Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Идентификаторы и классификаторы
Развитию дополнительного образования детей сегодня придается особое значение, что отражается в содержании федеральных проектов и документов, направленных на совершенствование этой сферы.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617.
2. Федеральный проект “Успех каждого ребенка”. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/success/.
3. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912090014.
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р. URL: http://static.government.ru/media/files/3fIgkklAJ2ENBbCF VEkA3cTOsiypicBo.pdf.
5. Об утверждении профессионального стандарта “Педагог дополнительного образования детей и взрослых”: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 г. № 652н. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.003.pdf.
6. О методических рекомендациях (вместе с Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны): письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 г. № АБ-3935/06. URL: https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-29092023-n-ab-393506/. 7. Афанасьева О. В. Проблема обновления содержания образования в свете реализации государственных образовательных стандартов // Современные образовательные ценности и обновление содержания образования: сб. науч. тр. по материалам 2-й Междунар. науч.- практ. конф., Белгород, 18-19 марта 2016 г. Белгород: ГиК, 2016. С. 244-248. EDN: ZINFDZ
8. Методический сборник для руководителей и педагогов субъектов Российской Федерации в целях реализации и продвижения мероприятия федерального проекта “Успех каждого ребенка” национального проекта “Образование” - Создание новых мест дополнительного образования детей. СПб.: Счастливый Билет, 2021. 192 с.
9. Мочулаев В. Е., Остромухова П. В. О процедуре обновления содержания программ дополнительного образования детей // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2015. № 11. Ст. 2439. URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2439.htm. EDN: XRVOZT
10. Зенкин М. А. Отраслевое дополнительное образование детей в России и за рубежом: основные тренды, модели, эффекты // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2023. № 1 (13). С. 28-39. DOI: 10.17853/2686-8970-2023-1-28-39 EDN: UBXCLD
11. Львова Л. С. Обновление программ дополнительного образования детей - стейкхолдеры медиаобразования // Медиаобразование: стратегии развития - 2021: материалы 12-й Междунар. науч.-практ. конф. памяти И. В. Жилавской, Москва, 24-25 сент. 2021 г. М.: Изд-во Моск. пед. гос. ун-та, 2022. С. 64-70. EDN: MGKTYG
12. Концепция обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности / С. Г. Косарецкий [и др.] // Исследователь / Researcher. 2020. № 1 (29). С. 14-45. EDN: RMZCXY
13. Ефремова М. Д. Дополнительное образование детей технической направленности: перспективы и риски // Цифровая дидактика: реалии и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., Комсомольск-на-Амуре, 13 окт. 2022 г. / под ред. О. А. Булавенко. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Амур. гуманитар.-пед. гос. ун-та, 2022. С. 36-41. EDN: SFGBMJ
14. Коновалов А. А., Ожиганова Д. А. Приоритетные направления развития профессиональной компетентности педагогов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2. С. 113-120. DOI: 10.52944/PORT.2023.53.2.008 EDN: FZNVLI
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 4. С. 15-20. EDN: SNHBAP
16. Bell R. L., Maeng J. L., Binns I. C. Learning in context: Technology integration in a teacher preparation program informed by situated learning theory // Journal of Research in Science Teaching. 2013. Vol. 50, iss. 3. P. 348-379. DOI: 10.1002/tea.21075
17. Collegial collaboration when planning and preparing lessons: A large-scale study exploring the conditions and infrastructure for teachers’ professional development / K. Nordgren [et al.] // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 108. Art. 103513. DOI: 10.1016/j.tate.2021.103513 EDN: RMXOXY
18. Об утверждении концептуальных подходов к развитию дополнительного образования детей в Свердловской области: приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 06.05.2022 г. № 434-Д. URL: https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2022/08/Konczeptualnye-podhody.-Prikaz-434-D_compressed.pdf.
19. Коробейникова Е. Ю. Экономическая безопасность сферы дополнительного образования детей: возможные угрозы и пути нейтрализации // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2021. Т. 3, № 3. С. 52-58. URL: http://bppasu.ru/article/view/10341. EDN: UJZZYR
20. Коробейникова Е. Ю. Современные подходы к обновлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: программа повышения квалификации. Екатеринбург, 2023. 13 с. URL: https://rmc.dm-centre.ru/wp-content/uploads/2023/11/DPP-PK-Sovremennye- podhody-k-obnovleniyu-DOOp-1-2.pdf.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/