Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_41
- eLIBRARY ID
- 80282805
Новое у романтиков — это прежде всего индивидуальность, неповторимость творческой личности. Поэтому главное — оригинальность и новизна, скорее, содержания, чем музыкальных средств. Поэтому новизна не являлась препятствием для восприятия произведений романтиков, поскольку а) она реализовалась на основе сложившихся форм музыкального восприятия и опиралась на общие законы человеческой психики и эмоциональности; б) воплощалась с помощью уже существующей системы выразительных средств и музыкальных «грамматик»: романтики нового музыкального языка не изобретали, пользуясь доставшимся по наследству, они могли что-то трактовать по-своему, вносить новые «лексемы», но не заменяли иным, вновь конструируемым языком.
Список литературы
1. Арановский М. Г. Симфонические искания. Проблема жанра симфонии в советской музыке 1960-1975 годов: Исследовательские очерки. Л.: Советский композитор, 1979. 288 с.
Aranovsky M. H. Simfonicheskie iskaniia. Problema zhanra simfonii v sovetskoi muzyke 1960-1975 godov: Issledovatelskie ocherki [The symphonic quest. The problem of the Symphony genre in Soviet Music of 1960-1975: Research essays]. Leningrad, Sovetskij kompozitor, 1979. 288 p. (In Russ.).
2. Высоцкая М. С., Григорьева Г. В. Музыка ХХ века: От авангарда к постмодерну: Учебное пособие. 2-е изд., испр., доп. М.: НИЦ “Московская консерватория”, 2014. 220 с.
Vysotskaya M. S., Grigorieva G. V. Muzyka ХХ veka: Ot avangarda k postmodernu: Uchebnoe posobie [Music of the XXth century: From avant-garde to postmodern: A textbook]. 2d ed. Moscow, NIC “Moskovskaya konservatoriya”, 2014. 220 p. (In Russ.).
3. Дальхаус К. Распад традиции в XIX и XX веках // Дальхаус К. Избранные труды по истории и теории музыки / Сост., пер. с нем., послесл., коммент. С. Б. Наумовича. СПб.: Изд-во им. Н. И. Новикова, 2019. С. 291-309.
Dahlhaus C. Raspad traditcii v XIX i XX vekakh [The collapse of tradition in the XIX and XX centuries]. Dahlhaus C. Izbrannye trudy po istorii i teorii muzyki [Selected works on the history and theory of music]. Ed. S. B. Naumovich. St. Petersburg, Izdatelstvo im. N. I. Novikova, 2019, pp. 291-309. (In Russ.).
4. Ерохин В. А. De musica instrumentalis: Германия. 1960-1990. Аналитические очерки. М.: Музыка, 1997. 400 с. Erokhin V. A. De musica instrumentalis: Hermaniya. 1960-1990.
Analiticheskie ocherki [De musica instrumentalis: Germany. 1960-1990. Analytical essays]. Moscow, Muzyka, 1997, 400 р. (In Russ.).
5. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1976. 368 с.
Kohoutek C. Tekhnika kompozitcii v muzyke XX veka [The technique of composition in the XXth century music]. Moscow, Muzyka, 1976, 368 р. (In Russ.).
6. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. 254 с. EDN: YUSNSR
Nazaikinsky E.V. Zvukovoi mir muzyki [The sound world of music]. Moscow, Muzyka, 1988, 254 р. (In Russ.).
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Ред. Н. Ю. Шведова. 16-е изд., испр. М.: Русский язык, 1984. 797 с.
Ozhegov S. I. Slovar russkogo iazyka: Ok. 57000 slov [Russian Dictionary: About 57,000 words]. Ed. N. J. Shvedova. 16th ed. Moscow, Russkij jazyk, 1984, 797 р. (In Russ.).
8. Савенко С. И. Карлхайнц Штокхаузен // XX век. Зарубежная музыка. Очерки. Документы. Вып. 1. М.: Музыка, 1995. C. 11-36.
Savenko S. I. Karlheinz Stockhausen. XX vek. Zarubezhnaia muzyka. Ocherki. Dokumenty [XX century. Foreign music. Essays. Documents]. Iss. 1. Moscow, Muzyka, 1995, pp. 11-36. (In Russ.).
9. Теория современной композиции: Учебное пособие. М.: Музыка, 2005. 624 с.
Teoria sovremennoy kompozitcii: Uchebnoe posobie [The theory of modern composition: A textbook]. Moscow, Muzyka, 2005, 624 p. (In Russ.).
