В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
Идентификаторы и классификаторы
Декоративно-прикладное искусство выступает в роли универсального средства формирования творческой деятельности. Обучающиеся, изучая декоративно-прикладное творчество, соединяют знания технических приемов и средства изобразительной грамоты с художественной фантазией для раскрытия творческого потенциала при создании эстетически-утилитарных произведений. Занятия народными промыслами способствуют активному формированию и совершенствованию творческих способностей личности, а выразительная красота предметов великих мастеров развивает вкус и художественное восприятие. Помимо созерцания прекрасного необходима практическая деятельность, которая невозможна без определенных умений и навыков.
Выработанный в результате многократных упражнений до автоматизма навык является частью творческой деятельности. На занятиях художественной росписью обучающиеся формируют художественно-технические навыки, которые считаются одним из сложных, включая двигательные, сенсорные и интеллектуальные.
Список литературы
1. | Беломестнова Т. С. Педагогические условия формирования творческих способностей в процессе обучения хохломской росписи [Электронный ресурс]. - URL: https://infourok.ru/vkr-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-tvorcheskih-sposobnostey-v-processe-obucheniya-hohlomskoy-rospisi-3813811.html (дата обращения: 03.10.2023). | |
---|---|---|
2. | Величко Н. К. Роспись. Техники. Приемы. Издания. - М.: Аст-Пресс, 1999. - 166 с. | |
3. | Выготский Л. С. Психология искусства / под общ. ред. В. В. Иванов; комм. Л. С. Выготский; комм. В. В. Иванов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 575 с. | |
4. | Комарова С. Как научить ребенка рисовать. - М., 2011. - 215 с. | |
5. | Круглова О. В. Народные росписи Северной Двины. - М.: Изобразительное искусство, 1987. - 192 с. | |
6. | Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. Пособие для учителей. - 3-е издание. - Минск: Беларусь, 2005. - 248 с. | |
7. | Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер-Ком, 1999. - 720 с. | |
8. | Соколов М. В., Соколова М. С. Декоративно-прикладное искусство. учеб. пособие для вузов. - М.: Владос, 2017. - 343 с. EDN: ZVDFYB | |
9. | Шорохов Е. В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 2011. - 303 с. | |
10. | Ходжава З. И. Проблема навыка в психологии. - Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1960. - 296 с. | |
11. | Худякова Е. В. Характеристика технических умений в рисовании детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2016/08/30/statya-harakteristika-tehnicheskih-umeniy-v-risovanii (дата обращения: 03.10.2023). |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/