Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ 1 КУРСА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ШМЕР ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА, Лесникова Елена Александровна, Юдаев Вячеслав Борисович

Введение. Среднее специальное образование становится популярным. Число абитуриентов в СПО после 9 класса за последних 7 лет увеличилось более чем в 2 раза, однако, как показывают исследования, данная категория имеет большие пробелы в области знаний о правильном образе жизни.

Методология. Данные последних лет указывают на актуальность изучения современных подходов в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в СПО. В течение ряда лет кафедра ФКиС планомерно вносит коррективы с учетом меняющихся реалий. Представленная модель «Формирование культуры здоровья студентов 1 курса» включает три блока: мотивационно-личностный, физкультурно-спортивная активность и информационная среда. Первокурсники через самопознание своих морфофункциональных показателей и показателей физического развития проводят самоанализ. Регулярные выполнения методических и практических заданий формирует у учащихся самоорганизацию. Тесная связь физкультурно-спортивной активности с методическим обеспечением для самостоятельных тренировок повышает мотивацию к физической активности.

Заключение. Представленная модель учитывает привычную форму общения современной молодежи (гаджеты). Применение указанной модели в учебном процессе показывает улучшение дисциплины и качество выполнения заданий на практических уроках по физической культуре. Первокурсники стали чаще выступать в роли организаторов, участников и судей в спортивно-массовых мероприятиях.

Сохранить в закладках
ДИНАМИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫСТУПЛЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ ЭТАПЕ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 2021-2023 ГГ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ТРИФАНОВ ЕВГЕНИЙ ЮРЬЕВИЧ, ШЕСТАЕВ ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Введение. Нами была проанализирована динамика выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в Новосибирской области с 2021 по 2023 г., для того чтобы спланировать дальнейшие пути подготовки к заключительному этапу олимпиады школьников по физической культуре и выбрать оптимальные методы и средства обучения.

Методология. Применяли метод сравнительного анализа результатов выступления школьников, чтобы определить динамику результатов выступлений между юношами и девушками.

Заключение. Динамика результатов выступлений школьников на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физической культуре в период с 2021 по 2023 г. положительная. Отмечается тенденция к увеличению среднего балла по теории и гимнастике в практическом туре, что говорит об увеличении сроков и качества олимпиадной подготовке. Также отметили незначительное снижение среднего балла по спортивным играм, что может говорить о сложности задания практического тура.

Сохранить в закладках
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВУЗЕ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: КРИВКО ОКСАНА АНАТОЛЬЕВНА

Введение. В статье проведен анализ различных подходов к понятию профессиональной компетентности. Обобщенные данные подходов к содержанию профессиональной компетентности позволили выделить ее структурные составляющие. Методологию исследования составляют анализ и обобщение исследований в области профессиональной компетентности.

Результаты: на основе анализа выведено определение профессиональной компетентности и ее содержание.

Заключение. Профессиональная компетентность - взаимосвязанная совокупность знаний, умений и практических навыков, способов их применения и способности к профессиональному развитию (саморазвитию) личности, которая обеспечивает эффективную профессиональную деятельность, представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет специалисту проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности. Структура профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту включает комплекс интегрирующих компетенций: личностную, когнитивную, деятельностно-результативную, рефлексивную компетенции.

Сохранить в закладках
СТАТИСТИКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАКОВ ГТО СТУДЕНТАМИ СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: КЛИМОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, МАЗЕНКОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Введение. В работе проанализировано количество полученных знаков ГТО за период введения регулярной сдачи норм среди студентов Сибирского государственного университета путей сообщения. Методология. Цель исследования - определение уровня готовности студентов к сдаче нормативов ГТО. Задачи исследования: определить уровень физической подготовленности студентов и соответствие полученных результатов нормам ГТО. Гипотеза исследования: эффективность подготовки учащихся к сдаче норм ГТО может быть достигнута при условии повышения мотивации, индивидуализации учебного процесса и повышения качества образования по дисциплине «Физическая культура» в общеобразовательных учреждениях.

