В статье рассматриваются нормативные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, которые обуславливают формирование методической культуры; анализируются дефиниции и компонентный состав понятий: «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «методическая культура»; предлагается авторское содержание понятия «методическая культура преподавателя».
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования принципиально изменило методические обязанности научно-педагогических работников при организации учебного процесса. Новые образовательные стандарты переформатировали подходы к разработке методического обеспечения, расширив профессиональные задачи преподавательского состава вузов.
Список литературы
1. Байкова, Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина. - 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с. - Текст: непосредственный. EDN: QYPXGF
2. Барабанщиков, А. В. Психология и педагогика высшей военной школы: учебное пособие / А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко. - М.: Военно-политическая академия имени В.И. Ленина, 1979. - 278 с. - URL: https://www.koob.ru/kollektiv_avtorov/psihol_i_pedagog_vysshej_voennoj_shkoly (дата обращения: 28.03.2025). - Текст: электронный.
3. Бахметова, Ю. Н. Педагогическая технология формирования методической культуры педагога-психолога в процессе профессиональной подготовки / Ю. Н. Бахметова. - Текст: электронный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2012. - № 3. - С. 95-98. - URL: https://lib.mkgtu.ru/index.php/vestnik-mgtu/issue?issue=2012-03 (дата обращения: 01.04.2025). EDN: PNQGTF
4. Бенин, В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ / В. Л. Бенин. - Уфа: Издательство Башкирского государственного педагогического университета, 1997. - 131 с. - Текст: непосредственный.
5. Горбушов, А. А. Некоторые представления о методологической культуре педагога в настоящее время / А. А. Горбушов. - Текст: электронный // Образовательные технологии. - 2018. - № 3. - С. 28-38. - URL: https://www.iedtech.ru/journal/2018/5/3-3/(дата обращения: 22.03.2025).
6. Исаев, И. Ф. Системный анализ профессионально-педагогической культуры: структура, критерии, уровни / И. Ф. Исаев. - Текст: электронный // Педагогическая наука и образование: научные доклады академиков и членов-корреспондентов Академии педагогических и социальных наук (Белгородское отделение) / ответственный редактор Ю. П. Сокольников. - М.; Белгород: БелГУ, 1998. - С. 29-46. - URL: https://www.openrepository.ru/article?id=457848 (дата обращения: 03.04.2025).
7. Кувшинова, Г. А. Понятия “педагогическая культура” и “профессионально-педагогическая культура” как феномены педагогики / Г. А. Кувшинова. - Текст: непосредственный // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей XII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2017. - С. 103-105. EDN: ZOMVRP
8. Научно-педагогические школы России в контексте Русского мира и образования: коллективная монография / под редакцией Е. П. Белозерцева. - М.: АИРО-ХХI, 2016. - 592 с. - Текст: непосредственный.
9. Перезвонный, А. В. Методическая культура: сущность, компоненты, этапы становления и развития / А. В. Перезвонный. - Текст: электронный // Инновации в образовании. - 2018. - № 6. - С. 46-56. - URL: https://pub.asobr.org/mag/jour3.php?link=io062018 (дата обращения: 03.04.2025).
10. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2013. - 576 с. - Текст: непосредственный.
11. Столяренко, А. М. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 527 с. - Текст: непосредственный.
12. Уфимцева, Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность / Н. В. Уфимцева. - М.: Институт языкознания РАН, 2011. - 252 с. - URL: https://iling-ran.ru/library/psylingva/Ufimtseva_Yazykovoe_soznanie.pdf (дата обращения: 01.04.2025). - Текст: электронный. EDN: QWTTFN
13. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 10 томах. Том 8 / К. Д. Ушинский. - М.: АПН РСФСР, 1961. - 769 с. - URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom08_1950_text.pdf (дата обращения: 01.03.2025). - Текст: электронный.
