Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность проблемы исследования правонарушений в студенческой среде обусловлена рядом факторов. Во-первых, к сожалению, является стабильно высоким количество зарегистрированных правонарушений среди студентов вузов [1], что требует проведения анализа основных причин противоправного поведения молодежи в студенческой среде и поиска путей его преодоления.
Список литературы
1. Танаева З. Р. Предупреждение противоправного поведения обучающихся в условиях реализации инновационных проектов профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 2 (38). С. 161-168. EDN: RHYYYA
2. Вопленко Н. Н. Понятие, основные признаки и виды правонарушения // Вестник Волгоградского государственного университета. 2005. Сер. 5. Вып. 7. С. 6-17. EDN: JVKTRD
3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976.
4. Юридическая энциклопедия. URL: https://dic.academic.ru/.
5. Большой толковый словарь русских существительных. М.: АСТ-пресс книга, 2009. URL: https://dic.academic.ru/.
6. Толковый словарь по социологии. URL: https://dic.academic.ru/.
7. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим- Бад; ред. кол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова. М.: Большая российская энциклопедия, 2008. 528 с.
8. Основы социальной педагогики / В. И. Загвязинский [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Пед. общество, 2002. 160 с. EDN: RXJBPJ
9. Криминология / А. И. Гуров [и др.]; под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М.: Бек, 1998. 566 с.
10. Головкина А. Г. Государственная система профилактики правонарушений в современной России: дис. … канд. юр. наук. М., 2011. 208 с. EDN: QFEPNB
11. Майстренко Г. А. Понятие и сущность предупреждения правонарушений // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 119-123.
12. Назарян Т. В. Роль правового воспитания в предупреждении правонарушений: вопросы теории и практики: автореф. дис. … канд. юр. наук. Волгоград, 2005. 28 с. EDN: ZMYALR
13. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М. И. Рожков [и др.]; под ред. М. И. Рожкова. М.: Владос, 2006. 239 с.
14. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/.
15. Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания: приказ Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 г. № 185 (ред. от 21.04.2016 г.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147442/dddc7e4873e539d78a6882a2c2f164ead3a80b38/.
16. Михайлищев В. Д. Административное правонарушение как фактическое основание наступления административной ответственности: отличительные черты административного правонарушения от дисциплинарного проступка и от преступления // Modern Science. 2021. № 3-1. С. 185-190. EDN: GNMRRG
17. Малеин Н. С. Правонарушения: понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985. 192 с.
18. Остапишина Л. О. Профилактика совершения правонарушений студентами вуза: материалы докладов 49-й Междунар. науч.-техн. конф. преподавателей и студентов / Витеб. гос. технол. ун-т. Витебск, 2016. Т. 1. С. 32-34. URL: http://rep.vstu.by/handle/123456789/1438. EDN: WKZUWZ
19. Корсантия А. А. Предупреждение краж, грабежей и разбоев, совершаемых студентами Российской Федерации: дис. … канд. юр. наук. М., 2004. 247 с. EDN: NMUOGJ
20. Кухарчук М. Л. Правонарушения в студенческой среде: есть ли особенности? // Проблемы правопонимания и правоприменения в прошлом, настоящем и будущем цивилизации: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27 апр. 2016 г. / Междунар. ун-т “МИТСО”. Минск, 2016. Ч. 2. С. 69-70. EDN: WJCICV
21. Симоненко А. В., Грибанов Е. В. Оценка криминальной ситуации в вузовской студенческой среде и меры ее коррекции // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 1. С. 122-127. EDN: TNUKST
22. Алексеев А. И. Криминология: курс лекций. М.: Щит, 1998. 339 с.
23. Бельский П. Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от норм в своем поведении. М.: Юр. изд-во наркомюста РСФСР, 1924. URL: http://book.uraic.ru. 24. Миньковский Г. М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии: тезисы докладов и сообщений на IV съезде общества психологов СССР, Тбилиси, июнь 1971 г. Тбилиси, 1971. С. 31-32.
25. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. 2-е изд., перераб. и доп. Л.: Медицина, 1983. 255 с.
26. Чанышева Г. Г. Теоретические аспекты подготовки будущих юристов к организации работы с девиантными подростками // Мир науки, культуры, образования. 2022. № 5 (96). С. 149-151. EDN: VWLHFI
27. Девятовская К. В. Критерии дифференциации правонарушений // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. 2021. № 6. С. 91-99. DOI: 10.52928/2070-1632-2021-57-6-91-99 EDN: MEIWTE
28. Резер Т. М. Социальные ценности студентов в условиях цифровизации образования и COVID-19 // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 2. С. 226-243. DOI: 10.15507/1991-9468.103.025.202102.226-243 EDN: SVSJLA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/