В статье рассматривается проблема формирования эстетического восприятия цвета у учащихся средних и старших классов. Проанализированы теоретические аспекты: сущность эстетического восприятия в психологии, возрастные особенности восприятия цвета школьниками. Описана методика и результаты опытно-экспериментальной работы по развитию данного вида восприятия. Сформулированы педагогические рекомендации.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 56990302
Актуальность темы исследования обусловлена важностью эстетического восприятия цвета для развития личности ребенка. Цвет является важным средством познания действительности, влияет на эмоциональное состояние человека. Эстетическое восприятие цвета предполагает способность чувствовать, понимать и ценить красоту цветовой гаммы, различать и сопереживать оттенкам и нюансам. Однако в условиях типового образовательного процесса развитию данной способности часто не уделяется должного внимания. Как показывают исследования Масловой (2015), Петровой (2017), большинство школьников имеют фрагментарные, поверхностные представления о выразительных возможностях цвета. Это определяет противоречие между потребностью в эстетическом развитии учащихся и недостаточной методической проработанностью вопроса формирования ценностного восприятия цвета у школьников.
Результаты исследования. Эстетическое восприятие цвета – это не просто различение оттенков, а постижение информационного, эмоционального и энергетического потенциала цвета. Это комплексный психофизиологический процесс, включающий зрительное ощущение цвета, его эмоциональную оценку, соотнесение с образами, символикой, ассоциациями.
Список литературы
1. | Ивашин В., Гриффиоен Дж. И., Эллисон К. Изменение цвета стен в классе: эксперимент // Журнал российской и восточноевропейской психологии. - 2017. - № 55 (5). - С. 141-165. | |
---|---|---|
2. | Люшер М. Цветовой тест Люшера. - М.: Эксмо, 2003. - 192 с. | |
3. | Маслова Т. М. Цветовосприятие старших дошкольников и младших школьников: дис.. канд. психол. наук. - М., 2015. - 198 с. | |
4. | Петрова А. А. Исследование эстетических чувств младших школьников к цвету: дис. … канд. пед. наук. - Казань, 2017. - 165 с. | |
5. | Рабкин Е. И., Фаликман М. В. Восприятие цвета: метод. пособие по тесту. - М.: Когито-центр, 2013. - 15 с. | |
6. | Родионова Е. Влияние цветовых решений на трудоспособность школьников в средней школе // Журнал российской и восточноевропейской психологии. - 2013. - № 50 (2). - С. 55-63. | |
7. | Сироткина М. С. Цветовые метафоры: Практикум по арт-терапии. - М.: Эйдос, 2012. - 64 с. | |
8. | Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. - СПб, 2007. - 25 с. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена внедрению технологии развития критического мышления и ее приемов в процесс художественного образования в рамках обучения современному искусству. Описывает результаты констатирующего и развивающего экспериментов - введения современных художественных практик в цикл занятий по формальной композиции.
В статье рассмотрены место и роль изобразительного искусства как учебной дисциплины в современной общеобразовательной школе. Важнейшим условием эффективного обучения является интерес, но уровень интереса к изобразительному искусству в подростковом возрасте снижается. Авторы раскрывают возможные пути решения этой проблемы.
В статье рассмотрена актуальность активизации творческой деятельности учащихся - младших подростков на занятиях плакатного искусства. Проанализированы особенности мышления младших подростков. Дана специфика обучения плакатному искусству. Описаны методы и принципы обучения для активизации изобразительной деятельности учащихся детской школы искусств.
В статье рассматриваются феномен профессионального творчества учителя изобразительного искусства, этапы формирования его основ у обучающихся в условиях решения художественных и педагогических задач.
В статье раскрывается значимость формирования системы обучения младших школьников на основе развития творческого воображения. В исследовании освещаются особенности творческого мышления младших школьников и принципы его развития на занятиях по декоративной композиции. Рассматривается системный подход в обучении, включающий в себя такие аспекты, как целеполагание, задачи педагогической модели, организационно-педагогические условия, а также методы, приемы и средства, вводимые в процесс обучения.
Представлена система показателей дизайна интерьера, обеспечивающих качество учебного процесса в общеобразовательных учреждениях. Анализируются предпочтения и недовольства по отношению к представленным характеристикам существующего дизайна интерьера классов. Предложены пути модернизации интерьера классов. Обсуждаются достоинства и ограничения предложенной модели.
Процесс изготовления изделия носит сложный и многоступенчатый характер. Мы остановимся только на одном из важных процессов - проектировании. В статье рассмотрено два этапа проектирования: компьютерное моделирование и ручное макетирование, а также их взаимосвязь в творчестве современных мастеров.
В статье рассматриваются методы и педагогические условия, способствующие формированию художественно-технических навыков младших школьников на занятиях по художественной росписи. Автор обращается к проблеме формирования художественных и композиционных навыков, технических умений и законов цветоведения в творческой деятельности младших школьников. В статье говорится о тесной взаимосвязи развития художественно-технических навыков обучающихся и условий, формирующих творческую деятельность в ДПИ. Выявлены показатели и критерии оценки уровня сформированности художественно-технических умений. Предложен комплекс упражнений по художественной росписи для младших школьников. |
---|
В статье рассматривается экспериментальное учебное проектирование, в основе которого - изучение возможностей использования нетрадиционных материалов для изготовления опытных образцов детской мебели. Данное направление проектирования выстроено в рамках решения глобальных проблем экологии, где активно рассматриваются вопросы вторичной переработки сырья и возможностей его повторной реализации. Следует отметить, что современные дизайнеры в своей профессиональной деятельности используют различные отработанные материалы: ткани, пластики, газеты, картон и пр. Целью эксперимента является проверка формообразующих возможностей и потребительских качеств вторичного сырья в студенческих проектах.
Статья посвящена искусству передачи образа родного города томскими художниками-живописцами, представителями разных поколений, от 1960-х гг. до сегодняшнего дня. Предпринимается попытка осветить вопрос «Какими средствами живописи передавали художники В. В. Черёмин, А. П. Кнэхт, С. А. Авдеев образ родного города почти полвека назад и как художники работают над этим сегодня?»
В статье рассматривается проект образования с полным циклом его уровней, базирующийся на интеграции предметно-пространственной среды этнохудожественной культуры в образовательную среду. Представлена архитектура этнохудожественной образовательной среды, обеспечивающая интенсивное развитие образующих ее организаций, в духовно-нравственном пространстве которых ценности этнокультуры принимаются как личностные ценности участников.
В статье рассматривается место дизайна в современной культуре, которая сегодня охвачена глобализацией. Если раньше она вторгалась лишь в отдельные направления деятельности человека, то сегодня носит универсальный характер и присутствует практически во всех сферах. Однако в последнее десятилетие отношение к глобализации изменилось и пришло более глубокое понимание взаимосвязи ее с локализацией и регионализацией. Изменяется и позиция дизайна в этом процессе.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/