Методы исследования: анализ, систематизация, обобщение.

Заключение. Полученные результаты показали, что необходимо повышать физкультурно-оздоровительную активность студентов технического вуза с использованием инновационных, доступных и эффективных средств физического воспитания.

Сохранить в закладках
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ, МОТИВАЦИЯ, ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ, ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ГРУНЬ ЕГОР НИКОЛАЕВИЧ, ЧИБИШОВ АНДРЕЙ РАМАЗАНОВИЧ

Введение. В современной жизни возрастает значимость укрепления здоровья молодежи и формирования основ здорового образа жизни. Это подтверждает рост количества студентов с различными отклонениями здоровья, зачисляемых по медицинским показаниям в специальные медицинские группы. Поэтому необходимо выделить факторы мотивации к занятиям двигательной активностью и здоровому образу жизни у студентов специальных медицинских групп. Цели исследования - определение структуры факторов мотивации студентов специальных медицинских групп к занятиям физической культурой и организация соответствующих мероприятий по их формированию.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, статистические методы.

Результаты. Показана необходимость построения индивидуального подхода, включающего в себя теоретическую составляющую занятий физической культурой и анализ личных дневников занятий. Определен уровень сформированности мотивации к занятиям физической культурой в контрольной и экспериментальной группах в начале и конце эксперимента.

Заключение. Необходимо использовать индивидуальный информационный подход, основанный на фиксации личных достижений и показателей и последующем консультировании в рамках практики физкультурной деятельности.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ПРИ АНАЛИЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК СТУДЕНТОВ ВУЗА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ГРЕБЕННИКОВ ЕГОР КОНСТАНТИНОВИЧ, ГРЕБЕННИКОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА, ГУСЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ, САЛИМЗЯНОВ РАДИК РАФИКОВИЧ

Введение. Обучение в вузе является значимой деятельностью для молодежи. Отмечается снижение двигательной активности и повышение тревожности из-за необходимости освоения большого объема учебного материала.

Методология. Показаны различия уровня двигательной активности, показателей мотивации к успеху и ситуативной и личностной тревожности девушек-курсантов.

Заключение. Исследование показало, что у курсантов отмечается снижение двигательной активности с 1 по 4 курс. Личностная тревожность остается высокой на всех курсах.

Сохранить в закладках
СИСТЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: БОЛДЫРЕВА ИРИНА ОЛЕГОВНА

Введение. Физическая культура как средство гармоничного развития организма человека располагает возможностями для преодоления насущной проблемы современных студентов - гиподинамии, часто обусловливающей их слабое здоровье.

Методология. Представлена система физического воспитания в вузе. Обсуждение. Охарактеризованы основные тенденции развития и основные проблемы системы физического воспитания в педагогическом университете.

Заключение. Предложены пути модернизации системы физического воспитания в педагогическом университете и представлены пути решения ее проблем.

Сохранить в закладках
ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ КАК ФОРМА ОПЕРАТИВНО-ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ПЕШКОВ Н. И.

Введение. Физическое воспитание студентов ставит перед собой задачи сохранения и укрепления здоровья. Их реализация осуществляется во время проведения занятий по физической культуре, где эффективность занятия зависит от уровня нагрузки, в частности частоты сердечных сокращений. Цель исследования - изучить динамику частоты сердечных сокращений.

Методология. В статье рассматривается вопрос оперативно-текущего контроля занятий физической культурой, представлен сравнительный анализ показателей пульсовой кривой занятий разной направленности.

Заключение. Динамика показателей частоты сердечных сокращений занятий в контрольной группе говорит об оздоровительной направленности занятия.

Сохранить в закладках
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ОСИПОВА ГАЛИНА ЕГОРОВНА

Введение. Структура, качество питания студентов, занимающихся физической культурой и спортом с целью оценки пищевого статуса, современных тенденций и «пищевой грамотности» студентов.

Методология. Показаны особенности питания студентов, соответствие его требованиям рационального питания, оценка пищевого статуса по ИМТ, выявлены основные тенденции в структуре питания современных студентов.

