Статьи в выпуске: 9
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.