ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ, МОТИВАЦИЯ, ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ, ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ (2024)
Введение. В современной жизни возрастает значимость укрепления здоровья молодежи и формирования основ здорового образа жизни. Это подтверждает рост количества студентов с различными отклонениями здоровья, зачисляемых по медицинским показаниям в специальные медицинские группы. Поэтому необходимо выделить факторы мотивации к занятиям двигательной активностью и здоровому образу жизни у студентов специальных медицинских групп. Цели исследования - определение структуры факторов мотивации студентов специальных медицинских групп к занятиям физической культурой и организация соответствующих мероприятий по их формированию.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистические методы.
Результаты. Показана необходимость построения индивидуального подхода, включающего в себя теоретическую составляющую занятий физической культурой и анализ личных дневников занятий. Определен уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента.
Заключение. Необходимо использовать индивидуальный информационный подход, основанный на фиксации личных достижений и показателей и последующем консультировании в рамках практики физкультурной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
В период обучения в высшей школе у молодежи немало возможностей укрепить свое физическое состояние, однако количество студентов, сумевших улучшить здоровье за время обучения в вузе, все еще остается довольно низким. В то же время доля студентов с различными отклонениями здоровья, зачисляемых по медицинским показаниям в специальные медицинские группы, возрастает. Причиной такой динамики, как правило, выступает недостаточная двигательная активность со стороны студентов в период обучения в высшем учебном заведении [6].
В научных публикациях по рассматриваемой теме исследователи чаще всего указывают на малоэффективную организационную и методическую работу по формированию мотивационных основ к занятиям физической культурой. Высшие учебные заведения уделяют большое внимание различным методикам обучения специальных медицинских групп, в том числе в процессе физического воспитания, однако при этом не всегда делают акцент на развитие мотивации к занятиям физической культурой [7].
Список литературы
1. Барашков С. А. Володина И. А. Физическая культура для студентов 2 курса специальной медицинской группы ВолгГТУ: учеб. пособие. - Волгоград: ВолгГТУ, 2015. - 104 с.
2. Бахнова Т. В. Формирование осознанной потребности будущего учителя в здоровом образе жизни в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2005. - 27 с. EDN: NIMYQL
3. Грунь Е. Н. Факторы мотивации студентов к занятиям по физической культуре // Смальта. - 2022. - № 4. - С. 5-13. EDN: AENATJ
4. Дартау Л. А. Управление здоровьем студентов в образовательно-воспитательной среде вуза // Здоровьесберегающее образование. - 2010. - № 4. - С. 85-89.
5. Ермолаев А. П. Анализ современных социально-экономических условий развития физической культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. - № 31. - С. 151-156. EDN: RNFKQD
6. Гилев Г. А., Егорычева Э. В., Клусов Е. А., Краев Ю. В. О физическом воспитании в вузовском образовании // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 1 (979). - С. 58-60. EDN: RUWPVV
7. Прокофьева Д. Д., Петров В. В., Огуречников Д. Г. Мотивация студентов к занятиям физической культурой и спортом в высших учебных заведениях // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - С. 347-350. EDN: YAUMGD
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Среднее специальное образование становится популярным. Число абитуриентов в СПО после 9 класса за последних 7 лет увеличилось более чем в 2 раза, однако, как показывают исследования, данная категория имеет большие пробелы в области знаний о правильном образе жизни.
Методология. Данные последних лет указывают на актуальность изучения современных подходов в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в СПО. В течение ряда лет кафедра ФКиС планомерно вносит коррективы с учетом меняющихся реалий. Представленная модель «Формирование культуры здоровья студентов 1 курса» включает три блока: мотивационно-личностный, физкультурно-спортивная активность и информационная среда. Первокурсники через самопознание своих морфофункциональных показателей и показателей физического развития проводят самоанализ. Регулярные выполнения методических и практических заданий формирует у учащихся самоорганизацию. Тесная связь физкультурно-спортивной активности с методическим обеспечением для самостоятельных тренировок повышает мотивацию к физической активности.
