Архив статей

МЕДИАЦИЯ В СЕМЕЙНОМ МИКРОСОЦИУМЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ПОХИЛЬКО АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ, КОРСАКОВ А. Н., МЕНЧИНСКАЯ Ю. М., КАДАНИНА АННА ВАЛЕРЬЕВНА

В статье эксплицируется социально-философский аспект в изучении семейной медиации. Для этого используется концепт «автономность семейного микросоциума». Тем самым изучение микросоциума в эпистемологическом поле смещается из области социологии в сторону социальной философии. Проводится мысль о том, что благодаря своей автономности семья остается традиционным устойчивым социокультурным институтом, который имеет свои собственные закономерности функционирования и развития. Семейная автономия имеет ценностный характер, в основе ее лежит ценностно-смысловая нравственная реальность брака, предполагающая конфликтные ситуации в основном на почве так называемого «несходства характеров». К различным признакам семейной автономии предлагается добавить признак необходимости специфической медиации, которая сохраняет целостность семейного микросоциума, его автономность. В то же время подчеркивается важность формы медиации, направленной на регулирования баланса личностных автономий в семье. Подчеркивается значимость диалога личностей в процессе семейной медиации, поскольку диалог формирует автономию семейного микросоциума.

Сохранить в закладках
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Куртов Сергей Юрьевич

Предметом исследования являются социальные аспекты концепции устойчивого развития. Главный принцип концепции устойчивого развития заключается в том, что долгосрочное развитие человечества должно отвечать потребностям нынешнего поколения, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности. Реализация концепции устойчивого развития широко признается мировым сообществом как единственная альтернатива обществу потребления, которое ставит цивилизацию на грань экологической катастрофы. Экологический коллапс может привести к глобальному экономическому кризису, политическим революциям и войнам, которые поставят под угрозу само существование человеческой цивилизации. Несмотря на гуманистический характер основополагающего принципа устойчивого развития, социальные аспекты устойчивого развития представляют собой наименее разработанное направление концепции. Цель исследования заключается в выявлении наиболее существенных факторов социоприродной динамики, обеспечивающих возможность устойчивого развития человечества. Рассмотрено влияние демографического перехода и урбанизации на уровень экологической нагрузки. Предложено решение проблемы техно-гуманитарного баланса для обеспечения качественного перехода к коэволюции человека и природы. Сформулированы требования к системе ценностей, способной обеспечить реализацию концепции устойчивого развития. Мера социоприродной устойчивости представляет собой единство количественного и качественного аспектов. Количественный аспект устойчивого развития выражается в стабилизации численности населения Земли в результате демографического перехода и снижении удельной экологической нагрузки за счет положительного эффекта масштаба в результате урбанизации. Качественный аспект устойчивого развития предполагает изменение системы идеалов и ценностей. Для обеспечения устойчивого развития социально-гуманитарное осмысление инноваций и переход к постматериальным ценностям должны опережать технический прогресс и истощение природных ресурсов.

Сохранить в закладках
НЕПРАВО ГЕГЕЛЯ И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: БЕЛКИН ВАСИЛИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

В статье на основе концепта неправа Гегеля рассматривается проблема оснований правового нигилизма как со стороны гражданского общества, так и со стороны субъекта правотворчества. Раскрывается противоречие между формально выражаемой в позитивном законодательстве всеобщей волей общества и волей правящих групп, реализующих с помощью закона свои особенные интересы. Обосновывается идея того, что несоответствие всеобщей воли общества и реализация ее в позитивном законодательстве будет всегда основанием в для правового нигилизма в классовом обществе.

Сохранить в закладках
РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Терещенко Олеся Валерьевна, БАТРАКОВ МАКСИМ ДМИТРИЕВИЧ

Процесс перехода от «традиционности» к «современности», интерпретируемый как модернизация, играет важную роль в новой и новейшей истории всех промышленно развитых государств. Промышленная политика XIX - начала XX вв. составляла основу ранних теорий модернизации и играла важную роль в истории экономического и социального развития страны. Это обусловлено государственными мерами в достижении целей в области преодоления отставания от ведущих держав, ускорения перехода от традиционного аграрного к индустриальному обществу. В статье рассмотрены научные взгляды на природу промышленной политики, раскрыты основные ее направления и достижения, сделан вывод о значительных успехах в модернизации промышленности XIX - начала XX вв. Это обусловлено фактом достигнутых лидирующих позиций страны в производстве угля, нефти и металла, формирования фундамента для дальнейшего устойчивого развития экономики.

