В данной статье рассматривается вопрос становления, развития и периодизации патриотического воспитания в России и за рубежом. В исследовании рассматриваются научные труды ведущих ученых США и Европы. Приводятся определения понятия «патриотизм». Впервые выделены этапы становления и развития патриотического воспитания в США и Европе, а также странах ближнего зарубежья. Данная информация систематизирована в табличном виде. В статье выделены этапы интерпретации понятия «патриотизм» в отечественной литературе. Сделан вывод, что понятие «патриотизм» является достаточно давним и хорошо изученным, хотя и меняющим свое значение. Кроме того, выделены основные приемы и методы патриотического воспитания в современном мире.
Идентификаторы и классификаторы
Патриотизм многое значит для большого количества людей. Патриотизм для многих людей означает защиту чести нации, будь то на словах или на деле. Итак, патриотизм определяется как особая привязанность человека к своей Родине, которая способствует глубокой психологической привязанности и гордости.
Список литературы
1. Michael S. M. Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education // Educational Philosophy and Theory. 2009. Vol. 41, iss. 4. P. 378-379. DOI: 10.1111/j.1469-5812.2007.00363.x
2. Gray G. Teaching patriotism in America’s public schools: policy, practices, and debates // Matsuyama University Studies in Language and Literature. 2010. Vol. 29, no 2. P. 1-19. URL: https://ci.nii.ac.jp/els/con- tentscinii_20171219154317.pdf? id=ART0010103730.
3. Диалоги (пер. с древнегреч.) / Платон. М.: АСТ: Апрель, 2011. С.44 - 45.
4. История идеи патриотизма // Электронная философская энциклопедия. URL: https://elenph.org/individual?uri=https.
5. Чельцов М. В. Генезис понятия “Патриотизм” в социальной и педагогической сферах до конца XIX века. URL: https://kilinson.com/story/2019/06/27/.
6. Генезис и эволюция гражданско-патриотического воспитания молодежи: историко-педагогический анализ. URL: https://studexpo.net/1153931/.
7. Мазур М. А., Ванюкова Я. А. Эволюция понятий патриотизма и патриотического воспитания // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. № 4 (43). С. 51-53. URL: https://sciup.org/jevoljucija- ponjatij-patriotizma-i-patrioticheskogo-vospitanija-14989016. EDN: NRATFF
8. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. 1999. № 1/2. С. 27-59. EDN: PZQKET
9. Килин С. В. Этапы развития понятия патриотизма в западноевропейской и русской философии: историко-философский анализ: автореферат диссертации … кандидата философских наук: специальность 5.7.2. М., 2023. 30 с. EDN: CEIVFS
10. Мезенцева, А. И. Нормативно-правовые основы поликультурного патриотического образования молодежи в РФ // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2023. № 2(62). С. 108-115. EDN: FEEHXE
11. Тимошенко, Ю. В. Развитие патриотического воспитания в России // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). С. 319-322. URL: https://moluch.ru/archive/211/51660. EDN: XROOXZ
12. O’Leary C. E. To Die For: The paradox of American patriotism. Princeton: Princeton University Press, 1999. 378 р.
13. Яшина О. Н. К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании в современной России и европейских странах // Современное образование: векторы развития. Роль социально-гуманитарного знания в подготовке педагога: материалы V международной конференции, Москва, 27 апреля - 25 мая 2020 г. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2020. С. 562-572. DOI: 10.37492/ETNO.2020.57.48.070 EDN: RJBTBC
14. Агапова Г. В. Исторические аспекты патриотического воспитания и особенности развития патриотизма в зарубежных странах // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 1 (57). С. 240-243. EDN: IIVZCP
15. Маляренко Е. Программы патриотического воспитания за рубежом // Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2702581.
16. Данилова Л. Н. Патриотическое воспитание школьников: из зарубежного опыта // Народное образование. 2010. № 4 (1397). С. 204-210. EDN: NDDKXH
17. Нурлигенова З. Н., Жиенбаев М. Б. Исторический аспект патриотизма и его роль в жизни общества и государства: новый казахстанский патриотизм // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 556-560. URL: https://moluch.ru/archive/100/22547/. EDN: UWMVPJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью выявления профессиональных трудностей у начинающих педагогов на этапе вхождения в профессию и определения готовности к профессиональному росту, самореализации. Рассмотрены направления деятельности руководства образовательной организации и педагогического коллектива в подготовке молодых специалистов к успешной профессиональной деятельности, преодолению кризисов личностного и профессионального развития. Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Ноябрьска. Его результаты могут быть использованы руководителями образовательных организаций, психологами, преподавателями педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной адаптации начинающих учителей к условиям образовательной среды.