Заключение. Представленная модель учитывает привычную форму общения современной молодежи (гаджеты). Применение указанной модели в учебном процессе показывает улучшение дисциплины и качество выполнения заданий на практических уроках по физической культуре. Первокурсники стали чаще выступать в роли организаторов, участников и судей в спортивно-массовых мероприятиях.
Введение. Нами была проанализирована динамика выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в Новосибирской области с 2021 по 2023 г., для того чтобы спланировать дальнейшие пути подготовки к заключительному этапу олимпиады школьников по физической культуре и выбрать оптимальные методы и средства обучения.
Методология. Применяли метод сравнительного анализа результатов выступления школьников, чтобы определить динамику результатов выступлений между юношами и девушками.
Заключение. Динамика результатов выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в период с 2021 по 2023 г. положительная. Отмечается тенденция к увеличению среднего балла по теории и гимнастике в практическом туре, что говорит об увеличении сроков и качества олимпиадной подготовке. Также отметили незначительное снижение среднего балла по спортивным играм, что может говорить о сложности задания практического тура.
Введение. В статье проведен анализ различных подходов к понятию профессиональной компетентности. Обобщенные данные подходов к содержанию профессиональной компетентности позволили выделить ее структурные составляющие. Методологию исследования составляют анализ и обобщение исследований в области профессиональной компетентности.
Результаты: на основе анализа выведено определение профессиональной компетентности и ее содержание.
Заключение. Профессиональная компетентность - взаимосвязанная совокупность знаний, умений и практических навыков, способов их применения и способности к профессиональному развитию (саморазвитию) личности, которая обеспечивает эффективную профессиональную деятельность, представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту включает комплекс интегрирующих компетенций: личностную, когнитивную, деятельностно-результативную, рефлексивную компетенции.
Введение. В работе проанализировано количество полученных знаков ГТО за период введения регулярной сдачи норм среди студентов Сибирского государственного университета путей сообщения. Методология. Цель исследования - определение уровня готовности студентов к сдаче нормативов ГТО. Задачи исследования: определить уровень физической подготовленности студентов и соответствие полученных результатов нормам ГТО. Гипотеза исследования: эффективность подготовки учащихся к сдаче норм ГТО может быть достигнута при условии повышения мотивации, индивидуализации учебного процесса и повышения качества образования по дисциплине «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение.
Заключение. Полученные результаты показали, что необходимо повышать физкультурно-оздоровительную активность студентов технического вуза с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.
Введение. Обучение в вузе является значимой деятельностью для молодежи. Отмечается снижение двигательной активности и повышение тревожности из-за необходимости освоения большого объема учебного материала.
Методология. Показаны различия уровня двигательной активности, показателей мотивации к успеху и ситуативной и личностной тревожности девушек-курсантов.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов отмечается снижение двигательной активности с 1 по 4 курс. Личностная тревожность остается высокой на всех курсах.
Введение. Физическая культура как средство гармоничного развития организма человека располагает возможностями для преодоления насущной проблемы современных студентов - гиподинамии, часто обусловливающей их слабое здоровье.
Методология. Представлена система физического воспитания в вузе. Обсуждение. Охарактеризованы основные тенденции развития и основные проблемы системы физического воспитания в педагогическом университете.
Заключение. Предложены пути модернизации системы физического воспитания в педагогическом университете и представлены пути решения ее проблем.
Введение. Физическое воспитание студентов ставит перед собой задачи сохранения и укрепления здоровья. Их реализация осуществляется во время проведения занятий по физической культуре, где эффективность занятия зависит от уровня нагрузки, в частности частоты сердечных сокращений. Цель исследования - изучить динамику частоты сердечных сокращений.
Методология. В статье рассматривается вопрос оперативно-текущего контроля занятий физической культурой, представлен сравнительный анализ показателей пульсовой кривой занятий разной направленности.
