АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (2023)
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Идентификаторы и классификаторы
Как правило, в каждом учебном классе одновременно обучаются около 25 учеников и каждый из них, несмотря на свой юный возраст, обладает своим характером, индивидуальными предпочтениями к окружающему пространству и своим пониманием красоты. Однако, несмотря на явную разрозненность предпочтений и взглядов среди учеников, есть утвержденные нормы и правила для формирования школьных
интерьеров, которые утверждены в СНиП РФ.
При проектировании школьного интерьера также следует учитывать двигательную активность большинства учеников и в связи с этим вводить в интерьер объекты с минимальным наличием острых углов во избежание непредвиденных травм в ходе активных игр учеников на перемене.
Школьный интерьер является одной из составляющей дизайна образовательной среды и прямым образом влияет на качество учебного процесса. Недооцененная значимость интерьера в образовательном процессе может привести к пагубным последствиям, вплоть до ухудшения самочувствия учащихся. Каноны и стандарты школьного интерьера сегодня претерпевают определенную трансформацию из-за возросших требований в образовании.
Список литературы
1. | Агеева Е. Ю., Сидорина А. А. Эволюция архитектуры школьных зданий: объемно-планировочные и конструктивные решения: монография. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 2017. - 191 с. EDN: ZMJXMX | |
---|---|---|
2. | Базыма Б. А. Психология цвета. Теория и практика. - СПб.: Речь. 2007. - 205 с. | |
3. | Главатских Л. Ю. Специальное оборудование в интерьере: учеб. пособие. - Волгоград: ВолгГАСУ, 2011. EDN: WXSNRB | |
4. | Измайлов Ч. А., Соколов Е. Н., Чериоризов А. М. Психофизиология цветового зрения. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 206 с. | |
5. | Камолых И. С., Полевая С. А., Воденеев В. А. Влияние температурного состояния кожи на структуру афферентной активности в волокнах кожного нерва // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 75-81. | |
6. | Кравков С. В. Цветовое зрение. - М.: Изд-во АН СССР, 1951. - 175 с. | |
7. | Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения. - М.: Наука, 1984. - 161 с. | |
8. | Москвин С. В., Купеев В. Г. Лазерная хромо- и цветотерапия. - М.; Тверь: Триада, 2007. - 96 с. | |
9. | Николаев Д. П., Николаев П. П., Гладилин А. А., Божкова В. П. Основы цветовой теории в техническом зрении. I. Введение в цветовую теорию: учеб. пособие. - М.: Мир науки, 2021. - 40 с. EDN: RZWQYW | |
10. | Окулова Л. П. Формирование эргономической образовательной среды в системе “школа - вуз”: монография. - Ижевск: Удмуртский университет, 2019. - 224 с. EDN: VFLOBH | |
11. | Черемошкина Л. В., Осинина Т. Н. Психология школьника: закономерности воспроизведения учебного материала: учебник и практикум вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 242 с. EDN: GVTFIN | |
12. | Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” [Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/(дата обращения: 21.09.2023). | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/