14. Rosenthal M. How a more detailed understanding of culture is needed before successful educational change can be made / M. Rosenthal, S. Desselle, E. Holmes // Currents in Pharmacy Teaching and Learning. - 2017. - Vol. 9. - No. 5. - Pp. 741-745.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является экспериментальная апробация модели воспитания гражданственности подростков в общеобразовательных учреждениях на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы (1946-2013), чья активная гражданская, социально-педагогическая деятельность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого столетия - нулевые годы нашего века. Педагогическая апробация данной модели осуществлялась с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб «Шхуна добрых дел» в МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска. Базовой основой программы явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества К. И. Подымы, включающая в себя элементы коммунарской методики И. П. Иванова и педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика. Экспериментальная проверка модели гражданско-патриотического воспитания подростков на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы подтвердила ее эффективность. Полученные данные позволяют прогнозировать возможность внедрения педагогической модели воспитания гражданственности подростков на основе духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К. И. Подымы в систему школьного образования с целью эффективного формирования и укрепления духовно-нравственных, гражданско-патриотических ориентиров подрастающего поколения.
Статья посвящена анализу состояния гражданско-патриотического воспитания молодежи в контексте современных социально-педагогических вызовов. Актуальность статьи определяется наличием серьезных противоречий в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, обусловленных доминированием в настоящее время инструментально-технологической основы российского образования над его идеальной, духовно-нравственной сферой. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И. П. Иванова, педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К. И. Подымы и разработка на этой основе собственной авторской (К. И. Подымы) концепции гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества. Данная концепция с успехом применялась К. И. Подымой в 60-90-е годы прошлого столетия в деятельности созданного им в Новороссийске литературно-патриотического клуба для подростков и юношей «Шхуна ровесников». Авторы рассматривают педагогическое наследие К. И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.
В статье актуализирована проблема становления профессионального самоопределения школьников в современных социально-экономических реалиях, связанных с нестабильностью современного общества. Обусловлена необходимость уточнения принципов становления профессионального самоопределения, обозначена необходимость опоры на принципы гуманистической направленности, незавершимости, природосообразности, вариативности, культуросообразности, принадлежности к профессиональному сообществу становления профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях в связи с изменчивостью профессиональной среды и «распространением нигилистического умонастроения, распространяющегося, в том числе, и на педагогические смыслы формирования субъекта труда» [20, с. 127]. В свою очередь, обозначенные принципы являются первоначальными основаниями протекания становления профессионального самоопределения, которые служат основой для организации эффективной практической деятельности специалиста (разработки педагогических технологий, создания условий) в рамках профориентационной работы в общеобразовательных организациях.
Статья посвящена анализу советской системы архивного образования как уникального социально-культурного феномена, сформировавшегося на пересечении научных, образовательных и идеологических практик. Рассматриваются ключевые аспекты подготовки архивных кадров в СССР, включая цели, методы обучения, достижения и ограничения системы. Особое внимание уделяется институциональной структуре, сочетанию теоретической и практической подготовки, а также идеологической составляющей образовательного процесса. Автор исследует влияние советского опыта на современные практики подготовки специалистов в области архивного дела, подчеркивая как преемственность (сохранение методических наработок, организационных моделей и научных школ), так и трансформацию системы (отказ от идеологизации, расширение международного сотрудничества, внедрение цифровых технологий). На основе анализа историографии и источниковой базы делается вывод о жизнеспособности профессионального ядра советской модели, доказавшей свою эффективность и адаптивность к новым условиям. Статья представляет интерес для исследователей в области архивоведения, истории образования и культурной политики.
Недостаток социальной зрелости современной молодежи является предметом научного диспута на протяжении последних десятилетий. Рассматривая данную проблему применительно к студенчеству, авторы статьи определяют возможные факторы формирования социальной зрелости и агенты педагогических рисков, препятствующих изучаемому процессу. В ходе проведенного мониторинга определяются основные направления волонтерской деятельности, являющиеся стимулирующими для процесса формирования социальной зрелости студентов. Также, опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, авторы статьи предлагают структурировать программы волонтерской деятельности, организуемой органами студенческого самоуправления в определенном порядке.
