РОДНОЙ ГОРОД В ТВОРЧЕСТВЕ ТОМСКИХ ХУДОЖНИКОВ-ЖИВОПИСЦЕВ (2023)
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
Идентификаторы и классификаторы
В начале ХХ в. Томск превратился в образовательный центр Сибири, что повлияло на художественную жизнь города. Живопись как выражение ценностных смыслов любого исторического периода имеет большое значение для истории культуры. Заложенные в тот период художественные традиции оказали влияние на томскую живописную культуру, они и сегодня присутствуют в творческой жизни города. Художники-живописцы, работавшие в Томске на протяжении последнего столетия, – это во многом продолжатели традиций тех, кто стоял у истоков художественной жизни города в начале ХХ в. Прежде всего хочется отметить живописцев поколения шестидесятников, среди них – старейший томский художник Василий Васильевич Черёмин (1926–2002), имя которого широко известно в Сибири. Он родился в с. Житниково Челябинской области. С 1954 г. жил и работал в городе Томске, создав здесь свои основные произведения. В. В. Черёмин с отличием окончил Иркутское художественное училище, обучаясь у известных сибирских художников С. С. Скопцова, А. П. Крылова, К. А. Грюнберга. В 1964 г. Черемин становится членом Союза художников СССР. Являясь участником многих крупных выставок в стране и за рубежом (Амьен, Париж), постоянным экспонентом региональных выставок «Сибирь социалистическая» и «Советская Россия», художник заслуженно становится признанным мастером живописи в Сибири.
Список литературы
1. | Амельянчик Н. Душа, открытая миру. С персональной выставки В.В. Черёмина // Красное знамя. - 13 января 1987. | |
---|---|---|
2. | Кузнецова Т. Вступительная статья к каталогу персональной выставки произведений Василия Черемина к 60-летию со дня рождения. - М.: РИО, 1986. | |
3. | Микутская Т. Н. Союз художников России. - Новосибирск: Деал, 2018. - 480 с., 515. | |
4. | Петляева Н. В мастерского художника звучит музыка // Красное знамя. - 21 марта 1998. - № 80. | |
5. | Романова Л. С. Здесь начинался Томск. Прошлое, настоящее, будущее. - Томск, 2004. - 218 с. EDN: QOZQPX | |
6. | Сухушина Е. В., Рыкун А. Ю., Погодаев Н. П. Городское пространство - опыт исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 1 (25). - С. 84-98. EDN: RZTJKJ |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/