Заключение. Динамика показателей частоты сердечных сокращений занятий в контрольной группе говорит об оздоровительной направленности занятия.
Введение. Структура, качество питания студентов, занимающихся физической культурой и спортом с целью оценки пищевого статуса, современных тенденций и «пищевой грамотности» студентов.
Методология. Показаны особенности питания студентов, соответствие его требованиям рационального питания, оценка пищевого статуса по ИМТ, выявлены основные тенденции в структуре питания современных студентов.
Заключение. Проведенное исследование показало, что студенты осведомлены в вопросах рационального питания, понимают необходимость поступления полноценных белков для организма и значение воды. Отмечено увеличение потребления свежих овощей и фруктов, достаточное поступления полноценных белков. Выявлена нежелательная тенденция к уменьшению сложных углеводов в рационе. Сохраняется недостаточное потребление рыбы, что может негативно сказаться на спортивной работоспособности и увеличении травматизма при занятиях спортом. Пищевой статус по ИМТ большинства студентов достаточный, для спортсменов силовых видов спорта выше нормы, а для гимнастов и легкоатлетов недостаточный.
Введение. В статье представлены результаты исследования влияния курса интервальной нормобарической гипоксической тренировки (ИНГТ) на показатели красной крови, сердечно-сосудистой системы и физическую работоспособность самбистов 11-12 лет.
Методология. В исследовании участвовали 28 самбистов основной медицинской группы. Исследование включало определение основных антропометрических показателей, функции сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, показателей красной крови.
Заключение. В результате проведенного курса установлено достоверно значимое улучшение ЧСС в покое, ЧСС после стандартной физической нагрузки и увеличение физической работоспособности по тесту PWC170, также значимо снизился коэффициент расходования резервов миокарда. В контрольной группе изменения по всем показателям минимальны и достоверно не значимы. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии курса ИНГТ на организм самбистов 11-12 лет.
Введение. Формирование плавательных умений и навыков с целью изучения влияния занятий плаванием на подготовленность студентов к нагрузкам аэробного характера.
Методология. Проведены исследования влияния учебных занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в разделе «Плавание» на подготовленность студентов 1 курса к нагрузкам аэробного характера.
Заключение. Определена готовность студентов к выполнению нагрузки аэробного характера. Проведенные исследования показали действенность плавательной подготовки студентов к нагрузкам аэробного характера. Направленность и содержание занятий плаванием показали свою эффективность, что позволит всем студентам СГУВТ в весеннем семестре на третьем курсе существенно повысить свои результаты в 12-минутном тесте в плавании вольным стилем.
Введение. Последствия пандемии сказались не только на состоянии здоровья, но и на уровне физической подготовленности. Современные студенты столкнулись с 1,5 годовым обучением дисциплины физической культуры в дистанционном формате. Методология. Ведущими задачами дисциплины «Физическая культура» являются сохранение здоровья и поддержание физической формы с ежедневной оптимальной двигательной активностью. Цифровая образовательная среда раскрывает обширные границы видоизменения форм обучения, но при этом не учитывается специфика практических дисциплин, таких как физическая культура, а также качество обучения и риск травматизма во время выполнения заданий в домашних условиях. В целях профилактики травматизма необходимо совершенствовать приемы метода показа физических упражнений, включая современные гаджеты самодиагностики.
Заключение. Проведенный эксперимент показал, что уровень знаний в технике исполнения комплексов упражнений и безопасности выполнения в домашних условия у большинства студентов низкий, студентами отмечен высокий риск травматизма, среди которых на первом месте - растяжения, ушибы и порезы. Таким образом, необходимо расширить знания обучающихся в области анатомии физических упражнений и биомеханики для предотвращения травматизма.
Введение. Рассмотрение позиций авторов на целевые установки и названия этапов обучения двигательным действиям с целью их обобщения. Методология. Выделены закономерности и авторские подходы к последовательности и методологическим характеристикам этапов обучения двигательным действиям.