Рассматриваются внутренние основания процесса достижения успеха в сфере образования как для педагога, так и для обучающегося. В качестве таких оснований выступают произвольная и сознательная активность, способы ее саморегуляции, духовность, нравственные ценности. Исходным и завершающим пунктом выступает личностная автономия. Она характеризует успех личности на пути обретения самостоятельности, способности к самотворчеству, умение вести диалог. Для педагога успехом является само стремление к педагогическому творчеству, сознательный отказ от рутины. Больше шансов на педагогическое творчество дает высшее образование. Однако школьная педагогика также знает достижения ряда педагогов-новаторов. Одной из важнейших предпосылок успешности личности в образовательном процессе выступает здоровье - как физическое, так и духовное. Успех или неуспех в учебе самым тесным образом связаны со словом педагога, обращенного к своему собеседнику в учебном диалоге.
В статье рассматриваются особенности формирования организаторской компетентности будущих педагогов в системе вузовского студенческого самоуправления. В работе представлена авторская модель развития организаторской компетентности будущего педагога в системе вузовского студенческого самоуправления, описаны ее ключевые компоненты и их содержание. Также в статье рассматриваются подходы к пониманию сущности студенческого самоуправления, описана его структура, принципы организации и существующие модели его построения, в рамках которых могут быть созданы организационно-педагогические условия для развития организаторской компетентности.
В настоящее время разработка эффективных инструментов культурно-просветительской работы по патриотическому воспитанию молодого поколения является крайне актуальной. Целью этой работы является повышение общей культуры и патриотического просвещения студентов в образовательной среде вузов, где крайне важно создавать условия для гармоничного включения молодежи в общественную жизнь и построения ответственных взаимоотношений с окружающими. Статья посвящена важности изучения гражданско-патриотического воспитания в системе образования, которая определяется, прежде всего, пересмотром его сущности, разработкой инновационных подходов и созданием организационно-педагогических условий для повышения результативности патриотического воспитания в учебных заведениях. Кроме того, культурно-просветительская деятельность играет важную роль в личностном развитии студентов, способствуя формированию у них понимания и принятия моральных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, побуждает их к самоопределению, мотивирует участвовать в социально-культурной активности и помогает в формировании устойчивой жизненной позиции, характеризующей глубокое уважение как к себе, так и к окружающим, а также к жизни в общем ее смысле.
Современная система среднего профессионального образования (далее СПО) находится в процессе активной модернизации, что обусловлено необходимостью подготовки компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи в динамично меняющихся условиях. Гибкость и мобильность образовательного пространства, создаваемого в современных профессиональных образовательных организациях, внедрение инновационных механизмов и передовых практик позволяют достигать высокого качества подготовки будущих специалистов, оперативно отзываться на запросы работодателей, ориентиры государственной образовательной политики и ожидания потребителей услуг. В данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные технологии», определена модель организационно-педагогических условий внедрения вариативного подхода в использовании образовательных технологий в системе среднего профессионального образования.
Исследуется система базовых ценностей подрастающего поколения, в частности дошкольников. Автор анализирует эти базовые ценности как барьеры для негативной информации, разрушающей личностную автономию и личностное сознание дошкольников. Выдвигается идея использования позитивной ценностной информации как для формирования педагогических компетенций воспитателей, так и для самих дошкольников в виде специфических медиакейсов. Автор делает вывод о том, что главной базовой ценностью выступает формирующаяся личность ребенка. Несомненно, ребенок становится личностью, формируется в процессе нормативных кризисов, позитивно влияющих на личностный рост. Классический подход к становлению личности дошкольника дополняется у автора собственной концепцией, основанной на идее раннего становления личности в ходе социализации ребенка в информационном обществе. Утверждается значимость объединения усилий государства, системы образования и семьи для проведения воспитательной политики, ориентированной на образ будущего общества.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/