ИНТЕРЕС КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (2023)
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 56990304
В основе развития интереса лежит мотивация. Мотивация может складываться из разных факторов и причин: один из наиболее прочных и устойчивых – желание быть причастным к художественному творчеству, то есть желание ребенка создавать и быть создателем предметов художественного творчества. «Для эффективной работы и повышения интереса к художественно-творческой деятельности, а также уровня мотивации на уроках изобразительного искусства, учителю необходимо применять разнообразные эффективные методы обучения» [1, с. 127].
В реалиях современной школы уровень познавательного интереса у учеников
снизился не только по отношению к изобразительному искусству, но и к ряду других дисциплин. Причинами могут служить как развитое медиапространство и погружение в него, так и другой подход к воспитанию. Другой фактор – получить признание и положительную оценку как со стороны учителя, взрослых, так и сверстников. Эти факторы положительно влияют на самооценку ученика – важный для подросткового возраста показатель [4].Уровень развития познавательного интереса – это степень активности, вовлеченности ученика в процесс обучения. Для каждого ученика важно быть интересующимся, так как именно интерес является стимулятором какой-либо деятельности. Интерес формируется и развивается в деятельности, а это значит, что ученику необходимо приходить на уроки, приносить краски и рисовать.
Список литературы
1. | Кравченко К. А., Поротникова Я. О. Методы обучения как компонент активизации творческой деятельности школьников на уроках изобразительного искусства // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2023. - № 1. - С. 126-131. EDN: MZKGUY ▼ Контекст | |
---|---|---|
2. | Борисова А. И., Степанов В. Г. Особенности изобразительной деятельности подростков и доминирующее полушарие мозга // Педагогика и психология образования. - 2015. - № 2. - С. 93-100. EDN: UAOTQZ | |
3. | Выготский Л. С. Психология детского возраста. - М.: Эксмо пресс, 2000. - 507 с. | |
4. | Дарчиева А. Т. Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Владикавказ, 2007. - 23 с. EDN: NIWTHZ | |
5. | Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2003. - 304 с. EDN: QWFLZZ | |
6. | Изобразительное искусство: рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4, 5-9 классы: пособие для учителей / под общ. ред. Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских. - М: Просвещение, 2011. - 129 с. | |
7. | Moorefield-Lang H. M. The Relationship of Arts Education to Student Motivation, Self-Efficacy, and Creativity in Rural Middle Schools: a dissertation for the degree of Doctor of Education in the School of Education. - Chapel Hill, 2008. - 145 p. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/