Рассмотрена актуальная проблема диагностики социально-психологической дезадаптации подростков и молодежи. В ходе теоретико-методологического анализа проведен обзор современных отечественных и зарубежных исследований данной проблематики, предпринята попытка представить алгоритм диагностики данного феномена на основе определенного конструкта. Приведены примеры диагностического инструментария (тесты, методики). Сделаны выводы о том, что комплексная психологическая диагностика позволяет прогнозировать проявления социально-психологической дезадаптации у подростков и своевременно проводить профилактические мероприятия по предотвращению ее дальнейшего развития.
Современные условия требуют от профессионала развития личностных качеств («гибких навыков»), готовности к более осознанному подходу к выполнению поставленных задач и достижению профессиональных целей. В формировании конкурентоспособного специалиста стало важным развитие аналитических способностей, позволяющих за короткие сроки решать большое количество задач, не теряя качества выполненной работы.
В рамках исследования рассмотрено применение мультимедийных партитур и дидактических настольных игр как средств развития аналитических способностей у будущих педагогов-музыкантов. Выделены критерии и показатели развития данных способностей у обучающихся. Проведена оценка уровня сформированности аналитических способностей у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Представлены результаты исследования эффективности использования цифровых и игровых педагогических технологий в процессе подготовки педагогов-музыкантов.
Представлен анализ военно-профессиональной деятельности военнослужащих войск национальной гвардии, выделены ключевые аспекты, влияющие на ее эффективность. Описана модель проектирования педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии. Исследовано понятие эмоциональной грамотности как феномен и как интегративное свойство субъекта военно-профессиональной деятельности. Представлена структура исследуемого феномена. Сущность процесса развития искомой эмоциональной грамотности рассмотрена через призму системного методологического подхода. Предложена компонентная структура проектируемой педагогической системы, включающая в себя мотивационно-целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Описаны внутренние и внешние связи предлагаемой педагогической системы. Выделены общие и специфические свойства педагогической системы развития эмоциональной грамотности военнослужащих Росгвардии.
Проанализированы структура и содержание правонарушений в студенческой среде. Представлены мнения авторов относительно причин, признаков и особенностей правонарушений в студенческой среде. Посредством междисциплинарного подхода объяснены правонарушения в студенческой среде с позиции разных наук и комплексно изучен объект исследования. С помощью метода теоретического анализа рассмотрено понятие «правонарушение» и выделены его основные признаки. Для определения причин и особенностей подобных правонарушений использован сравнительно-правовой метод. Уточнено понятие «правонарушение в студенческой среде», предложена авторская классификация причин совершения правонарушений в студенческой среде.
Цель данного исследования - обозначить взаимосвязь методологических подходов и принципов к исследованию проблемы формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Рассмотрены основные направления изучения проблемы, выделены ключевые понятия. Обозначены методологические подходы и принципы (общие и специфические), необходимые при реализации создаваемой модели, установлена взаимосвязь между ними. Полученные результаты позволят определить те условия и правила, которыми нужно руководствоваться при применении модели формирования рефлексивно-прогностических умений будущих педагогов в цифровой образовательной среде вуза. Статья написана в рамках диссертационного исследования, дальнейшая работа связана с организацией и реализацией практической части в контексте высшей школы.
Обновление дополнительных общеобразовательных программ является важнейшим компонентом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, однако не все специалисты этой сферы владеют приемами совершенствования реализуемых программ с учетом современных тенденций. В статье приводятся основные установки для планирования действий педагога по проектированию обновлений дополнительной общеразвивающей программы как одного из основных системообразующих документов сферы дополнительного образования детей. Представлены матрица и паспорт обновлений для выстраивания траектории привнесения новых элементов в дополнительную общеобразовательную программу. Предложена трактовка понятия «обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ» применительно к муниципальному образованию в целом и к отдельной образовательной организации дополнительного образования в частности.
Рассмотрено применение бережливых технологий в целях оптимизации ключевых управленческих процессов в Магнитогорском педагогическом колледже. Представлены результаты реализации проекта по стандартизации электронного документооборота как важного условия бережливого колледжа.
Применение принципа стандартизации способствовало развитию корпоративной профессионально-цифровой культуры непрерывного педагогического образования, рациональному распределению человеческих ресурсов, сохранности стабильного кадрового состава. Разработана модель бизнес-процесса эффективности внедрения бережливых технологий, что позволило создать единую систему взаимодействия внутренних и внешних ресурсов (работодатель - колледж) в подготовке специалистов среднего звена.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/