ДИЗАЙН В ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (2023)
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 56990289
Сегодня на рубеже XX и XXI в. глобализация проявляется во многих мировых процессах, в том числе в культуре. Вопреки наиболее распространенному пониманию глобализации, она не современная, а исторически глубокая, можно сказать имманентная. Отношение к глобализации весьма неоднозначное, да и само определение до конца не сформулировано, хотя явление далеко не новое. В популярной литературе, а иногда и в научной глобализация прочитывается, прежде всего, как некая тенденция, унифицирующая мир. И действительно, глобализация – это изначальный процесс проявления общемировой цивилизации как следствие длительного и иного направленного межкультурного взаимодействия.
В противовес ей вводятся понятие локализации или регионализации [4; 6; 9]. Сегодня под глобальной культурой «следует понимать не какую-то одинаковую и обязательную для всех культуру, а такую всемирную сеть культурной коммуникации, которая позволяет каждому жителю планеты на равных правах пользоваться благами и достижениями любой культуры» [8, с. 186].
Список литературы
1. | Бондаренко Д. М. Этнические культуры, национальные культуры и транснациональная культура в эпоху интенсивной глобализации // Вестник антропологии. - 2014. - № 2 (28). - С. 15-19. EDN: IENWQN | |
---|---|---|
2. | Деменев Д. Н. Аксиологический аспект художественного образования в условиях глобализации // Великая степь и евразийские ценности: художественное образование и эстетическое воспитание: материалы междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 25-летию независимости Республики Казахстан (Астана, 10-11 января 2017 г.). - Астана: Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева, 2017. - С. 224-229. EDN: YVNYKB | |
3. | Жданов А. А., Жданова Н. С. Современный дизайн как проявление общих тенденций глобализации культуры // Научные труды КубГТУ. - 2020. - № 3. - С. 218-225. EDN: KIFVTY | |
4. | Жданова Н. С. Современный дизайн и его роль в межкультурном пространстве // Человек: границы бытия: материалы междунар. науч.-практ. конференции (Барнаул, 13-14 сентября 2018 г.) / под науч. ред. С. А. Ан. - Барнаул: Алтайский гос. пед. ун-т, 2018. - С. 66-72. EDN: YYIBRJ | |
5. | Жданова Н. С. Проектно-графическое моделирование в дизайне: теория и практика. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2016. - 151 с. EDN: YWMOBA | |
6. | Жданова Н. С., Гаврицков С. А., Вандышева О. В. Преодоление глобализации российского дизайна путем сохранения региональных традиций // Современные достижения университетских научных школ: сб. докладов национальной науч. школы-конференции (Магнитогорск, 25-26 ноября 2021 г.). Вып. 6. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. техн. ун-т им. Г. И. Носова, 2021. - С. 114-119. EDN: PYXVXU | |
7. | Кантор К. М. Дизайн в противоречии культуры и природы в различных регионах мира. Текст выступления для конгресса ИКСИД в 1975 году [Электронный ресурс]. - URL: http://artdosug.ru/archives/9986 (дата обращения: 21.09.2023). | |
8. | Капустина Л. Б. Парадоксы “глокальных культур”: глобализация в экономике, политике и культуре // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1 (41). - С. 178-189. EDN: NRAXJR | |
9. | Проскурин Г. А. От глобализации к регионализации. Самоидентификация региональной проектной культуры // Дизайн в пространстве национальной культуры: инновации и традиции: сб. материалов междунар. науч.-практ. конференции. - Оренбург: ИПК ОГУ, 2011. - С. 174-180. EDN: YCXJKU | |
10. | Соколов М. В., Новоселов С. А. Особенности развития дизайн-мышления при подготовке магистров дизайн-образования // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 3. - С. 158-163. EDN: KNNYLB | |
11. | Соколов М. В., Соколова М. С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры: монография. - Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2009. EDN: QSBNVZ | |
12. | Zhdanova N. S., Gavritskov S. A., Antonenko Yu. S. [et al.] Promoting tolerance in students as a result of studying cultures of Ural // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS: Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism (Grozny, 01-03 ноября 2018). Vol. 58. - Grozny: Published by the Future Academy, 2019. - P. 1782-1790. EDN: GCXJIL | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/