Рассматриваются внутренние основания процесса достижения успеха в сфере образования как для педагога, так и для обучающегося. В качестве таких оснований выступают произвольная и сознательная активность, способы ее саморегуляции, духовность, нравственные ценности. Исходным и завершающим пунктом выступает личностная автономия. Она характеризует успех личности на пути обретения самостоятельности, способности к самотворчеству, умение вести диалог. Для педагога успехом является само стремление к педагогическому творчеству, сознательный отказ от рутины. Больше шансов на педагогическое творчество дает высшее образование. Однако школьная педагогика также знает достижения ряда педагогов-новаторов. Одной из важнейших предпосылок успешности личности в образовательном процессе выступает здоровье - как физическое, так и духовное. Успех или неуспех в учебе самым тесным образом связаны со словом педагога, обращенного к своему собеседнику в учебном диалоге.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
Актуальность темы состоит в необходимости решать задачи образовательного и воспитательного характера в соответствии с современными педагогическими инновациями и личностно-развивающим подходом. В частности, необходимо уточнить критерии качества образования в связи с личностно-деятельностным подходом, который ориентирует не только на знания или на узкие рамки компетентности того или иного специалиста, а предполагает развитие и саморазвитие личности.
Список литературы
1. Бекирова, У. А. Психологические особенности профессионального самоопределения подростков с различным уровнем личностной автономии / У. А. Бекирова. - Текст: непосредственный // Научный аспект. - 2024. - Том 29. - № 6. - С. 3526-3533. EDN: MHADNI
2. Близнецова, Ю. С. Христианский смысл принципа индивидуальности в концепции воспитания В.В. Зеньковского / Ю. С. Близнецова. - Текст: непосредственный // Самарский научный вестник. - 2022. - Том 11. - № 3. - С. 246-250. EDN: JJOGHR
3. Брушлинский, А. В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ / А. В. Брушлинский. - М.: URSS, 2020. - 228 с. - С. 6-110. - Текст: непосредственный.
4. Глечян, Э. Р. Автономность правового сознания (философский аспект): монография / Э. Р. Глечян. - Армавир: РИО АГПУ, 2018. - 159 с. - Текст: непосредственный. EDN: YSRMSK
5. Дубровский, А. А. Лечебная педагогика: методическое пособие учителям, врачам, воспитателям / А. А. Дубровский; НИИ общей педагогики АПН СССР, Методический кабинет лечебной педагогики Анапского территориального совета по управлению курортами профсоюзов. - Анапа: [б. и.], 1989. - 225 с. - Текст: непосредственный.
6. Кананерова, Е. Н. Связь эмоциональной привязанности и автономии личности в старшем подростковом возрасте / Е. Н. Кананерова. - Текст: непосредственный // International Journal of Medicine and Psychology. - 2023. - Том 6. - № 8. - С. 192-196. EDN: SKNXJG
7. Саймонтон, К. Возвращение к здоровью: Новый взгляд на тяжелые болезни / К. Саймонтон, С. Саймонтон. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер: Питер-пресс, 1996. - 283 с. - Текст: непосредственный.
8. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - СПб.: Питер, 2020. - 447 с. - Текст: непосредственный.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является экспериментальная апробация модели воспитания гражданственности подростков в общеобразовательных учреждениях на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы (1946-2013), чья активная гражданская, социально-педагогическая деятельность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого столетия - нулевые годы нашего века. Педагогическая апробация данной модели осуществлялась с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб «Шхуна добрых дел» в МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска. Базовой основой программы явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества К. И. Подымы, включающая в себя элементы коммунарской методики И. П. Иванова и педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика. Экспериментальная проверка модели гражданско-патриотического воспитания подростков на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы подтвердила ее эффективность. Полученные данные позволяют прогнозировать возможность внедрения педагогической модели воспитания гражданственности подростков на основе духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К. И. Подымы в систему школьного образования с целью эффективного формирования и укрепления духовно-нравственных, гражданско-патриотических ориентиров подрастающего поколения.
Статья посвящена анализу состояния гражданско-патриотического воспитания молодежи в контексте современных социально-педагогических вызовов. Актуальность статьи определяется наличием серьезных противоречий в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, обусловленных доминированием в настоящее время инструментально-технологической основы российского образования над его идеальной, духовно-нравственной сферой. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И. П. Иванова, педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К. И. Подымы и разработка на этой основе собственной авторской (К. И. Подымы) концепции гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества. Данная концепция с успехом применялась К. И. Подымой в 60-90-е годы прошлого столетия в деятельности созданного им в Новороссийске литературно-патриотического клуба для подростков и юношей «Шхуна ровесников». Авторы рассматривают педагогическое наследие К. И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.
В статье актуализирована проблема становления профессионального самоопределения школьников в современных социально-экономических реалиях, связанных с нестабильностью современного общества. Обусловлена необходимость уточнения принципов становления профессионального самоопределения, обозначена необходимость опоры на принципы гуманистической направленности, незавершимости, природосообразности, вариативности, культуросообразности, принадлежности к профессиональному сообществу становления профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях в связи с изменчивостью профессиональной среды и «распространением нигилистического умонастроения, распространяющегося, в том числе, и на педагогические смыслы формирования субъекта труда» [20, с. 127]. В свою очередь, обозначенные принципы являются первоначальными основаниями протекания становления профессионального самоопределения, которые служат основой для организации эффективной практической деятельности специалиста (разработки педагогических технологий, создания условий) в рамках профориентационной работы в общеобразовательных организациях.
