Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время педагоги, психологи, социологи особо подчеркивают необходимость изучения проблемы социально-психологической дезадаптации.
Список литературы
1. Glover T. A., Albers C. A. Considerations for evaluating universal screening assessments // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45. P. 117-135. DOI: 10.1016/j.jsp.2006.05.005
2. Дубинин С. Н., Назмутдинов Р. А., Каирова Б. К. Психология девиантного поведения: учебное пособие. Костанай: Изд-во Костан. гос. пед. ин-та, 2019. 144 с.
3. Амбрумова А. Г., Вроно Е. М. О некоторых особенностях суицидального поведения детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 10. С. 1557-1561.
4. Войцех В. Ф., Гальцев Е. В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи // Социальная и клиническая психиатрия. 2009. Т. 19, № 2. С. 17-25. EDN: KZELIL
5. Власова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Т. 24, № 4 (79). С. 362-368. DOI: 10.24411/1999-6241-2019-14002 EDN: WBFSZP
6. Соколова М. В., Дозорцева Е. Г. Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в Интернете // Психология и право. 2019. Т. 9, № 1. С. 22-35. DOI: 10.17759/psylaw.2019090102 EDN: ZABSHZ
7. Калиниченко О. Ю. Формирование аддиктивного поведения: системный анализ факторов риска. Калуга: Изд-во Калуж. гос. ун-та им. К. Э. Циолковского, 2014. 98 с.
8. Косова Е. О., Кубарев В. С., Нелюбин Н. И. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 2 (89). С. 189-198. DOI: 10.24412/1999-6241-2022-289-189-198 EDN: PAMLBA
9. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В. Л. Малыгин [и др.] // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). URL: http://mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/nomer02.php. EDN: WFEHZL
10. Молодцова Т. Д. Основные виды и типы подростковой дезадаптации // Концепт. 2013. № 5. С. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/ 2013/13099.htm. EDN: RACOWJ
11. Коваль В. В., Радионова И. Ю. Подростки “группы риска”: особенности ценностных ориентаций // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6 (43). С. 209-211. EDN: RVAPBF
12. Interpersonal Values and Academic Performance Related to Delinquent Behaviors / M. d. M. Molero Jurado [et al.] // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P. 1480. DOI: 10.3389/fpsyg.2016.01480
13. Дозорцева Е. Г., Кирюхина Д. В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 80-87. DOI: 10.33463/20728336.2020.1(50).080-087 EDN: VGHHAI
14. Prevalence of depressive symptoms among adolescents in secondary school in mainland China: A systematic review and meta-analysis / X. Tang [et al.] // Journal of Affective Disorders. 2019. Vol. 245. P. 498-507. DOI: 10.1016/j.jad.2018.11.043
15. Психологические предикторы бродяжничества подростков / И. Н. Симаева [и др.] // Клиническая и специальная психология. 2019. Т. 8, № 4. С. 107-122. DOI: 10.17759/cpse.2019080407 EDN: ZDHFBL
16. Борисова Н. П. Приемы психологической защиты дезадаптированных подростков // Известия Таганрогского государственного радио-технического университета. Технические науки. 2004. № 6. С. 255-262.
17. Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-55. EDN: ZRKEKN
18. Ценности и социально-психологическая дезадаптация подростков и юношей / И. А. Баева [и др.]; под ред. О. В. Вихристюк, Л. А. Гаязовой. М.: Изд-во Моск. гос. психол.-пед. ун-та, 2022. 72 с. DOI: 10.36871/978-5-907672-13-0 EDN: EHQAPG
19. Бородачева О. В., Перегудина В. А. Психодиагностика и практикум по психодиагностике: учебное пособие. Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2020. 334 с.
20. Depression in adolescence / A. Thapar [et al.] // Lancet. 2012. Vol. 379 (9820). P. 1056-1067. DOI: 10.1016/S0140-6736(11)60871-4
21. Сборник психологических тестов / сост. Е. Е. Миронова. Минск: ЭНВИЛА, 2005. Ч. 1. 155 с. 22. Психометрический анализ опросника агрессивности Басса - Перри / М. М. Лобаскова [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. Т. 14, № 4. С. 28-38. EDN: KLFUZE
23. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
24. Соколовская И. Э., Кутянова И. П. Ценностные ориентации как фактор неадаптивного поведения наркозависимых // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2019. Т. 18, № 2 (151). С. 49-59. DOI: 10.17922/2071-5323-2019-18-2-49-59
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/