ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ КАК ФОРМА ОПЕРАТИВНО-ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (2024)
Введение. Физическое воспитание студентов ставит перед собой задачи сохранения и укрепления здоровья. Их реализация осуществляется во время проведения занятий по физической культуре, где эффективность занятия зависит от уровня нагрузки, в частности частоты сердечных сокращений. Цель исследования - изучить динамику частоты сердечных сокращений.
Методология. В статье рассматривается вопрос оперативно-текущего контроля занятий физической культурой, представлен сравнительный анализ показателей пульсовой кривой занятий разной направленности.
Заключение. Динамика показателей частоты сердечных сокращений занятий в контрольной группе говорит об оздоровительной направленности занятия.
Идентификаторы и классификаторы
Установлено, что в первой половине каждого семестра целесообразно применять физические упражнения с интенсивностью пульсовой активности сердца и сосудов (ЧСС), равной 120–180 ударов в минуту, во второй половине семестра с ЧСС 120–150 ударов в минуту [4]. Такая организация занятий связана с тем, что в первой половине семестра функциональная активность более высокая, чем во второй половине, характеризующейся ее относительным снижением.
Важной частью повышения эффективности занятий физической культурой является самоконтроль. Все показатели самоконтроля можно разделить условно на две группы: субъективные и объективные. К субъективным показателям относятся самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. К традиционным объективным показателям самоконтроля относятся артериальное давление, дыхание, вес, частота сердечных
сокращений [2; 3].
Список литературы
1. Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ. ред. Г.В. Барчуковой. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с. EDN: SUNWGP
2. Виленский М. Я. Физическая культура: учеб. для студентов вузов, обучающихся по дисциплине “Физическая культура”. - М.: КНОРУС, 2012.
3. Грунь Е. Н. Факторы мотивации студентов к занятиям по физической культуре // Смальта. - 2022. - № 4. - С. 5-13. EDN: AENATJ
4. Казначееев С. В. Физическая культура: курс лекций. - Новосибирск.: СибАГС, 2018.
5. Физическая культура: учеб. пособие / под редакцией С. В. Пахомовой. - Новосибирск: Сибир. гос. унив. водн. трансп., 2016. - 403 с.
6. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведенийю - М.: Академия, 2010. - 480 с. EDN: QYEJBF
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Среднее специальное образование становится популярным. Число абитуриентов в СПО после 9 класса за последних 7 лет увеличилось более чем в 2 раза, однако, как показывают исследования, данная категория имеет большие пробелы в области знаний о правильном образе жизни.
Методология. Данные последних лет указывают на актуальность изучения современных подходов в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в СПО. В течение ряда лет кафедра ФКиС планомерно вносит коррективы с учетом меняющихся реалий. Представленная модель «Формирование культуры здоровья студентов 1 курса» включает три блока: мотивационно-личностный, физкультурно-спортивная активность и информационная среда. Первокурсники через самопознание своих морфофункциональных показателей и показателей физического развития проводят самоанализ. Регулярные выполнения методических и практических заданий формирует у учащихся самоорганизацию. Тесная связь физкультурно-спортивной активности с методическим обеспечением для самостоятельных тренировок повышает мотивацию к физической активности.
Заключение. Представленная модель учитывает привычную форму общения современной молодежи (гаджеты). Применение указанной модели в учебном процессе показывает улучшение дисциплины и качество выполнения заданий на практических уроках по физической культуре. Первокурсники стали чаще выступать в роли организаторов, участников и судей в спортивно-массовых мероприятиях.
Введение. Нами была проанализирована динамика выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в Новосибирской области с 2021 по 2023 г., для того чтобы спланировать дальнейшие пути подготовки к заключительному этапу олимпиады школьников по физической культуре и выбрать оптимальные методы и средства обучения.
Методология. Применяли метод сравнительного анализа результатов выступления школьников, чтобы определить динамику результатов выступлений между юношами и девушками.
