Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_87
- eLIBRARY ID
- 80282809
«Эйнштейн» был завершён в 2018 году — незадолго до смерти автора. Работе над оперой предшествовало скрупулёзное изучение композитором биографических источников, документов, эпистолярного наследия Эйнштейна. Таким же образом Крымский составлял либретто для более ранних произведений4. Большая роль здесь принадлежит эпистолярию Эйнштейна, который фрагментарно ложится в уста героев, придавая сочинению черты документальной правдивости, исторической подлинности.
Список литературы
1. Акбарова Г. Н. Духовная тематика в творчестве Виталия Харисова // Музыка. Искусство, наука, практика. 2020. № 2 (30). С. 42-52. EDN: XRHIND
Akbarova G. N. Dukhovnaya tematika v tvorchestve Vitaliya Kharisova [Spiritual themes in the works of Vitaly Kharisov]. Music. Art, research, practice. 2020, no. 2 (30), рp. 42-52. (In Russ.).
2. Бражник Л. В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Диc. … д-ра искусствоведения. М.: МГК, 2003. 340 с.
Brazhnik L. V. Angemitonika v modal’nykh I tonal’nykh sistemakh: na primere musyki tyurkskikh i finno-ugorskikh narodov Povolzh’ya I Priural’ya [Angemitonics in modal and tonal systems: on the example of the music of the Turkic and Finno-Ugric peoples of the Volga region and the Urals]. Doctor’s degree dissertation. Moscow, Moskovskaja konservatorija, 2003, 340 p. (In Russ.). EDN: QDWEVN
3. Бражник Л. В. Ангемитоника в русской музыке. Казань: КГК, 2013. 175 с.
Brazhnik L. V. Angemitonika v russkoy muzyke. [Angemitonics in Russian music]. Kazan’, Kazanskaja konservatorija, 2013, 175 p. (In Russ.).
4. Бражник Л. В. Ангемитоника в русской музыке: традиции, композиторское творчество. Казань: КГК, 2018. 224 с.
Brazhnik L. V. Angemitonika v russkoy muzyke: tradizii, kompozitorskoe tvorchestvo [Angemitonics in Russian music: traditions, compositional creativity]. Kazan’, Kazanskaja konservatorija, 2018, 224 p. (In Russ.).
5. Виталий Харисов: “Музыка - это моё хобби, которое стало профессией”: Интервью 25.03.2017. Режим доступа: https://kazan24.ru/news/culture/vitalij-harisov-muzykaeto-moyo-hobbi-kotoroe-stalo-professiej (Дата обращения: 14.06.2024).
Vitaliy Kharisov: “Muzyka - e’to mo’e khobbi, kotoroe stalo professiey” [“Music is my hobby, which has become a profession”]: Interv’yu 25.03.2017. Available at: https://kazan24.ru/news/culture/vitalij-harisov-muzykaeto-moyo-hobbi-kotoroe-stalo-professiej (Accessed: 14.06.2024). (In Russ.).
6. Гиршман Я. М. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М.: Советский композитор, 1960. 180 с.
Girshman Ya. M. Pentatonika i ejo razvitie v tatarskoy muzyke [Pentatonics and its development in Tatar music]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1960, 180 p. (In Russ.).
7. Демешко Г. А. От “Хорошо темперированного клавира” И. С. Баха к большим полифоническим циклам XX в. (на примере “Речитативов и фуг” А. Хачатуряна) // Вестник музыкальной науки. 2019. № 3 (25). С. 40-47. EDN: OMADKB
Demeshko G. A. Ot “Khorosho temperirovannogo klavira” I. S. Bakha k bol’snim polifonicheskim ziklam XX v. (na primere “Rechitativov I fug” A. Khachaturyana) [From J. S. Bach’s “Well-tempered Clavir” to the great polyphonic cicles of the XX century (using the example of A. Khachturian’s “Rechitatives and Fugues”)]. Vestnik muzykal’noy nauki. 2019, no. 3 (25), pp. 40-47. (In Russ.).
8. Интервью с Виталием Харисовым. 20.03.2017 г. Режим доступа: https://kazanfirst.ru/interviews/375757 (Дата обращения: 06.07.2024).
Interv’yu s Vitaliem Kharisovym [Interview with Vitaly Kharisov]. 20.03.2017. Available at: https://kazanfirst.ru/interviews/375757 (Accessed: 06.07.2024). (In Russ.).