Заключение. Выделены физиологические, нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические закономерности обеспечения эффективного научения, а также схожесть позиций большинства авторов на последовательность этапов обучения двигательным действиям: этап начального, затем углубленного (детализированного) разучивания, закрепления и совершенствования техники действия.
Введение. Подбор физических упражнений, их правильно дозированное применение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей растущего организма детей может как положительно, так и отрицательно повлиять на физическое развитие школьников 10-11 лет. Ведется поиск новых решений в организации учебно-тренировочных занятий и привлечения детей 10-11 лет к регулярным физическим упражнениям через игровую форму занятий. Группы по общефизической подготовке с элементами волейбола во внеурочной форме занятий с детьми. Методология. Показаны игровые формы занятий в группе по общефизической подготовке с элементами волейбола во внеурочное время. Данная форма занятий с детьми нам видится наиболее оптимальным способом привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом.
Заключение. В ходе эксперимента установлено, что занятия в группе ОФП с элементами волейбола оказали положительное влияние на динамику развития скоростно-силовых двигательных способностей у школьников 10-11 лет. В экспериментальной группе показатели достоверно выше в трех контрольных упражнениях: прыжки в длину, прыжки в высоту и челночный бег 3 × 10 в сравнении с контрольной группой мальчиков. В тестовом задании «Метание двумя руками набивного мяча из-за головы (1 кг) (см)» достоверных отличий не выявлено в обеих группах.
Введение. В статье рассматриваются вопросы организации участия студентов в спортивно-массовых мероприятиях вуза и занятий физической культурой. Методология. Цель исследования - оценить участие и степень заинтересованности учащихся в спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза. Задачи исследования: определить степень заинтересованности студентов в спортивных мероприятиях; выявить причины отказа студентов участвовать в спортивной жизни вуза. Гипотеза: мы предполагаем, что более 30-35 % студентов принимают участие в спортивных мероприятиях, организованных вузом; 65-70 % задействованы в иных мероприятиях, однако рассматривают свое участие в спортивных мероприятиях в дальнейшем.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение.
Заключение. Исследования показывают, что успешное обучение студентов зависит не только от присутствия на занятиях, но и от заинтересованности и мотивированности студентов в участии в студенческих мероприятиях, организованных вузом, в том числе спортивно-оздоровительных, научных.
Введение. Поиск новых и эффективных средств физической культуры при работе со школьниками в рамках внеурочной двигательной деятельности требует времени, повышения уровня военно-прикладной и физической подготовленности учащихся на базе школ. Эти моменты вызвали интерес к проблеме изучения данной темы. Методология. Рассмотрены определение, значение и содержание нестандартной полосы препятствий для школьников.
Заключение. Представлены технические результаты прохождения нестандартной полосы препятствий школьников за несколько лет, которые отражают повышение уровня военно-прикладной и физической подготовленности учащихся.
Введение. Реализация образовательной программы в Детском оздоровительно-образовательном центре по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом. Для лучшей адаптации вновь пришедших детей с ними проводится индивидуальная работа с учетом их физического развития и технических возможностей. Кроме того, особое внимание уделяется антропометрическим данным учащихся: росту, весу, телосложению. Методология. Для выявления влияния занятий волейболом на развитие физических качеств с занимающимися в начале и конце года проводился обязательный мониторинг. При проведении исследования применялись методы обобщения, педагогического наблюдения, тестирования, анализа и статистической обработки полученных данных.
Заключение. В результате мониторинговых исследований выявлены изменения физических качеств у учащихся 11-12 лет. Можно констатировать, что во всех исследуемых показателях в трех экспериментальных группах произошли изменения по приросту показателей, хотя и в различной степени. Самые большие изменения наблюдались в экспериментальной группе учащихся «нормостенического» типа телосложения в четырех тестах из пяти, хотя в двух тестах из пяти приросты этих показателей не достоверны.
