Статья: РОЛЬ КОМПОЗИТОРА ЧЖАО ЦЗИПИНА В КИТАЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ЕГО КИНОМУЗЫКИ (2025)

Читать онлайн

Статья посвящена киномузыке китайского композитора Чжао Цзипина. Актуальность исследования объясняется возросшим в последнее время интересом к массовым жанрам китайской культуры и роли музыки в китайском кинематографе. Появившиеся исследования последних лет не исчерпывают тему, а только ставят проблему изучения киноискусства Дальнего Востока и намечают пути ее освоения с указанием необходимости заполнить существующие лакуны. В начале статьи дается периодизация развития китайского кинематографа, включающая 5 периодов. Внимание сосредоточено на последнем: «движение пятого поколения», - к которому принадлежит творчество Чжао Цзипина. Дается общая характеристика кинематографа нового направления, где, в отличие от предыдущих периодов, снимается идеологическая направленность и однозначность критериев оценки героев, а фильмы приобретают мифологический подтекст с опорой на традиционную китайскую философию. Определена роль музыки в этом направлении: как носителя непроговоренной идеи фильма, которая раскрывается в неразрывном синтезе с видеорядом. В статье сформулированы основные черты музыкального саундтрека, характерные для «движения пятого поколения». Замечено, что в творчестве Чжао Цзипина отражены как типичные свойства киномузыки «движения пятого поколения», так и индивидуальные черты. К последним относятся четыре основных свойства: использование фольклорного материала, добавление элементов китайской оперы, использование современных музыкальных техник и характерных национальных инструментов. Эти, общие для современного китайского кинематографа, приемы, претворены Чжао Цзипином в специфическом, индивидуальном варианте. Каждая из позиций подтверждается примерами из творчества композитора. В заключение делается вывод значении киномузыки Чжао Цзипина и причинах ее популярности.

The article is devoted to the film music of the Chinese composer Zhao Jiping. The relevance of the study is explained by the recent increased interest in the mass genres of Chinese culture and the role of music in Chinese cinema. The research that has appeared in recent years does not exhaust the topic, but only poses the problem of studying the cinematography of the Far East and outlines ways to master it, indicating the need to fill in existing gaps. At the beginning of the article, a periodization of the development of Chinese cinema is given, including 5 periods. Attention is focused on the latter: the “fifth generation movement”, to which Zhao Ziping’s work belongs. A general description of the cinema of the new direction is given, where, unlike previous periods, the ideological orientation and unambiguity of the criteria for evaluating the characters are removed, and the films acquire mythological overtones based on traditional Chinese philosophy. The role of music in this direction has been determined: as the bearer of the unspoken idea of the film, the which is revealed in an inextricable synthesis with the video sequence. The article formulates the main features of the musical soundtrack characteristic of the “fifth generation movement”. It is noted that Zhao Jiping’s work reflects both the typical properties of the film music of the “fifth generation movement” and individual features. The latter include four main properties: the use of folklore material, the addition of elements of Chinese opera, the use of modern musical techniques and characteristic national instruments. These techniques, common to modern Chinese cinema, are implemented by Zhao Jiping in a specific, individual version. Each of the positions is confirmed by examples from the composer’s work. In conclusion, the author concludes the importance of Zhao Jiping’s film music and the reasons for its popularity.

Ключевые фразы: китайский кинематограф, движение пятого поколение, музыка в кино
Автор (ы): Чжу Юнкан
Журнал: BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
7.03. История искусства. Художественные стили, направления, школы, влияния История отдельных искусств относится к соответствующим разделам 71/79
Для цитирования:
ЧЖУ Ю. РОЛЬ КОМПОЗИТОРА ЧЖАО ЦЗИПИНА В КИТАЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ ЕГО КИНОМУЗЫКИ // BULLETIN OF THE INTERNATIONAL CENTRE OF ART AND EDUCATION. 2025. № 2
Текстовый фрагмент статьи