Недостаток социальной зрелости современной молодежи является предметом научного диспута на протяжении последних десятилетий. Рассматривая данную проблему применительно к студенчеству, авторы статьи определяют возможные факторы формирования социальной зрелости и агенты педагогических рисков, препятствующих изучаемому процессу. В ходе проведенного мониторинга определяются основные направления волонтерской деятельности, являющиеся стимулирующими для процесса формирования социальной зрелости студентов. Также, опираясь на полученные в ходе диагностического исследования результаты, авторы статьи предлагают структурировать программы волонтерской деятельности, организуемой органами студенческого самоуправления в определенном порядке.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Современный институт отечественного образования переживает период революционной трансформации. Отход от традиционной модели трансляции знаний к модели реализации социокультурных практик, основанной на интегративной образовательной парадигме, ставит перед педагогами новые цели и задачи.
Список литературы
1. Science and social structure: A festschrift for Robert K. Merton / ed. by T. F. Gieryn, R. K. Merton. - N. Y.: Academy of Science, 1980. - 173 р.
2. Мосина, О. А. Социально-педагогические риски воспитания молодежи в условиях распространения ценностей и манифестов массовой культуры / О. А. Мосина, В. В. Кулишов. - Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2024. - Том 29. - № 5. - С. 1394-1404. EDN: RVEBWC
3. Isopahkala-Bouret U. University Non-Admittance and Anomie: Reconsidering the Promise of an Egalitarian Society / U. Isopahkala-Bouret // British Journal of Sociology of Education. - 2020. - No. 41 (3). - Pp. 361-376. EDN: ZXTOBY
4. Психология личности: учебное пособие для студентов факультетов психологии, педагогов и практических психологов: хрестоматия / Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский [и др.]. - 3-е изд., доп. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 510 с. - Текст: непосредственный.
5. Фельдштейн, Д. И. Проблемы формирования личности растущего человека на новом историческом этапе развития общества / Д. И. Фельдштейн. - Текст: непосредственный // Образование и наука. - 2013. - № 9 (108). - С. 3-23. EDN: RNBEYZ
6. Слободчиков, В. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 2013. - 360 с. - Текст: непосредственный. EDN: VRRVWB
7. Lomov B. F. Systems Approach and the Problem of Determinism in Psychology / B. F. Lomov // Natural Systems of Mind. - 2021. - Vol. 1. - No. 1. - Pp. 109-119. EDN: GHXXRT
8. Лазурский, А. Ф. Классификация личностей / А. Ф. Лазурский, М. Я. Басов, В. Н. Мясищев. - М.: Юрайт, 2020. - 274 с. - Текст: непосредственный. EDN: FRXWKW
9. Леонтьев, Д. А. От феномена самостоятельности к механизмам самодетерминации / Д. А. Леонтьев. - Текст: непосредственный.// Вопросы образования. - 2024. - № 1. - С. 142-161.
10. Семикин, В. В. Потенциал самоизменений личности в контексте профессионального самоопределения старшеклассников / В. В. Семикин, А. И. Анисимов, К. М. Крупина. - Текст: непосредственный // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2021. - Том 38. - С. 65-82. EDN: HJSRGE
11. Суровцева, Д. С. Теоретико-прикладные основания организации волонтерской деятельности студентов вуза / Д. С. Суровцева, Л. Г. Пак. - Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2025. - № 1 (65). - С. 110-118.
12. Пак, Л. Г. Практика реализации педагогических возможностей студенческого самоуправления в формировании социальной зрелости бакалавра / Л. Г. Пак, И. П. Шишковская, Ю. П. Яблонских. - Оренбург, 2025. - 103 с. - Текст: непосредственный. EDN: NURIJT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена анализу советской системы архивного образования как уникального социально-культурного феномена, сформировавшегося на пересечении научных, образовательных и идеологических практик. Рассматриваются ключевые аспекты подготовки архивных кадров в СССР, включая цели, методы обучения, достижения и ограничения системы. Особое внимание уделяется институциональной структуре, сочетанию теоретической и практической подготовки, а также идеологической составляющей образовательного процесса. Автор исследует влияние советского опыта на современные практики подготовки специалистов в области архивного дела, подчеркивая как преемственность (сохранение методических наработок, организационных моделей и научных школ), так и трансформацию системы (отказ от идеологизации, расширение международного сотрудничества, внедрение цифровых технологий). На основе анализа историографии и источниковой базы делается вывод о жизнеспособности профессионального ядра советской модели, доказавшей свою эффективность и адаптивность к новым условиям. Статья представляет интерес для исследователей в области архивоведения, истории образования и культурной политики.