Статья посвящена анализу советской системы архивного образования как уникального социально-культурного феномена, сформировавшегося на пересечении научных, образовательных и идеологических практик. Рассматриваются ключевые аспекты подготовки архивных кадров в СССР, включая цели, методы обучения, достижения и ограничения системы. Особое внимание уделяется институциональной структуре, сочетанию теоретической и практической подготовки, а также идеологической составляющей образовательного процесса. Автор исследует влияние советского опыта на современные практики подготовки специалистов в области архивного дела, подчеркивая как преемственность (сохранение методических наработок, организационных моделей и научных школ), так и трансформацию системы (отказ от идеологизации, расширение международного сотрудничества, внедрение цифровых технологий). На основе анализа историографии и источниковой базы делается вывод о жизнеспособности профессионального ядра советской модели, доказавшей свою эффективность и адаптивность к новым условиям. Статья представляет интерес для исследователей в области архивоведения, истории образования и культурной политики.
Недостаток социальной зрелости современной молодежи является предметом научного диспута на протяжении последних десятилетий. Рассматривая данную проблему применительно к студенчеству, авторы статьи определяют возможные факторы формирования социальной зрелости и агенты педагогических рисков, препятствующих изучаемому процессу. В ходе проведенного мониторинга определяются основные направления волонтерской деятельности, являющиеся стимулирующими для процесса формирования социальной зрелости студентов. Также, опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, авторы статьи предлагают структурировать программы волонтерской деятельности, организуемой органами студенческого самоуправления в определенном порядке.
В статье рассматриваются нормативные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, которые обуславливают формирование методической культуры; анализируются дефиниции и компонентный состав понятий: «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «методическая культура»; предлагается авторское содержание понятия «методическая культура преподавателя».
В статье рассматриваются особенности формирования организаторской компетентности будущих педагогов в системе вузовского студенческого самоуправления. В работе представлена авторская модель развития организаторской компетентности будущего педагога в системе вузовского студенческого самоуправления, описаны ее ключевые компоненты и их содержание. Также в статье рассматриваются подходы к пониманию сущности студенческого самоуправления, описана его структура, принципы организации и существующие модели его построения, в рамках которых могут быть созданы организационно-педагогические условия для развития организаторской компетентности.
В настоящее время разработка эффективных инструментов культурно-просветительской работы по патриотическому воспитанию молодого поколения является крайне актуальной. Целью этой работы является повышение общей культуры и патриотического просвещения студентов в образовательной среде вузов, где крайне важно создавать условия для гармоничного включения молодежи в общественную жизнь и построения ответственных взаимоотношений с окружающими. Статья посвящена важности изучения гражданско-патриотического воспитания в системе образования, которая определяется, прежде всего, пересмотром его сущности, разработкой инновационных подходов и созданием организационно-педагогических условий для повышения результативности патриотического воспитания в учебных заведениях. Кроме того, культурно-просветительская деятельность играет важную роль в личностном развитии студентов, способствуя формированию у них понимания и принятия моральных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, побуждает их к самоопределению, мотивирует участвовать в социально-культурной активности и помогает в формировании устойчивой жизненной позиции, характеризующей глубокое уважение как к себе, так и к окружающим, а также к жизни в общем ее смысле.
Современная система среднего профессионального образования (далее СПО) находится в процессе активной модернизации, что обусловлено необходимостью подготовки компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи в динамично меняющихся условиях. Гибкость и мобильность образовательного пространства, создаваемого в современных профессиональных образовательных организациях, внедрение инновационных механизмов и передовых практик позволяют достигать высокого качества подготовки будущих специалистов, оперативно отзываться на запросы работодателей, ориентиры государственной образовательной политики и ожидания потребителей услуг. В данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные технологии», определена модель организационно-педагогических условий внедрения вариативного подхода в использовании образовательных технологий в системе среднего профессионального образования.
Исследуется система базовых ценностей подрастающего поколения, в частности дошкольников. Автор анализирует эти базовые ценности как барьеры для негативной информации, разрушающей личностную автономию и личностное сознание дошкольников. Выдвигается идея использования позитивной ценностной информации как для формирования педагогических компетенций воспитателей, так и для самих дошкольников в виде специфических медиакейсов. Автор делает вывод о том, что главной базовой ценностью выступает формирующаяся личность ребенка. Несомненно, ребенок становится личностью, формируется в процессе нормативных кризисов, позитивно влияющих на личностный рост. Классический подход к становлению личности дошкольника дополняется у автора собственной концепцией, основанной на идее раннего становления личности в ходе социализации ребенка в информационном обществе. Утверждается значимость объединения усилий государства, системы образования и семьи для проведения воспитательной политики, ориентированной на образ будущего общества.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/