ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В РАМКАХ РЕШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ (2023)
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 56990293
Современный рынок материалов для изготовления мебели постоянно видоизменяется. Каждое новое сырье или технология расширяют и улучшают возможности мебельного производства, повышают эксплуатационные характеристики, художественно-эстетическую составляющую мебели, ее функциональность, расширяя сферы проектирования. Однако следует отметить, что есть и недостатки: мебель становится однотипной, наблюдается утеря концептуальности, креативности, оригинальности. Кроме этого, в задачи каждого производства входит поиск путей решения экологических проблем.
Экологическое проектирование осуществляется в соответствии с требованиями, законодательно закрепленными в СНиПах и ГОСТах [16]. В нем определенные успехи были достигнуты еще в 80-е гг. XX в. сотрудниками ВНИИТЭ, которые работали над программой «ВТОМАР – Вторичные материальные ресурсы». Они предлагали активно внедрять бракованные или остаточные строительные материалы в проектировании мебели для жилых интерьеров. Данные результаты были отражены в выпусках «Техническая эстетика» [17]. Однако данный опыт был утрачен на долгие годы.
Список литературы
1. | Antonenko Yu. S., Zhdanova N. S., Mishuкovskaya Yu. I. Research Results of Possibility of Using Non-Traditional Materials in Design of Furniture for Children // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: International Science and Technology Conference (FarEastCon 2020) 6th-9th October 2020, Russky Island, Russia, Vladivostok, 28 января 2021 года. Vol. 1079. - Vladivostok: IOP Publishing, 2021. - P. 022026. EDN: XUVVHA | |
---|---|---|
2. | Antonenko Yu. S., Yachmeneva V. V., Salyaeva T. V. Design Features of Furniture and Equipment for Entrance Areas of Kindergartens // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: electronic edition, Vladivostok, 02-04 октября 2018 года. Vol. 463, Part 4. - Vladivostok: Institute of Physics Publishing, 2018. - P. 042013. EDN: ZBGAKD | |
3. | Zhdanova N. S., Zhdanov A. A., Lymareva J. V. [et al.] Design product projecting made of recycled materials // International Journal of Applied Engineering Research. - 2015. - Vol. 10, No. 24. - P. 45137-45141. EDN: WPSGSZ | |
4. | Антоненко Ю. С., Немцева Л. А. Экологические проблемы современного города: ключевые аспекты и пути решения // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Безальтернативность зеленой стратегии: сборник материалов международного форума (Екатеринбург, 13-15 апреля 2021 г.). Ч. 1. - Екатеринбург: Уральский фед. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2021. - С. 47-52. EDN: PWAVNU | |
5. | Антоненко Ю. С., Немцева Л. А. Экологические проекты: перспективы развития // Региональная экология: актуальные вопросы теории и практики: сб. материалов всерос. науч.-практ. конференции с междунар. участием (Вольск, 17 мая 2022 г.) / гл. редактор А. В. Чурсинов. - Чебоксары: Среда, 2022. - С. 124-126. EDN: UTNVPQ | |
6. | Грашин А. А. Экологические модульные конструкции для обустройства детской предметной среды // Проектирование и производство мебели. - 2008. - № 1. - С. 26-33. | |
7. | Екатеринушкина А. В. Соблюдение экологичности общественных интерьеров как современная проблема дизайна // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Культурные и экологические императивы современной экономики: Международный форум (Екатеринбург, 13-15 апреля 2020 г.). Ч. 1. - Екатеринбург: Уральский фед. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - С. 109-112. EDN: GWYMFQ | |
8. | Жданова Н. С. Обучение студентов проектированию мебели с использованием строительных отходов // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2017. - № 1. - С. 44-50. EDN: ZIBEUV | |
9. | Жданова Н. С., Екатеринушкина А. В., Антоненко Ю. С. Smart-технологии вторичного использования строительных отходов в учебном проектировании мебели // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2022. - Т. 19, № 4. - С. 57-72. EDN: OZFAIE | |
10. | Звонарева П. П., Куклина А. В. Применение картона в производстве изделий // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сб. статей студентов, аспирантов и молодых ученых по итогам всерос. науч.-практ. конференции (с междунар. участием). Т. 1. - Красноярск: Сибирский гос. технологический ун-т, 2016. - С. 231-234. EDN: YZWZQD | |
11. | Барташевич А. А. и др. Конструктивные особенности детской мебели // Труды БГТУ. Сер. 1, Лесное хозяйство, природопользование и переработка возобновляемых ресурсов. - 2017. - № 2 (198). - С. 259-265. | |
12. | Лавриченко Г. А., Екатеринушкина А. В. Экологическое направление в проектировании предметно-пространственной среды общественных интерьеров // Архитектура и архитектурная среда: вопросы исторического и современного развития: материалы междунар. науч.-практ. конференции: в 2 т. (Тюмень, 22-23 апреля 2022 г.). Т. I. - Тюмень: Тюменский индустриальный ун-т, 2022. - С. 402-407. EDN: BWWJWN | |
13. | Барабанщикова Н. А., Калмыкова К. А., Переходина А. В., Матовников С. А. Мебель из материалов вторичной переработки. Апсайклинг // Центральный научный вестник. - 2019. - Т. 4, № 4 (69). - С. 21-24. EDN: YXTOFN | |
14. | Никитина А. В., Екатеринушкина А. В. Возможности экологического подхода в проектировании учреждений здравоохранения // Культура и экология - основы устойчивого развития России. Человеческий капитал как ключевой ресурс зеленой экономики: материалы конференции (Екатеринбург, 13-16 апреля 2018 г.). Ч. 1. - Екатеринбург: Уральский фед. ун-т имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. - С. 421-424. EDN: ZGTBSN | |
15. | Пономаренко Л. В., Кантиева Е. В., Челебадзе И. З. Тенденция развития современных материалов в дизайне мебели // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2017. - Т. 5, № 5 (31). - С. 325-329. EDN: YSIUHS | |
16. | Степанова М. И., Кучма В. Р. Гигиенические принципы проектирования пространства и архитектурной среды детских садов [Электронный ресурс] // Гигиена и санитария. - 2017. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gigienicheskie-printsipy-proektirovaniya-prostranstva-i-arhitekturnoy-sredy-detskih-sadov (дата обращения: 21.09.2023). EDN: YIRFCX | |
17. | Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: автореф. дис. … канд. искусствоведения. - М., 2010. - 18 с. EDN: ZOBDGF | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/