Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_107
- eLIBRARY ID
- 80282811
Интенсивные поиски места зарождения смычковой игры привели учёных к региону Центральной Азии — ареалу исторического расселения кочевых тюркоязычных племён. Основоположник немецкой школы инструментоведения Курт Закс относит происхождение ряда смычковых инструментов — смычковой цитры, смычковой лютни — к территории Туркестана конца первого тысячелетия н. э. Так, название китайской смычковой лютни хуцинь учёный связывает с одним из терминов, которыми китайцы называли тюркоязычных уйгуров [См.: 16. Р. 217]. Немецкий органолог Вернер Бахман, существенно расширив источниковую базу исследования этой темы и обратившись к широкому кругу письменных, историко-этнографических, иконографических данных [См.: 2; 15], также приходит к выводу о центральноазиатском происхождении смычковых инструментов, с локализацией «в Хорезме и Трансоксании».
Список литературы
1. Басилов В. Н. “Скифская арфа”: древнейший смычковый инструмент? // Советская этнография. 1991. № 4. С. 140-154. EDN: JUXUGL
Basilov V. N. “Skifskaja arfa”: drevnejshij smychkovyj instrument? [“Scythian Harp”: the oldest bowed instrument?]. Sovetskaja jetnografija. 1991, no. 4, pp. 140-154. (In Russ.). EDN: JUXUGL
2. Бахман В. Среднеазиатские источники о родине смычковых инструментов // Музыка народов Азии и Африки. Вып. 2. М.: Советский композитор, 1973. C. 349-373.
Bahman V. Sredneaziatskie istochniki o rodine smychkovyh instrumentov [Central Asian sources about the homeland of bowed instruments]. Muzyka narodov Azii i Afriki. Iss. 2. Moscow, Sovetskij kompozitor, 1973, pp. 349-373. (In Russ.).
3. Бернштам А. Н. Древнейшие тюркские элементы в этногенезе Средней Азии // Советская этнография. Вып. 6-7. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 148-158.
Bernshtam A. N. Drevnejshie tjurkskie jelementy v jetnogeneze Srednej Azii [The most ancient Turkic elements in the ethnogenesis of Central Asia]. Sovetskaja jetnografija. Iss. 6-7. Moscow; Leningrad, Akademiya nauk SSSR, 1947, pp. 148-158. (In Russ.).
4. Дончев С. Г. К вопросу о происхождении струнных смычковых инструментов и наиболее раннем появлении их в Европе // Вопросы истории и теории искусств. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1992. С. 40-67.
Donchev S. G. K voprosu o proishozhdenii strunnyh smychkovyh instrumentov i naibolee rannem pojavlenii ih v Evrope [On the origin of bowed string instruments and their earliest appearance in Europe]. Voprosy istorii i teorii iskusstv. Cheboksary, NIIJaLIJe, 1992, pp. 40-67. (In Russ.).
5. История Сибири с древнейших времён до наших дней: В 5 т. Т. 1: Древняя Сибирь / Глав. ред. А. П. Окладников и В. И. Шунков. Л.: Наука, 1968. 454 с.
Istorija Sibiri s drevnejshih vremen do nashih dnej. In 5 Vol. Vol. 1: Drevnjaja Sibir’ [History of Siberia from ancient times to the present day]. Ed. A. P. Okladnikov, V. I. Shunkov. Leningrad, Nauka, 1968, 454 p. (In Russ.).
6. Кляшторный С. Г. Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб.: Наука, 2006. 590 с.
Kljashtornyj S. G. Pamjatniki drevnetjurkskoj pis’mennosti i jetnokul’turnaja istorija Central’noj Azii [Monuments of ancient Turkic writing and the ethnocultural history of Central Asia]. St. Petersburg, Nauka, 2006, 590 p. (In Russ.).
7. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Древней Евразии. СПб.: СПбГУ, 2005. 345 с. EDN: QPBNCH
Kljashtornyj S. G., Savinov D. G. Stepnye imperii Drevnej Evrazii [Steppe empires of Ancient Eurasia]. St. Petersburg, Peterburgskiy universitet, 2005, 345 p. (In Russ.).
8. Кукашев Р. Ш. К образу лебедя в казахском шаманстве // Этнографическое обозрение. 2002. № 6. С. 38-44.