В статье рассматриваются нормативные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, которые обуславливают формирование методической культуры; анализируются дефиниции и компонентный состав понятий: «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура», «методическая культура»; предлагается авторское содержание понятия «методическая культура преподавателя».
Рассматриваются внутренние основания процесса достижения успеха в сфере образования как для педагога, так и для обучающегося. В качестве таких оснований выступают произвольная и сознательная активность, способы ее саморегуляции, духовность, нравственные ценности. Исходным и завершающим пунктом выступает личностная автономия. Она характеризует успех личности на пути обретения самостоятельности, способности к самотворчеству, умение вести диалог. Для педагога успехом является само стремление к педагогическому творчеству, сознательный отказ от рутины. Больше шансов на педагогическое творчество дает высшее образование. Однако школьная педагогика также знает достижения ряда педагогов-новаторов. Одной из важнейших предпосылок успешности личности в образовательном процессе выступает здоровье - как физическое, так и духовное. Успех или неуспех в учебе самым тесным образом связаны со словом педагога, обращенного к своему собеседнику в учебном диалоге.
В статье рассматриваются особенности формирования организаторской компетентности будущих педагогов в системе вузовского студенческого самоуправления. В работе представлена авторская модель развития организаторской компетентности будущего педагога в системе вузовского студенческого самоуправления, описаны ее ключевые компоненты и их содержание. Также в статье рассматриваются подходы к пониманию сущности студенческого самоуправления, описана его структура, принципы организации и существующие модели его построения, в рамках которых могут быть созданы организационно-педагогические условия для развития организаторской компетентности.
В настоящее время разработка эффективных инструментов культурно-просветительской работы по патриотическому воспитанию молодого поколения является крайне актуальной. Целью этой работы является повышение общей культуры и патриотического просвещения студентов в образовательной среде вузов, где крайне важно создавать условия для гармоничного включения молодежи в общественную жизнь и построения ответственных взаимоотношений с окружающими. Статья посвящена важности изучения гражданско-патриотического воспитания в системе образования, которая определяется, прежде всего, пересмотром его сущности, разработкой инновационных подходов и созданием организационно-педагогических условий для повышения результативности патриотического воспитания в учебных заведениях. Кроме того, культурно-просветительская деятельность играет важную роль в личностном развитии студентов, способствуя формированию у них понимания и принятия моральных и духовных ценностей. Это, в свою очередь, побуждает их к самоопределению, мотивирует участвовать в социально-культурной активности и помогает в формировании устойчивой жизненной позиции, характеризующей глубокое уважение как к себе, так и к окружающим, а также к жизни в общем ее смысле.
Современная система среднего профессионального образования (далее СПО) находится в процессе активной модернизации, что обусловлено необходимостью подготовки компетентных специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи в динамично меняющихся условиях. Гибкость и мобильность образовательного пространства, создаваемого в современных профессиональных образовательных организациях, внедрение инновационных механизмов и передовых практик позволяют достигать высокого качества подготовки будущих специалистов, оперативно отзываться на запросы работодателей, ориентиры государственной образовательной политики и ожидания потребителей услуг. В данной статье рассматриваются подходы к определению понятия «образовательные технологии», определена модель организационно-педагогических условий внедрения вариативного подхода в использовании образовательных технологий в системе среднего профессионального образования.
Исследуется система базовых ценностей подрастающего поколения, в частности дошкольников. Автор анализирует эти базовые ценности как барьеры для негативной информации, разрушающей личностную автономию и личностное сознание дошкольников. Выдвигается идея использования позитивной ценностной информации как для формирования педагогических компетенций воспитателей, так и для самих дошкольников в виде специфических медиакейсов. Автор делает вывод о том, что главной базовой ценностью выступает формирующаяся личность ребенка. Несомненно, ребенок становится личностью, формируется в процессе нормативных кризисов, позитивно влияющих на личностный рост. Классический подход к становлению личности дошкольника дополняется у автора собственной концепцией, основанной на идее раннего становления личности в ходе социализации ребенка в информационном обществе. Утверждается значимость объединения усилий государства, системы образования и семьи для проведения воспитательной политики, ориентированной на образ будущего общества.
Издательство
- Издательство
- АГПУ
- Регион
- Россия, Армавир
- Почтовый адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- Юр. адрес
- 352901, Краснодарский край, г Армавир, ул Розы Люксембург, д 159
- ФИО
- Нижник Евгений Алексеевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rektoragpu@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 3733560
- Сайт
- http://www.agpu.net/