Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Идентификаторы и классификаторы
В рамках исследования нами разрабатывается модель формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза.
Список литературы
1. Рубанова О. И. Формирование рефлексивных умений будущих учителей при изучении педагогических дисциплин: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 159 с. EDN: MDEUVW
2. Федосова И. В., Ушева Т. Ф. Рефлексивные умения присвоения профессиональных ценностей будущими педагогами // Педагогический журнал. 2020. Т. 10, № 1-1. С. 79-88. DOI: 10.34670/AR.2020.1.46.109 EDN: KCZIVL
3. Кондратьева С. В. Учитель - ученик. М.: Педагогика, 1984. 80 с.
4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие. 3-е изд. М.: Ленанд, 2017. 272 с. EDN: WIWSZA
5. Анфалов Е. В. Прогностические умения как актуальный компонент профессиональной компетентности выпускника военного вуза // Образование: традиции и инновации: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф., Прага, 8 окт. 2015 г. Прага: World Press s.r.o., 2015. С. 27-30. EDN: SUWBGG
6. Рабочая книга по прогнозированию / Э. А. Араб-Оглы [и др.]; отв. ред. И. В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.
7. Захаров А. В. Формирование прогностических умений студентов педагогического вуза: на материалах изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2009. 210 с. EDN: NQJJUH
8. Дымова Т. В. Использование некоторых ключевых стандартов мировой образовательной инициативы как новой технологии в организационном обучении педагогов школ в деле реализации и управления проектной и исследовательской деятельностью обучающихся // Концепт. 2014. Т. 20. С. 4261-4265. URL: http://e-koncept.ru/2014/55117.htm.
9. Забегалина С. В., Кириллова Т. В. Особенности личностной сферы и уровень прогностических способностей курсантов Академии ФСИН России как факторы их адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72). С. 47-54. EDN: YUKTKW
10. Анфалов Е. В. Формирование рефлексивно-прогностической готовности курсантов военных вузов: дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2018. 198 с. EDN: MTFPPQ
11. Модели обучения в цифровой образовательной среде профессиональной организации: проблемы, опыт внедрения и перспективы / Е. А. Гнатышина [и др.]. Челябинск: Б-ка А. Миллера, 2023. 147 с. EDN: EXWMQD
12. Корчемкин Ю. В., Уварина Н. В. Особенности виртуальной образовательной среды для формирования информационно-аналитических умений студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2023. № 2 (216). С. 227-232. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.02.p227-232 EDN: IDGFTQ
13. Бешенков С. А., Шутикова М. И., Никифорова Т. И. Цифровая образовательная среда: стратегия использования и факторы развития // Педагогическая информатика. 2021. № 1. С. 105-112. EDN: MPCACX
14. Крылова Н. Б. Культурология образования. М.: Нар. образование, 2000. 269 с.
15. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура // Социальное пространство. 2019. № 4 (21). DOI: 10.15838/sa.2019.4.21.6 EDN: IPUBLQ
16. Галиакберова А. А., Галямова Э. Х., Киселев Б. В. Основы проектирования цифровых симуляторов для подготовки учителя математики // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, № 4. DOI: 10.26795/2307-1281-2020-8-4-2 EDN: NPYBQO
17. Weinhandl R., Kleinferchner L., Riegler V. Using student personas when developing digital mathematics learning resources to improve teacher training // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2024. Vol. 40, iss. 1. P. 57-72. DOI: 10.1080/21532974.2023.2291370 EDN: XGCDAW
18. Black N. B. AI in the classroom: Strategies and activities to enrich student learning // International Society for Technology in Education. 2023. URL: https://conference.iste.org/2023/.
19. Galindo-Domínguez H., Delgado N. An analysis of the use of artificial intelligence in education in Spain: The inservice teacher’s perspective // Journal of Digital Learning in Teacher Education. 2024. Vol. 40, iss. 1. P. 41-56. DOI: 10.1080/21532974.2023.2284726 EDN: KOCOPX
20. Абрамовских Н. В. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе // Концепт. 2017. № S10. URL: http://e-koncept.ru/2017/470122.htm. EDN: YKVUYF
21. Азимова Н. С. Системно-деятельностный подход как основа методической системы реализации компетентностного подхода в подготовке студентов при обучении математике // Вестник Бохтарского государственного университета им. Носира Хусрава. Сер. гуманитарных и экономических наук. 2022. № 1-1 (95). С. 160-168.
22. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18-22. EDN: KTUQSV
23. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании. 2-е изд., перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Ун-та Рос. акад. образования, 2002. 155 с.
24. Методологические подходы к исследованию проблем в области профессиональной педагогики / Т. И. Руднева [и др.]. Самара: Изд-во Сам. гос. ун-та, 2013. 164 с. EDN: ROQGQB
25. Методологические основы формирования современной цифровой образовательной среды / И. В. Авадаева [и др.]. Н. Новгород: Проф. наука, 2018. 174 с. URL: http://scipro.ru/conf/monographeeducation-1.pdf. EDN: XUCTWP
26. Вачков И. В. Полисубъектное взаимодействие в образовательной среде // Психология. 2014. Т. 11, № 2. С. 36-50. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2014/10/31/1102315546/Vachkov_11-02pp36-50.pdf. EDN: TWHXMB
27. Венкова З. Л. Полисубъектный подход к организации образовательных инноваций: методологический и содержательный аспект // Пермский педагогический журнал. 2021. № 12. С. 26-30. URL: https://old.pspu.ru/upoad/pages/35114/PPZH_N12_2021.pdf?ysclid=lsm1pygs9v222621641. EDN: HTJYDT
28. Мануйлова Е. И. Условия реализации полисубъектного подхода в профессиональной подготовке педагогов // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии: сб. науч. тр. 5-й Междунар. науч.-практ. конф., Орел, 6-7 апр. 2018 г. Орел: Модуль-К, 2018. С. 269-273. EDN: UUHJGW
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/