В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_31
- eLIBRARY ID
- 80282804
Один из первых исследователей, обративших внимание на тему русского бунта в его взаимосвязях с русским темпераментом, Н. А. Бердяев утверждал, что анархизм (имеется в виду не форма правления, а бунтарское начало) в любых своих проявлениях (бунт, смута, восстание, революция) «есть, главным образом, создание русских» [2. С. 163]. Аналогичные мысли позже высказал Н. О. Лосский, рассуждая о русском народе, как о народе, обладающем сильными «анархическими наклонностями» (возникшими вследствие особой чуткости ко злу), которые стали «одной из причин возникновения в России абсолютной монархии, граничившей с деспотизмом» [6. С. 276].
Список литературы
1. Андреев Л. Н. Красный смех. М.: Эксмо, 2000. 371 с.
Andreev L. N. Krasnyi smekh [Red Laughter]. Moscow, EKSMO, 2000, 371 p. (In Russ.).
2. Бердяев Н. А. Русская идея. М.: АСТ, Хранитель, 2007. 286 с. EDN: QWOXBN
Berdyaev N. A.Russkaya ideya [Russian idea]. Moscow, AST, Hranitel’, 2007, 286 p. (In Russ.).
3. Волкова А. В. Бунт и традиции русской политической культуры // Грамота. 2013. № 3 (29): В 2 ч. Ч. II. C. 49-53.
Volkova A. V. Bunt i traditsii russkoi politicheskoi kul’tury [Rebellion and traditions of Russian political culture]. Gramota. 2013, no. 3 (29): In 2 Vol. Vol. II, pp. 49-53. (In Russ.). EDN: PUUXVP
4. Володина Н. В. Концептосфера русской литературы. М.: ФЛИНТА, 2019. 204 с. EDN: BWJODD
Volodina N. V. Konceptosfera russkoj literatury [Сoncept sphere of Russian literature]. Moscow, FLINTA, 2019, 204 p. (In Russ.).
5. Лихачёв Д. С., Панченко А. М. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с. EDN: YLGULA
Likhachjov D. S., Panchenko A. M. Smekh v drevnei Rusi [Laughter in Ancient Rus’]. Leningrad, Nauka, 1984, 295 p. (In Russ.).
6. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М.: Политиздат, 1991. 368 с.
Losskii N. O. Usloviya absolyutnogo dobra [Conditions of absolute goodness]. Moscow, Politizdat, 1991, 368 p. (In Russ.).
7. Мауль В. Я. Архетипы русского бунта XVIII столетия // Русский бунт. М.: Дрофа, 2007. С. 255-432.
Maul’ V. Ya. Arhetipy russkogo bunta XVIII stoletiya [Archetypes of the Russian revolt of the 18th century].Russkij bunt. Moscow, Drofa, 2007, pp. 255-432. (In Russ.).
8. Орлов В. Н. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. М.: Известия, 1981. 347 с.
Orlov V. N. Gamayun. Zhizn’ Aleksandra Bloka [Gamayun. The Life of Alexander Blok]. Moscow, Izvestiya, 1981, 347 p. (In Russ.).
9. Рубцова В. В. Вадим Николаевич Салманов. Л.: Музыка, 1982. 86 с.
Rubczova V. V. Vadim Nikolaevich Salmanov [Vadim Nikolaevich Salmanov]. Leningrad, Muzyka, 1982, 86 p. (In Russ.).
10. Салманов В. Н. Оратория “Двенадцать”. Клавир. Л.: Советский композитор, 1957. 117 с.
Salmanov V. N. Oratoriya “Dvenadtsat’”. Klavir. [Oratorio “The Twelve”]. Leningrad, Sovetskij kompozitor, 1957, 117 p. (In Russ.).
11. Рычкова О. Красный смех. Режим доступа: https://www.ng.ru/zavisimaya/2017-12-19/13_7139_laugh.html?ysclid=lybcx1j7mu727303740 (Дата обращения: 7.07.2024).
Rychkova O. Krasnyi smekh [Red Laughter]. Available at: https://www.ng.ru/zavisimaya/2017-12-19/13_7139_laugh.html?ysclid=lybcx1j7mu727303740 (Accessed: 07.07.2024) (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011