Сохранить в закладках
ФЕДЕРАЛИЗМ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ МОТИВАЦИЙ БЕЛОГО ДВИЖЕНИЯ НА ЮГЕ РОССИИ В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: МАТВЕЕВ В.А.

В статье анализируются практики обращения к предшествующему опыту в один из переломных для отечества периодов 1917-1919 гг. Осознание такой необходимости у вовлеченных в противостояние сторон появилось тогда отнюдь не сразу. Оказавшаяся у власти группировка РСДРП(б), в отличие от оппонентов, имела возможность опираться на сформулированные ранее программные установки, что в условиях революционного кризиса и являвшейся его отражением Гражданской войны предоставляло немалые преимущества. Из-за отсутствия предварительно составленной идеологической платформы организаторы белого движения на Юге России ставку делали на разрабатывавшиеся и частично осуществлявшиеся ранее реформы. Реализация и эффективность задействовавшихся ими мотивирующих воздействий остается неизученной. С учетом допустимого объема в представляемом исследовании рассмотрены лишь наиболее значимые аспекты. Использовавшиеся же результативные и неудачные подходы, по мнению автора, актуальны и при устранении современных представляющих опасность для российской государственности угроз.

Сохранить в закладках
ИЗ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЕЙ ПРЕДГОРНОЙ КУБАНИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ.: ВАСИЛИЙ СИДОРОВИЧ БЕДНЫЙ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: КОВАЛЕНКО НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ

В предлагаемой статье, подготовленной на базе архивных и опубликованных материалов, предпринимается первая в отечественной историографии попытка реконструкции досоветского этапа биографии талантливого кубанского педагога и общественного деятеля В. С. Бедного. Автором устанавливаются приблизительное время рождения и сословная принадлежность Василия Сидоровича, освещаются обстоятельства и условия службы педагога в Бесленеевской, Переправной и Ярославской станицах Майкопского отдела. Особое внимание уделяется подвижничеству Бедного в период Русско-японской и Первой мировой войн, а также его деятельности в качестве председателя правления Ярославского кредитного товарищества. Текст публикации сопровождается уникальными фотографиями, любезно предоставленными автору Н. Б. Капотиной. Статья может быть полезна, в первую очередь, профессиональным историкам, занимающимся изучением развития народного образования на территории Кубанской области в конце XIX - начале XX вв., и литературоведам, разрабатывающим биографию сына Василия Сидоровича - русского советского писателя Б. В. Бедного.

Сохранить в закладках
«ОТВРАТИТЬ ВСЯКИЕ ПОВОДЫ К ССОРАМ...»: РОССИЙСКАЯ ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ XVIII В. (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: АБДУЛАЕВ К. А.

В статье анализируется российская пограничная политика на Северном Кавказе после ликвидации Крымского ханства, борьба с которым долгое время являлась консолидирующим фактором в русско-горских отношениях. Выясняются причины постепенного обострения конфликта между местными народами и имперской администрацией. Дается оценка движения шейха Мансура и влияния на него внутренних и внешних факторов. Демонстрируется роль военно-политической угрозы со стороны Персии, активизировавшей тенденцию на сближение части местных правителей с Россией, в которой они видели естественного союзника и покровителя в борьбе с внешней угрозой. Показаны постепенная трансформация политических подходов официального Петербурга в отношении населения края и переход от политики дипломатических договоров к силовым методам воздействия.

Сохранить в закладках
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ К. И. ПОДЫМЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕАЛИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Яковлева Елена Владимировна, ЭПОЕВА К. В., ДЕРГУНОВ М. Г.

Целью статьи является экспериментальная апробация модели воспитания гражданственности подростков в общеобразовательных учреждениях на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы (1946-2013), чья активная гражданская, социально-педагогическая деятельность пришлась на вторую половину 60-х годов прошлого столетия - нулевые годы нашего века. Педагогическая апробация данной модели осуществлялась с помощью программы внеурочной деятельности «Клуб «Шхуна добрых дел» в МБОУ гимназии № 4 г. Новороссийска. Базовой основой программы явилась концепция гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества К. И. Подымы, включающая в себя элементы коммунарской методики И. П. Иванова и педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика. Экспериментальная проверка модели гражданско-патриотического воспитания подростков на основе социально-педагогического наследия К. И. Подымы подтвердила ее эффективность. Полученные данные позволяют прогнозировать возможность внедрения педагогической модели воспитания гражданственности подростков на основе духовно-нравственного, социально-педагогического наследия К. И. Подымы в систему школьного образования с целью эффективного формирования и укрепления духовно-нравственных, гражданско-патриотических ориентиров подрастающего поколения.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕСТВА К. И. ПОДЫМЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ СОВРЕМЕННОСТИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Яковлева Елена Владимировна, ЛУКАШ С. Н., АБРАМОВА Я. Л.