Заключение. Динамика результатов выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в период с 2021 по 2023 г. положительная. Отмечается тенденция к увеличению среднего балла по теории и гимнастике в практическом туре, что говорит об увеличении сроков и качества олимпиадной подготовке. Также отметили незначительное снижение среднего балла по спортивным играм, что может говорить о сложности задания практического тура.
Введение. В статье проведен анализ различных подходов к понятию профессиональной компетентности. Обобщенные данные подходов к содержанию профессиональной компетентности позволили выделить ее структурные составляющие. Методологию исследования составляют анализ и обобщение исследований в области профессиональной компетентности.
Результаты: на основе анализа выведено определение профессиональной компетентности и ее содержание.
Заключение. Профессиональная компетентность - взаимосвязанная совокупность знаний, умений и практических навыков, способов их применения и способности к профессиональному развитию (саморазвитию) личности, которая обеспечивает эффективную профессиональную деятельность, представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту включает комплекс интегрирующих компетенций: личностную, когнитивную, деятельностно-результативную, рефлексивную компетенции.
Введение. В работе проанализировано количество полученных знаков ГТО за период введения регулярной сдачи норм среди студентов Сибирского государственного университета путей сообщения. Методология. Цель исследования - определение уровня готовности студентов к сдаче нормативов ГТО. Задачи исследования: определить уровень физической подготовленности студентов и соответствие полученных результатов нормам ГТО. Гипотеза исследования: эффективность подготовки учащихся к сдаче норм ГТО может быть достигнута при условии повышения мотивации, индивидуализации учебного процесса и повышения качества образования по дисциплине «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение.
Заключение. Полученные результаты показали, что необходимо повышать физкультурно-оздоровительную активность студентов технического вуза с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.
Введение. В современной жизни возрастает значимость укрепления здоровья молодежи и формирования основ здорового образа жизни. Это подтверждает рост количества студентов с различными отклонениями здоровья, зачисляемых по медицинским показаниям в специальные медицинские группы. Поэтому необходимо выделить факторы мотивации к занятиям двигательной активностью и здоровому образу жизни у студентов специальных медицинских групп. Цели исследования - определение структуры факторов мотивации студентов специальных медицинских групп к занятиям физической культурой и организация соответствующих мероприятий по их формированию.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистические методы.
Результаты. Показана необходимость построения индивидуального подхода, включающего в себя теоретическую составляющую занятий физической культурой и анализ личных дневников занятий. Определен уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента.
Заключение. Необходимо использовать индивидуальный информационный подход, основанный на фиксации личных достижений и показателей и последующем консультировании в рамках практики физкультурной деятельности.
Введение. Обучение в вузе является значимой деятельностью для молодежи. Отмечается снижение двигательной активности и повышение тревожности из-за необходимости освоения большого объема учебного материала.
Методология. Показаны различия уровня двигательной активности, показателей мотивации к успеху и ситуативной и личностной тревожности девушек-курсантов.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов отмечается снижение двигательной активности с 1 по 4 курс. Личностная тревожность остается высокой на всех курсах.
Введение. Физическая культура как средство гармоничного развития организма человека располагает возможностями для преодоления насущной проблемы современных студентов - гиподинамии, часто обусловливающей их слабое здоровье.
Методология. Представлена система физического воспитания в вузе. Обсуждение. Охарактеризованы основные тенденции развития и основные проблемы системы физического воспитания в педагогическом университете.
Заключение. Предложены пути модернизации системы физического воспитания в педагогическом университете и представлены пути решения ее проблем.
Введение. Структура, качество питания студентов, занимающихся физической культурой и спортом с целью оценки пищевого статуса, современных тенденций и «пищевой грамотности» студентов.
Методология. Показаны особенности питания студентов, соответствие его требованиям рационального питания, оценка пищевого статуса по ИМТ, выявлены основные тенденции в структуре питания современных студентов.