Kukashev R. Sh. K obrazu lebedja v kazahskom shamanstve [On the image of a swan in Kazakh shamanism]. Jetnograficheskoe obozrenie. 2002, no. 6, pp. 38-44. (In Russ.).
9. Паллас П. С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санктпетербургской Императорской Академии Наук. Ч. 2. Кн. 2. СПб.: АН, 1786. 571 с.
Pallas P. S. Puteshestvie po raznym mestam Rossijskogo gosudarstva po poveleniju Sanktpeterburgskoj Imperatorskoj Akademii Nauk [Travel to various places of the Russian state by order of the St. Petersburg Imperial Academy of Sciences]. P. 2. B. 2. St. Petersburg, Akademiya Nauk, 1786, 571 p. (In Russ.).
10. Раппопорт Ю. А. Центральный массив // Топрак-Кала. Дворец / Отв. ред. Ю. А. Раппопорт, Е. А. Неразик. М.: Наука, 1984. С. 53-194.
Rappoport Ju. A. Central’nyj massiv [Central Massif]. Toprak-Kala. Dvorec. Ed. Ju. A. Rappoport, E. A. Nerazik. Moscow, Nauka, 1984, pp. 53-194. (In Russ.).
11. Руденко С. И. Второй Пазырыкский курган. Результаты работ экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР в 1947 г. Предварительное сообщение. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа. 1948. 64 с.
Rudenko S. I. Vtoroj Pazyrykskij kurgan. Rezul’taty rabot jekspedicii Instituta istorii material’noj kul’tury Akademii nauk SSSR v 1947 g. Predvaritel’noe soobshhenie [The Second Pazyryk Mound. Results of the Expedition of the Institute of the History of Material Culture of the USSR Academy of Sciences in 1947. Preliminary report]. Leningrad, Izdatelstvo Jermitazha, 1948, 64 p. (In Russ.).
12. Садоков Р. Л. Древние среднеазиатские музыкальные инструменты с фрикционным способом звукоизвлечения // Тезисы докладов на Сессии, посвящённой итогам полевых и этнографических и антропологических исследований в 1974-1975 гг. / Отв. ред. В. Н. Басилов. Душанбе: Дониш, 1976. С. 271-272.
Sadokov R. L. Drevnie sredneaziatskie muzykal’nye instrumenty s frikcionnym sposobom zvukoizvlechenija [Ancient Central Asian musical instruments with friction method of sound production]. Tezisy dokladov na Sessii, posvjashhjonnoj itogam polevyh i jetnograficheskih i antropologicheskih issledovanij v 1974-1975 gg. Ed. V. N. Basilov. Dushanbe, Donish, 1976, pp. 271-272. (In Russ.).
13. Садоков Р. Л. Древние среднеазиатские лютни с фрикционным способом звукоизвлечения // Этнография и археология Средней Азии: Сборник статей / Ред. А. В. Виноградов и др. М.: АН СССР, 1979. С. 143-147.
Sadokov R. L. Drevnie sredneaziatskie ljutni s frikcionnym sposobom zvukoizvlechenija [Ancient Central Asian musical instruments with friction method of sound production]. Jetnografija i arheologija Srednej Azii: Sbornik statej. Ed. A. V. Vinogradov. Moscow, Akademiya Nauk SSSR, 1979, pp. 143-147. (In Russ.).
14. Сузукей В. Ю. Проблемы научного изучения и практического освоения тувинской музыки (На примере тувинского инструментального искусства) // Новые исследования Тувы. 2017. № 2. С. 4-24. EDN: ZBGEBH
Suzukej V. Ju. Problemy nauchnogo izuchenija i prakticheskogo osvoenija tuvinskoj muzyki (Na primere tuvinskogo instrumental’nogo iskusstva) [Problems of scientific study and practical development of Tuvan music (Based on the example of Tuvan instrumental art)]. Novye issledovanija Tuvy. 2017, no. 2, pp. 4-24. (In Russ.).
15. Bachmann W. Die Anfänge des Streichinstrumentenspiels. 2е Aufl. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1966. 207 S.
Bachmann W. Die Anfänge des Streichinstrumentenspiels [The Beginnings of String Instrument Playing]. 2nd ed. Leipzig, Breitkopf & Härtel, 1966, 207 p. (In German).
16. Sachs C. The history of musical instruments. New York: Norton, 1940. 505 p.
Sachs C. The history of musical instruments. New York, Norton, 1940, 505 p. (In Engl.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011