9. Кондратьев М. Г. О динамике музыкально-теоретического статуса пентатоники // Музыкальная академия. 1999. № 4. С. 37-46. EDN: TTCWMP
Kondrat’ev M. G. O dinamike muzykal’no-teoreticheskogo statusa pentatoniki [On the dynamics of the musical-theoretical status of pentatonics]. Muzykal’naya akademiya. 1999, no. 4, pp. 37-46. (In Russ.). EDN: TTCWMP
10. Кузнецов И. К. Теоретические основы полифонии XX века. М.: МГК, 1994. 286 c. EDN: XWDDAT
Kuznetsov I. K. Teoreticheskie osnovy polifonii XX veka [Theoretical foundations of 20th century polyphony]. Moscow, Moskovskaja konservatorija, 1994, 286 p. (In Russ.).
11. Маклыгин А. Л. Пентатоника: у истоков отечественной терминологической рецепции // Музыкальная академия. 2023. № 4. С. 157-165. EDN: POKVRX
Maklygin A. L. Pentatonika: u istokov otechestvennoy termenologicheskoy retseptsii [Pentatonics: at the origins of Russian terminological reception]. Muzykalnaya akademiya. 2023, no. 4, pp. 157-165. (In Russ.).
12. Мамедкулиев Р. Ш. “Фанфары, фуга и финал в тоне Ре” Виталия Харисова: особенности драматургии цикла // Классическая гитара: современное исполнительство: Материалы VI Международной конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2011. С. 40-43.
Mamedkuliev R. Sh. “Fanfary, fuga i final v tone Re” Vitaliya Kharisova: osobennosti dramaturgii tsikla [“Fanfare, fugue and finale in the tone of Re” by Vitaly Kharisov: features of the drama cycle]. Klassicheskaya gitara: sovremennoe ispolnitel’stvo: Materialy VI Mezhdunarodnoj konferencii. Tambov, TGMPI, 2011, pp. 40-43. (In Russ.).
13. Мамедкулиев Р. Ш., Петропавловский А. А. Особенности фактуры в цикле “24 прелюдии для гитары” Виталия Харисова // Классическая гитара: современное исполнительство: Материалы III Международной конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2008. С. 106-109.
Mamedkuliev R. Sh., Petropavlovskiy A. A. Osobennosti faktury v tsikle “24 preludii dlya gitary” Vitaliya Kharisova [Features of the texture in the cycle “24 preludes for guitar” by Vitaly Kharisov]. Klassicheskaya gitara: sovremennoe ispolnitel’stvo: Materialy III Mezhdunarodnoj konferencii. Tambov, TGMPI, 2008, pp. 106-109. (In Russ.).
14. Нигмедзянов М. Н. Народные песни волжских татар. М.: Советский композитор, 1982. 136 с.
Nigmedzyanov M. N. Narodnye pesni volzhskikh tatar [Folk songs of the Volga Tatars]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1982, 136 p. (In Russ.).
15. Харисов В. В. Некоторые вопросы исполнения татарской мелизматики на классической гитаре // Дополнительное профессиональное образование в контексте социокультурных и образовательных трансформаций: Материалы I Международной научно-практической конференции. Казань: Медицина, 2015. С. 89-99.
Kharisov V. V. Nekotorye voprosy ispolneniya tatarskoy melizmatiki na klassicheskoy gitare [Some questions of performing Tatar melismatics on classical guitar]. Dopolnitel’noe professional’noe obrazovanie v kontekste sotsiokul’turnykh i obrazovatel’nykh transformatsiy: Materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Kazan’, Medicina, 2015, pp. 89-99. (In Russ.).
16. Эллер Н. Композитор Виталий Харисов раскрыл особенности татарской музыки. Режим доступа: https://rg.ru/2022/06/30/reg-pfo/dazhe-v-avangarde-mozhno-uslyshat-tatarskie-motivy.html (Дата обращения: 08.07.2024).
E’ller N. Kompozitor Vutaliy Kharisov raskryl osobennosti tatarskoy muzyki [Composer Vitaly Kharisov revealed the peculiarities of Tatar music]. Available at: https://rg.ru/2022/06/30/reg-pfo/dazhe-v-avangarde-mozhno-uslyshat-tatarskie-motivy.html (Accessed: 08.07.2024). (In Russ.).
17. Южак К. И. Первые всетональные циклы прелюдий и фуг в XX веке: к истории создания и освоения // Музыкальная академия. 2023. № 3. С. 161-173. EDN: UXMOXM
Yuzhak K. I. Pervye vsetonalnye tsikly prelyudiy i fug v XX veke: k istorii sozdaniya i osvoyeniya [The first all-regional cycles of preludes and fugues in the XX century: towards the history of creation and development]. Muzykalnaya akademiya. 2023, no. 3, pp. 161-173. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011