Заключение. Проведенное исследование показало, что студенты осведомлены в вопросах рационального питания, понимают необходимость поступления полноценных белков для организма и значение воды. Отмечено увеличение потребления свежих овощей и фруктов, достаточное поступления полноценных белков. Выявлена нежелательная тенденция к уменьшению сложных углеводов в рационе. Сохраняется недостаточное потребление рыбы, что может негативно сказаться на спортивной работоспособности и увеличении травматизма при занятиях спортом. Пищевой статус по ИМТ большинства студентов достаточный, для спортсменов силовых видов спорта выше нормы, а для гимнастов и легкоатлетов недостаточный.
Введение. В статье представлены результаты исследования влияния курса интервальной нормобарической гипоксической тренировки (ИНГТ) на показатели красной крови, сердечно-сосудистой системы и физическую работоспособность самбистов 11-12 лет.
Методология. В исследовании участвовали 28 самбистов основной медицинской группы. Исследование включало определение основных антропометрических показателей, функции сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, показателей красной крови.
Заключение. В результате проведенного курса установлено достоверно значимое улучшение ЧСС в покое, ЧСС после стандартной физической нагрузки и увеличение физической работоспособности по тесту PWC170, также значимо снизился коэффициент расходования резервов миокарда. В контрольной группе изменения по всем показателям минимальны и достоверно не значимы. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии курса ИНГТ на организм самбистов 11-12 лет.
Введение. Формирование плавательных умений и навыков с целью изучения влияния занятий плаванием на подготовленность студентов к нагрузкам аэробного характера.
Методология. Проведены исследования влияния учебных занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в разделе «Плавание» на подготовленность студентов 1 курса к нагрузкам аэробного характера.
Заключение. Определена готовность студентов к выполнению нагрузки аэробного характера. Проведенные исследования показали действенность плавательной подготовки студентов к нагрузкам аэробного характера. Направленность и содержание занятий плаванием показали свою эффективность, что позволит всем студентам СГУВТ в весеннем семестре на третьем курсе существенно повысить свои результаты в 12-минутном тесте в плавании вольным стилем.
Введение. Последствия пандемии сказались не только на состоянии здоровья, но и на уровне физической подготовленности. Современные студенты столкнулись с 1,5 годовым обучением дисциплины физической культуры в дистанционном формате. Методология. Ведущими задачами дисциплины «Физическая культура» являются сохранение здоровья и поддержание физической формы с ежедневной оптимальной двигательной активностью. Цифровая образовательная среда раскрывает обширные границы видоизменения форм обучения, но при этом не учитывается специфика практических дисциплин, таких как физическая культура, а также качество обучения и риск травматизма во время выполнения заданий в домашних условиях. В целях профилактики травматизма необходимо совершенствовать приемы метода показа физических упражнений, включая современные гаджеты самодиагностики.
Заключение. Проведенный эксперимент показал, что уровень знаний в технике исполнения комплексов упражнений и безопасности выполнения в домашних условия у большинства студентов низкий, студентами отмечен высокий риск травматизма, среди которых на первом месте - растяжения, ушибы и порезы. Таким образом, необходимо расширить знания обучающихся в области анатомии физических упражнений и биомеханики для предотвращения травматизма.
Введение. Рассмотрение позиций авторов на целевые установки и названия этапов обучения двигательным действиям с целью их обобщения. Методология. Выделены закономерности и авторские подходы к последовательности и методологическим характеристикам этапов обучения двигательным действиям.
Заключение. Выделены физиологические, нейропсихологические, психолого-педагогические и психологические закономерности обеспечения эффективного научения, а также схожесть позиций большинства авторов на последовательность этапов обучения двигательным действиям: этап начального, затем углубленного (детализированного) разучивания, закрепления и совершенствования техники действия.