Статья посвящена анализу состояния гражданско-патриотического воспитания молодежи в контексте современных социально-педагогических вызовов. Актуальность статьи определяется наличием серьезных противоречий в гражданско-патриотическом воспитании молодежи, обусловленных доминированием в настоящее время инструментально-технологической основы российского образования над его идеальной, духовно-нравственной сферой. В качестве предмета исследования анализируется продолжение идей педагогики общей заботы И. П. Иванова, педагогики сотрудничества С. Л. Соловейчика в социально-педагогическом наследии К. И. Подымы и разработка на этой основе собственной авторской (К. И. Подымы) концепции гражданско-патриотического воспитания подростков и юношества. Данная концепция с успехом применялась К. И. Подымой в 60-90-е годы прошлого столетия в деятельности созданного им в Новороссийске литературно-патриотического клуба для подростков и юношей «Шхуна ровесников». Авторы рассматривают педагогическое наследие К. И. Подымы в аспекте преемственности для современной социально-педагогической практики воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающих поколений, актуальное в контексте идей суверенизации страны и опоры на ценностные основания российской культуры.

Сохранить в закладках
ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ЧЕРНЫХ АЛЕКСАНДРА ТИМОФЕЕВНА

В статье актуализирована проблема становления профессионального самоопределения школьников в современных социально-экономических реалиях, связанных с нестабильностью современного общества. Обусловлена необходимость уточнения принципов становления профессионального самоопределения, обозначена необходимость опоры на принципы гуманистической направленности, незавершимости, природосообразности, вариативности, культуросообразности, принадлежности к профессиональному сообществу становления профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях в связи с изменчивостью профессиональной среды и «распространением нигилистического умонастроения, распространяющегося, в том числе, и на педагогические смыслы формирования субъекта труда» [20, с. 127]. В свою очередь, обозначенные принципы являются первоначальными основаниями протекания становления профессионального самоопределения, которые служат основой для организации эффективной практической деятельности специалиста (разработки педагогических технологий, создания условий) в рамках профориентационной работы в общеобразовательных организациях.

Сохранить в закладках
АРХИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ЦЕЛИ, МЕТОДЫ И ДОСТИЖЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ПОНАСЕНКО АРТЕМ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья посвящена анализу советской системы архивного образования как уникального социально-культурного феномена, сформировавшегося на пересечении научных, образовательных и идеологических практик. Рассматриваются ключевые аспекты подготовки архивных кадров в СССР, включая цели, методы обучения, достижения и ограничения системы. Особое внимание уделяется институциональной структуре, сочетанию теоретической и практической подготовки, а также идеологической составляющей образовательного процесса. Автор исследует влияние советского опыта на современные практики подготовки специалистов в области архивного дела, подчеркивая как преемственность (сохранение методических наработок, организационных моделей и научных школ), так и трансформацию системы (отказ от идеологизации, расширение международного сотрудничества, внедрение цифровых технологий). На основе анализа историографии и источниковой базы делается вывод о жизнеспособности профессионального ядра советской модели, доказавшей свою эффективность и адаптивность к новым условиям. Статья представляет интерес для исследователей в области архивоведения, истории образования и культурной политики.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ВОЛОНТЕРСТВО И СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Мосина Оксана Анатольевна, ХАЛИЛОВ ТИМУР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Недостаток социальной зрелости современной молодежи является предметом научного диспута на протяжении последних десятилетий. Рассматривая данную проблему применительно к студенчеству, авторы статьи определяют возможные факторы формирования социальной зрелости и агенты педагогических рисков, препятствующих изучаемому процессу. В ходе проведенного мониторинга определяются основные направления волонтерской деятельности, являющиеся стимулирующими для процесса формирования социальной зрелости студентов. Также, опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, авторы статьи предлагают структурировать программы волонтерской деятельности, организуемой органами студенческого самоуправления в определенном порядке.

Сохранить в закладках
назад вперёд