Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_117
- eLIBRARY ID
- 80282812
Жиганов, конечно, знал, что обращается к «обжигающей» теме. Но при этом прекрасно осознавал необходимость поиска путей обхода встречающихся идеологических «порогов». И один из них — финал оперы. Буквально поклоняясь панегирическому мастерству М. Глинки с его известным славильным завершением в «Жизни за царя», Жиганов вводит новый сюжетный мотив в либретто: в опере «Намус» труженики колхоза получают благодарственную телеграмму от Сталина, что неизбежно вызывает дружное экстатическое прославление вождя.
Список литературы
1. Бесконфликтности “теория” // Краткая литературная энциклопедия. Т. 1: Аарне - Гаврилов. / Гл. ред. А. А. Сурков. М.: Советская энциклопедия, 1962. Стб. 577-580.
Beskonfliktnosti “teoriya” [Conflict-free “theory”]. Kratkaya literaturnaya entsiklopediya. T. 1: Aarne - Gavrilov. Ed. A. A. Surkov. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1962, Col. 577-580. (In Russ.).
2. Бирин М. В секретариате Сталина работала одна татарка, она и подложила мою книгу… Режим доступа: https://www.business-gazeta.ru/article/424342 (Дата обращения: 12.03.2023).
Birin M. V sekretariate Stalina rabotala odna tatarka, ona i podlozhila moyu knigu… [There was a Tatar woman working in Stalin’s secretariat, and she planted my book…]. Available at: https://www.business-gazeta.ru/article/424342 (Accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
3. Власова Е. С. Советская классическая опера: идеи и реалии // Научный вестник Московской консерватории. 2020. № 4 (43). С. 102-131. EDN: KGCGZV
Vlasova Ye. S. Sovetskaya klassicheskaya opera: idei i realii [Soviet classical opera: ideas and realities]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii. 2020, no. 4 (43), pp. 102-131. (In Russ.).
4. Комарницкая О. В. Русская опера второй половины XX - начала XXI веков: жанр, драматургия, композиция: Аналитические очерки. М.: ПКЦ “Альтекс”, 2011. 306 с. EDN: QSTNSF
Komarnitskaya O. V.Russkaya opera vtoroy poloviny XX - nachla XXI vekov: zhanr, dramaturgiya, kompozitsiya: Analiticheskiye ocherki [Russian opera of the second half of the 20th - early 21st centuries: genre, dramaturgy, composition: Analytical essays]. Moscow, PKTS “Al’teks”, 2011, 306 p. (In Russ.).
5. Науменко Т. И. “Песенная опера” 1930-х годов: в поисках новой поэтики жанра // Проблемы музыкальной науки. 2023. № 3. С. 58-67.
Naumenko T. I. “Pesennaya opera” 1930-kh godov: v poiskakh novoy poeti-ki zhanra [“Song Opera” of the 1930s: in Search of New Poetics of the Genre]. Problemy muzykal’noy nauki. 2023, no. 3, pp. 58-67. (In Russ.).
6. Скороспелова Е. Б. Русская проза ХХ века: от А. Белого (“Петербург”) до Б. Пастернака (“Доктор Живаго”). М.: ТЕИС, 2003. 420 с.
Skorospelova Ye. B.Russkaya proza ХХ veka: ot A. Belogo (“Peterburg”) do B. Pasternaka (“Doktor Zhivago”) [Russian prose of the 20th century: from A. Bely (“Petersburg”) to B. Pasternak (“Doctor Zhivago”)]. Moscow, TEIS, 2003, 420 p. (In Russ.).
7. Татарские народные песни: фонографические записи вокальных и инструментальных песен / Ред. А. С. Ключарёв; пред. и комм. В. Виноградова, А. Ключарёва, М. Садри. Казань: Татгосиздат, 1941. 204 с.
Tatarskiye narodnyye pesni: fonograficheskiye zapisi vokal’nykh i instrumental’nykh pesen [Tatar folk songs: phonographic recordings of vocal and instrumental songs]. Ed. A. S. Klyucharov, V. Vinogradov, M. Sadri. Kazan’, Tatgosizdat, 1941, 204 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011