Заключение. Проведенное исследование показало, что студенты осведомлены в вопросах рационального питания, понимают необходимость поступления полноценных белков для организма и значение воды. Отмечено увеличение потребления свежих овощей и фруктов, достаточное поступления полноценных белков. Выявлена нежелательная тенденция к уменьшению сложных углеводов в рационе. Сохраняется недостаточное потребление рыбы, что может негативно сказаться на спортивной работоспособности и увеличении травматизма при занятиях спортом. Пищевой статус по ИМТ большинства студентов достаточный, для спортсменов силовых видов спорта выше нормы, а для гимнастов и легкоатлетов недостаточный.

Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ НОРМОБАРИЧЕСКОЙ ГИПОКСИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ НА ПОКАЗАТЕЛИ КРАСНОЙ КРОВИ, СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ И ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ САМБИСТОВ 11-12 ЛЕТ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ЛАПТИНОВ РОМАН ПАВЛОВИЧ, РУБАНОВИЧ ВИКТОР БОРИСОВИЧ

Введение. В статье представлены результаты исследования влияния курса интервальной нормобарической гипоксической тренировки (ИНГТ) на показатели красной крови, сердечно-сосудистой системы и физическую работоспособность самбистов 11-12 лет.

Методология. В исследовании участвовали 28 самбистов основной медицинской группы. Исследование включало определение основных антропометрических показателей, функции сердечно-сосудистой системы, физической работоспособности, показателей красной крови.

Заключение. В результате проведенного курса установлено достоверно значимое улучшение ЧСС в покое, ЧСС после стандартной физической нагрузки и увеличение физической работоспособности по тесту PWC170, также значимо снизился коэффициент расходования резервов миокарда. В контрольной группе изменения по всем показателям минимальны и достоверно не значимы. Результаты исследования свидетельствуют о положительном влиянии курса ИНГТ на организм самбистов 11-12 лет.

Сохранить в закладках
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЭРОБНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: БАЙКОВ ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ, НАУМОЧКИНА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Введение. Формирование плавательных умений и навыков с целью изучения влияния занятий плаванием на подготовленность студентов к нагрузкам аэробного характера.

Методология. Проведены исследования влияния учебных занятий по дисциплинам «Физическая культура и спорт», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в разделе «Плавание» на подготовленность студентов 1 курса к нагрузкам аэробного характера.

Заключение. Определена готовность студентов к выполнению нагрузки аэробного характера. Проведенные исследования показали действенность плавательной подготовки студентов к нагрузкам аэробного характера. Направленность и содержание занятий плаванием показали свою эффективность, что позволит всем студентам СГУВТ в весеннем семестре на третьем курсе существенно повысить свои результаты в 12-минутном тесте в плавании вольным стилем.

Сохранить в закладках
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКАМ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: САМСОНОВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, САМСОНОВА ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВНА

Введение. Последствия пандемии сказались не только на состоянии здоровья, но и на уровне физической подготовленности. Современные студенты столкнулись с 1,5 годовым обучением дисциплины физической культуры в дистанционном формате. Методология. Ведущими задачами дисциплины «Физическая культура» являются сохранение здоровья и поддержание физической формы с ежедневной оптимальной двигательной активностью. Цифровая образовательная среда раскрывает обширные границы видоизменения форм обучения, но при этом не учитывается специфика практических дисциплин, таких как физическая культура, а также качество обучения и риск травматизма во время выполнения заданий в домашних условиях. В целях профилактики травматизма необходимо совершенствовать приемы метода показа физических упражнений, включая современные гаджеты самодиагностики.

Заключение. Проведенный эксперимент показал, что уровень знаний в технике исполнения комплексов упражнений и безопасности выполнения в домашних условия у большинства студентов низкий, студентами отмечен высокий риск травматизма, среди которых на первом месте - растяжения, ушибы и порезы. Таким образом, необходимо расширить знания обучающихся в области анатомии физических упражнений и биомеханики для предотвращения травматизма.

Сохранить в закладках