Введение. Своевременное принятие безопасного решения является важным профессиональным качеством для пилота. Цель работы - выявить различия психофизиологических качеств у курсантов-спортсменов (футболистов) и курсантов дополнительно, не занимающихся физической культурой. Методология. Показаны различия психофизиологических качеств у курсантов-пилотов, занимающихся игровыми видами спорта (футбол) и не занимающихся физической культурой дополнительно.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов-футболистов гораздо ниже число пропусков и ложных реакций, что существенно повышает коэффициент точности Уиппла, что, в свою очередь, повысит безопасность полетов.
Введение. Подвижные игры на уроках физической культуры представляют собой средство физического воспитания обучающихся, помогающее всесторонне развивать организм и личность школьника в целом. Характерной особенностью подвижных игр, основанных на разных видах движений, является точное выполнение двигательных заданий, развитие познавательных процессов, а также социальное взаимодействие и коммуникация.
Методология. В научной и учебно-методической литературе подвижные игры рассматриваются как универсальное средство развития физических качеств и воспитания личности школьника. В разные периоды исследователями изучались проблемы игры как эффективного средства физического воспитания, рассматривалось педагогическое значение игр для занимающихся различного возраста, применения игр для повышения эффективности спортивной тренировки и как способа совершенствования техники упражнений в различных видах спорта, разрабатывались вопросы сущности подвижных игр, их классификации, использования игр в условиях недостаточного материально-технического и учебно-методического обеспечения занятий физической культурой. Результаты исследования и выводы. Педагогический эксперимент показал высокое влияние специально подобранных подвижных игр, характеризующихся активным взаимодействием игроков, элементами взаимопомощи, умением принимать быстрые решения, на развитие физических и социально-личностных качеств мальчиков 10-11 лет, оцениваемых с помощью выполнения контрольных тестов и социометрической процедуры.
Введение. В 2021/22 учебном году в начале и конце каждого семестра проведено исследование функционального состояния организма студенток 1-го курса, имеющих отклонения в здоровье. Методология. В начале учебного года проведено 9 занятий, в конце - 13, а 32 - самостоятельно. Проведенные исследования показали, что средняя величина ЧСС в сравнении с сентябрем ухудшалась на 5,3 уд/мин в декабре, на 3,1 уд/мин. в феврале и на 1,0 уд/мин. в июне. Восстановление ЧСС после первой минуты отдыха имело положительную динамику, и величина прироста ЧСС улучшилась на 3,1 уд/мин. только в феврале и июне относительно сентября, но не была достоверна.
Заключение. Выявлено, что у студенток первого курса, имеющих отклонения в состоянии здоровья, во всех показателях наблюдается ухудшение ЧСС в сравнении с сентябрем в декабре, а к концу учебного года произошло улучшение этого показателя. Восстановление ЧСС после вставания и 1 мин. отдыха имеет положительную динамику, но прирост этого показателя не достоверный.
Введение. Необходимо создание индивидуальных тренировочных траекторий для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В основе формирования индивидуальных тренировочных программ должен лежать современный научно-методический подход, использование современного научного оборудования для диагностики и мониторинга показателей физического и психического здоровья, адаптивного и личностного потенциала и физкультурно-спортивных склонностей. Методология. Нами в Новосибирском государственном техническом университете сформирован проект «Индивидуальный тренировочный маршрут - Step up». Цель проекта - привлечение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузах Новосибирска, к занятиям АФК путем создания индивидуальных тренировочных маршрутов и их реализации с участием научно-методического и волонтёрского сопровождения.
**Заключение.** Таким образом, использование индивидуальных тренировочных программ (маршрутов), составленных на основе изучения персональных морфофункциональных и психофизиологических показателей, способствует улучшению параметров физического здоровья студентов с ОВЗ на занятиях физической культурой. Эти изменения мы можем наблюдать даже после одного учебного года: установлено снижение частоты сердечных сокращений, уменьшение систолического артериального давления и индекса напряжения Р. М. Баевского, выявлена тенденция уменьшения объема общего жира.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/