Введение. Подбор физических упражнений, их правильно дозированное применение с учетом возрастных и индивидуальных особенностей растущего организма детей может как положительно, так и отрицательно повлиять на физическое развитие школьников 10-11 лет. Ведется поиск новых решений в организации учебно-тренировочных занятий и привлечения детей 10-11 лет к регулярным физическим упражнениям через игровую форму занятий. Группы по общефизической подготовке с элементами волейбола во внеурочной форме занятий с детьми. Методология. Показаны игровые формы занятий в группе по общефизической подготовке с элементами волейбола во внеурочное время. Данная форма занятий с детьми нам видится наиболее оптимальным способом привлечь детей к занятиям физической культурой и спортом.
Заключение. В ходе эксперимента установлено, что занятия в группе ОФП с элементами волейбола оказали положительное влияние на динамику развития скоростно-силовых двигательных способностей у школьников 10-11 лет. В экспериментальной группе показатели достоверно выше в трех контрольных упражнениях: прыжки в длину, прыжки в высоту и челночный бег 3 × 10 в сравнении с контрольной группой мальчиков. В тестовом задании «Метание двумя руками набивного мяча из-за головы (1 кг) (см)» достоверных отличий не выявлено в обеих группах.
Введение. В статье рассматриваются вопросы организации участия студентов в спортивно-массовых мероприятиях вуза и занятий физической культурой. Методология. Цель исследования - оценить участие и степень заинтересованности учащихся в спортивно-оздоровительных мероприятиях вуза. Задачи исследования: определить степень заинтересованности студентов в спортивных мероприятиях; выявить причины отказа студентов участвовать в спортивной жизни вуза. Гипотеза: мы предполагаем, что более 30-35 % студентов принимают участие в спортивных мероприятиях, организованных вузом; 65-70 % задействованы в иных мероприятиях, однако рассматривают свое участие в спортивных мероприятиях в дальнейшем.
Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение.
Заключение. Исследования показывают, что успешное обучение студентов зависит не только от присутствия на занятиях, но и от заинтересованности и мотивированности студентов в участии в студенческих мероприятиях, организованных вузом, в том числе спортивно-оздоровительных, научных.
Введение. Поиск новых и эффективных средств физической культуры при работе со школьниками в рамках внеурочной двигательной деятельности требует времени, повышения уровня военно-прикладной и физической подготовленности учащихся на базе школ. Эти моменты вызвали интерес к проблеме изучения данной темы. Методология. Рассмотрены определение, значение и содержание нестандартной полосы препятствий для школьников.
Заключение. Представлены технические результаты прохождения нестандартной полосы препятствий школьников за несколько лет, которые отражают повышение уровня военно-прикладной и физической подготовленности учащихся.
Введение. Реализация образовательной программы в Детском оздоровительно-образовательном центре по привлечению детей к занятиям физической культурой и спортом. Для лучшей адаптации вновь пришедших детей с ними проводится индивидуальная работа с учетом их физического развития и технических возможностей. Кроме того, особое внимание уделяется антропометрическим данным учащихся: росту, весу, телосложению. Методология. Для выявления влияния занятий волейболом на развитие физических качеств с занимающимися в начале и конце года проводился обязательный мониторинг. При проведении исследования применялись методы обобщения, педагогического наблюдения, тестирования, анализа и статистической обработки полученных данных.
Заключение. В результате мониторинговых исследований выявлены изменения физических качеств у учащихся 11-12 лет. Можно констатировать, что во всех исследуемых показателях в трех экспериментальных группах произошли изменения по приросту показателей, хотя и в различной степени. Самые большие изменения наблюдались в экспериментальной группе учащихся «нормостенического» типа телосложения в четырех тестах из пяти, хотя в двух тестах из пяти приросты этих показателей не достоверны.
Введение. Своевременное принятие безопасного решения является важным профессиональным качеством для пилота. Цель работы - выявить различия психофизиологических качеств у курсантов-спортсменов (футболистов) и курсантов дополнительно, не занимающихся физической культурой. Методология. Показаны различия психофизиологических качеств у курсантов-пилотов, занимающихся игровыми видами спорта (футбол) и не занимающихся физической культурой дополнительно.