10. Холопов Ю. Н. Соноризм // Музыкальная энциклопедия: В 6 т. Т. 5. / Ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. С. 207-212.
Holopov Ju. N. Sonorizm [Sonorism]. Muzykalnaya entciclopedia: In 6 Vol. Vol. 5. Ed. Ju. V. Keldysh. Moscow, Sovetskaya entciclopedia, Sovetskij kompozitor, 1981, pp. 207-212. (In Russ.).
11. Холопова В. Н., Рестаньо Э. София Губайдулина: Монография. М.: Композитор, 1996. 360 с. EDN: XTNFHV
Holopova V. N., Restagno E. Sofia Gubaidulina: Monografia [Sofia Gubaidulina: Monograph]. Moscow, Kompozitor, 1996, 360 p. (In Russ.).
12. Чередниченко Т. В. Новая музыка № 6 // Новый мир. 1993. № 1. С. 218-232. EDN: YOBFSF
Cherednichenko T. V. Novaia muzyka № 6 [New music № 6]. Novyi mir. 1993, no. 1, pp. 218-232. (In Russ.).
13. Шнитке А. Г. “Klangfarbenmelodie” - “Мелодия тембров” // Шнитке А. Статьи о музыке / Ред.-сост. А. Ивашкин. М.: Композитор, 2004. 408 с.
Schnittke A. G. “Klangfarbenmelodie” - “Melodia tembrov” [“Klangfarbenmelodie” - “Melody of timbres”]. Schnittke A. Statyi o muzyke. Ed. A. Ivashkin. Moscow, Kompozitor, 2004, 408 p. (In Russ.).
14. Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. М.: Композитор, 2004. 109 с.
Shulgin D. I. Gody neizvestnosti Alfreda Shnitke. Besedy s kompozitorom [The years of Alfred Schnittke unknown. Conversations with the composer]. Moscow, Kompozitor, 2004, 109 p. (In Russ.).
15. Chomiński J. M. Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia // Muzyka. 1961. № 3. P. 3-10.
Chomiński J. M. Technika sonorystyczna jako przedmiot systematycznego szkolenia [Sonoristic Technique as the Subject of a Systematic Training]. Muzyka. 1961, no. 3, pp. 3-10. (In Polish).
16. Granat Z. Rediscovering “sonoristics”: A groundbreaking theory from the margins of musicology // Music’s Intellectual History. New York: Répertoire International de Littérature Musicale, 2009. P. 821-833.
Granat Z. Rediscovering “sonoristics”: A groundbreaking theory from the margins of musicology. Music’s Intellectual History. New York, Répertoire International de Littérature Musicale, 2009, pp. 821-833. (In Engl.).
17. Sonoristic Legacies. Towards New Paradigms in Music Theory, Aesthetics and Composition // Muzyka: kwartalnik poświęcony historii i teorii muzyki instytut sztuki t polska akademia nauk. Rocznik LIII. № 1 / Ed. Z. Granat. Warszawa: Instytut Sztuki PAN, 2008. 143 р.
Sonoristic Legacies. Towards New Paradigms in Music Theory, Aesthetics and Composition. Muzyka: kwartalnik poświęcony historii i teorii muzyki instytut sztuki t polska akademia nauk. Rocznik LIII, no. 1. Ed. Z. Granat. Warszawa, Instytut Sztuki PAN, 2008, 143 р. (In Engl.).
18. Thomas A. Boundaries and Definitions: The Compositional Realities of Polish Sonorism // Muzyka: kwartalnik poświęcony historii i teorii muzyki instytut sztuki t polska akademia nauk. Rocznik LIII. № 1: Sonoristic Legacies. Towards New Paradigms in Music Theory, Aesthetics and Composition. Warszawa: Instytut Sztuki PAN, 2008. Р. 7-16.
Thomas A. Boundaries and Definitions: The Compositional Realities of Polish Sonorism. Muzyka. Rocznik LIII, no. 1: Sonoristic Legacies. Towards New Paradigms in Music Theory, Aesthetics and Composition. Warszawa, Instytut Sztuki PAN, 2008, pp. 7-16. (In Engl.).
19. Zieliński T. A. Neue Klangästhetik // Melos. Zeitschrift für neue Musik. 1966. Aus. 7/8 (Juli/August). S. 318-323.
Zieliński T. A. Neue Klangästhetik. Melos. Zeitschrift für neue Musik. 1966, Iss. 7/8 (Juli/August), pp. 318-323. (In German).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011