек обучается в 10 классе, 91 - в 11 классе. Полученные в исследовании данные подтверждены методами математико-статистической обработки данных. Результаты показывают, что неготовность к профессиональному выбору подкрепляется неосознанностью внутренних индивидуально значимых и социально значимых мотивов, несформированностью способности к планированию своего будущего. Психологическое сопровождение профессионального становления старшеклассника на этапе допрофессионального развития позволит активизировать внимание к себе, исследовать возможные варианты построения профессионального будущего и выбрать наиболее подходящий для себя.
Исследован уровень готовности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к профессионально-личностному самоопределению, степень выраженности статусов их профессиональной идентичности, особенности образовательных сред школ, преобладающий стиль педагогического общения и уровень развития у обучающихся и учителей мотивации достижения. Установлено, что формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовности к профессионально-личностному самоопределению возможно при условии создания в инклюзивной школе проблемно-насыщенной образовательной среды за счет интеграции диалогового стиля педагогического взаимодействия и организации профессионально-ориентированных эмоционально значимых образовательных событий, участие в которых способствует свободному проявлению индивидуально-психологических особенностей личности каждого субъекта инклюзивного образования и формированию у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья первичного профессионального опыта.
Целью настоящего исследования является определение основных условий осуществления психологического сопровождения в организации детско-юношеского спорта, обеспечение которых позволяет прогнозировать наибольшую эффективность этого процесса. В статье в качестве основных условий психологического сопровождения в ДЮСШ рассматриваются высокий уровень профессионализма спортивного психолога, достаточный уровень финансирования психологического сопровождения, конструктивное взаимодействие между его участниками, документализация процесса сопровождения, психологическая компетентность тренеров.
Проанализированы психологические аспекты различных подходов к проблеме взаимоотношений в семье, теоретически обоснована связь характера эмоциональных отношений и особенностей самоактуализации личности супругов. В исследовании приняли участие 100 респондентов (50 супружеских пар) в возрасте от 23 до 60 лет. Сбор данных производился с использованием опросника диагностики самоактуализации личности САМОАЛ Э. Шострома; теста-опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко); опросника ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) А.Н. Волковой. Установлено, что самоактуализация супругов является фактором позитивной динамики близких супружеских отношений, а благоприятные взаимоотношения, в свою очередь, создают условия для развития личности супругов. Наиболее определяющими характер взаимоотношений супругов являются следующие параметры самоактуализации: креативность, самопонимание, контактность, гибкость в общении. Удовлетворенность браком женщины в большей степени зависит от ее самоактуализации и других аспектов личности, нежели у мужчин. Влияние, оказываемое уровнем самоактуализации жены на удовлетворенность браком мужчины больше, чем в аналогичной ситуации с женщинами и их супругами. Выявлена специфика взаимосвязей самоактуализации супругов и их взаимоотношений в семье в зависимости от стажа семейной жизни. На разных этапах жизненного цикла семьи происходит перестройка взаимосвязей показателей самоактуализации супругов и их взаимоотношений от максимальной интегрированности к относительной автономности.
С целью изучения особенностей нравственной сферы личности юношеского возраста во взаимосвязи с индивидуально-личностными свойствами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 102 студента медицинского колледжа, обучающихся на 1-3 курсах. Применялись методики диагностики нравственных ориентаций И.С. Славинской, А.Д. Наследова, М.Я. Дворецкой; Тест личностных акцентуаций В.П. Дворщенко; Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева; Тест эгоцентрических ассоциаций (ЭАТ) в модификации Т.И. Пашуковой. Статистическая обработка подразумевала использование пакета программ SPSS 22.0, применение коэффициента корреляции Спирмена. В результате исследования были выявлены акцентуации характера и особенности самоотношения, взаимосвязанные с развитием нравственных ориентаций в юношеском возрасте. Результаты исследования могут быть полезны при составлении комплексных программ, ориентированных на нравственное развитие молодых людей.
Издательство
- Издательство
- ТВГУ
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- Юр. адрес
- 170100, Тверская область, г. Тверь, ул. Желябова, д.33
- ФИО
- Смирнов Сергей Николаевич (ВРЕМЕННО ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@tversu.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2342452
- Сайт
- https://tversu.ru/