Заключение. Исследование показало, что у курсантов-футболистов гораздо ниже число пропусков и ложных реакций, что существенно повышает коэффициент точности Уиппла, что, в свою очередь, повысит безопасность полетов.
Введение. Подвижные игры на уроках физической культуры представляют собой средство физического воспитания обучающихся, помогающее всесторонне развивать организм и личность школьника в целом. Характерной особенностью подвижных игр, основанных на разных видах движений, является точное выполнение двигательных заданий, развитие познавательных процессов, а также социальное взаимодействие и коммуникация.
Методология. В научной и учебно-методической литературе подвижные игры рассматриваются как универсальное средство развития физических качеств и воспитания личности школьника. В разные периоды исследователями изучались проблемы игры как эффективного средства физического воспитания, рассматривалось педагогическое значение игр для занимающихся различного возраста, применения игр для повышения эффективности спортивной тренировки и как способа совершенствования техники упражнений в различных видах спорта, разрабатывались вопросы сущности подвижных игр, их классификации, использования игр в условиях недостаточного материально-технического и учебно-методического обеспечения занятий физической культурой. Результаты исследования и выводы. Педагогический эксперимент показал высокое влияние специально подобранных подвижных игр, характеризующихся активным взаимодействием игроков, элементами взаимопомощи, умением принимать быстрые решения, на развитие физических и социально-личностных качеств мальчиков 10-11 лет, оцениваемых с помощью выполнения контрольных тестов и социометрической процедуры.
Введение. В 2021/22 учебном году в начале и конце каждого семестра проведено исследование функционального состояния организма студенток 1-го курса, имеющих отклонения в здоровье. Методология. В начале учебного года проведено 9 занятий, в конце - 13, а 32 - самостоятельно. Проведенные исследования показали, что средняя величина ЧСС в сравнении с сентябрем ухудшалась на 5,3 уд/мин в декабре, на 3,1 уд/мин. в феврале и на 1,0 уд/мин. в июне. Восстановление ЧСС после первой минуты отдыха имело положительную динамику, и величина прироста ЧСС улучшилась на 3,1 уд/мин. только в феврале и июне относительно сентября, но не была достоверна.
Заключение. Выявлено, что у студенток первого курса, имеющих отклонения в состоянии здоровья, во всех показателях наблюдается ухудшение ЧСС в сравнении с сентябрем в декабре, а к концу учебного года произошло улучшение этого показателя. Восстановление ЧСС после вставания и 1 мин. отдыха имеет положительную динамику, но прирост этого показателя не достоверный.
Введение. Необходимо создание индивидуальных тренировочных траекторий для студентов с ОВЗ и инвалидностью. В основе формирования индивидуальных тренировочных программ должен лежать современный научно-методический подход, использование современного научного оборудования для диагностики и мониторинга показателей физического и психического здоровья, адаптивного и личностного потенциала и физкультурно-спортивных склонностей. Методология. Нами в Новосибирском государственном техническом университете сформирован проект «Индивидуальный тренировочный маршрут - Step up». Цель проекта - привлечение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в вузах Новосибирска, к занятиям АФК путем создания индивидуальных тренировочных маршрутов и их реализации с участием научно-методического и волонтёрского сопровождения.
**Заключение.** Таким образом, использование индивидуальных тренировочных программ (маршрутов), составленных на основе изучения персональных морфофункциональных и психофизиологических показателей, способствует улучшению параметров физического здоровья студентов с ОВЗ на занятиях физической культурой. Эти изменения мы можем наблюдать даже после одного учебного года: установлено снижение частоты сердечных сокращений, уменьшение систолического артериального давления и индекса напряжения Р. М. Баевского, выявлена тенденция уменьшения объема общего жира.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/