Статья посвящена рассмотрению Приложения к партитуре одной из оперных пародий австрийского драматурга Иоганна Непомука Нестроя (1801-1862) «Гвоздика и перчатка, или Судьба семейства Максенпфуч» с музыкой Адольфа Мюллера-старшего (1801-1886). Предпринята попытка ответить на типичные вопросы, которые могут возникнуть во время изучения подобных музыкальных документов, относящихся к традиции венского народного театра: для чего предназначалось это приложение, когда оно было создано и кто был его автор.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_48_9
- eLIBRARY ID
- 80282802
Нестрой как драматург довольно тщательно подходил к вопросу музыкальной составляющей своих пьес. Благодаря тому, что практически все его сочинения представляли собой прозаические тексты, появление в них поэтических вставок свидетельствовало о желании комедиографа оформить этот фрагмент действия в виде вокального (или хорового) номера. Помимо этого, Нестрой оставлял огромное количество разнообразных ремарок и помет, в которых указывал на введение танцевальных вставок, инструментальных мелодрам или цитат из различных музыкальных первоисточников.
Список литературы
1. Берлова М. С. “Золушка” Николо Изуара и Шарля Этьенна: спектакль-предвестник шведского романтизма // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 3. С. 8-21. EDN: VBSYOL
Berlova M. S. “Zolushka” Nikolo Izuara i Sharlya Et’enna: spektakl’-predvestnik shvedskogo romantizma [“Cinderella” by Nicolas Isouard and Charles Etienne: А Harbinger of the Swedish Romanticism]. Theatre. Fine Arts. Cinema. Music. 2020, no. 3, pp. 8-21. (In Russ.).
2. Енукидзе Н. И., Власов А. А. “Бездельник Цампа, или Гипсовая невеста”: Иоганн Непомук Нестрой в диалоге с Фердинандом Герольдом // Опера в музыкальном театре: история и современность: Материалы Пятой Международной научной конференции, 22-26 ноября 2021 г. / Ред.-сост. И. П. Сусидко и др. Том 1. М.: РАМ имени Гнесиных, 2023. С. 175-183.
Enukidze N. I., Vlasov A. A. “Bezdel’nik Campa, ili Gipsovaya nevesta”: Iogann Nepomuk Nestroj v dialoge s Ferdinandom Gerol’dom [“Zampa der Tagdieb oder Die Braut von Gyps”: Johann Nepomuk Nestroy in Dialogue with Ferdinand Herold]. Opera in Musical Theater: History and Present Time: Materialy Pjatoj Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Ed. I. Susidko, P. Lutsker, N. Pilipenko. Vol. 1. Moscow, Gnesin Russian Academy of Music, 2023, pp. 175-183. (In Russ.).
3. Пилипенко Н. В. Две “Золушки” и “Агатина”: структура сюжета и композиция в операх Н. Изуара, С. Павези и Дж. Россини // Учёные записки Российской академии музыки имени Гнесиных. 2023. № 4. С. 56-69. EDN: OBDJLI
Pilipenko N. V. Dve “Zolushki” i “Agatina”: struktura syuzheta i kompoziciya v operah N. Izuara, S. Pavezi i Dzh. Rossini [“Cendrillon”, “Cenerentola”, and “Agatina”: Plot structure and composition in operas by Nicolò Izouard, Stefano Pavesi and Gioachino Rossini]. Scholarly papers of Gnesin Russian Academy of Music. 2023, no. 4, pp. 56-69. (In Russ.).
4. Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich. B. 31. Wien: Druck und Verlag der k. k. Hof- und Staatsdruckerei, 1871. 368 S.
Biographisches Lexikon des Kaiserthums Oesterreich. B. 31. Wien, Druck und Verlag der k. k. Hof- und Staatsdruckerei, 1871, 368 р. (In German).
5. Hein J. Johann Nestroy. Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1990. 147 S.
Hein J. Johann Nestroy. Stuttgart, J. B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1990, 147 р. (In German).
6. Izzo F. Laughter between Two Revolutions: Opera Buffa in Italy, 1831-1848. Martlesham, Suffolk: Boydell & Brewer, University of Rochester Press, 2013. 318 p.
Izzo F. Laughter between Two Revolutions: Opera Buffa in Italy, 1831-1848. Martlesham, Suffolk, Boydell & Brewer, University of Rochester Press, 2013, 318 p. (In Engl.).
7. Piok M. Nestroy und die Lieder seiner Vorlagen: Adaption, Transformation und Parodie // Wiener digital Revue. Zeitschrift für Germanistik und Gegenwart. 2021. 12 S.
Piok M. Nestroy und die Lieder seiner Vorlagen: Adaption, Transformation und Parodie. Wiener digital Revue. Zeitschrift für Germanistik und Gegenwart. 2021. 12 р. (In German).
8. Yates W. E. “Bin Dichter nur der Posse”: Johann Nepomuk Nestroy. Versuch einer Biographie. Wien: Lehner, 2012. 312 S.
Yates W. E. “Bin Dichter nur der Posse”: Johann Nepomuk Nestroy. Versuch einer Biographie. Wien, Lehner, 2012, 312 р. (In German).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом внимания стала опера Н. Жиганова «Намус» (1950), сценическая судьба которой оказалась весьма драматичной: несмотря на обильное использование востребованных в то время художественных идеологизмов, произведение фактически сразу было снято с репертуара Оперного театра. До сих пор «Намус» находится в забвении в отличие от других опер Жиганова. В статье рассматривается комплекс причин, вызвавших историческую краткосрочность оперы, в которой наиболее рельефно в творчестве Жиганова отразилась «сталинская тема».
Вопросы происхождения смычкового способа звукоизвлечения неизменно привлекают внимание исследователей разных традиционных культур. Статья рассматривает факторы, способствовавшие формированию смычковой культуры у тюрков Алтая и Западной Сибири в контексте существующих в науке версий о зарождении смычкового исполнительства в регионах Евразии.
Статья посвящена опере «Эйнштейн» советского и российского композитора Салима Крымского (1930-2022), написанной в 2018 году. Целью исследования стало выявление характерных черт его авторского стиля в контексте ранее рассмотренных нами опер «Мандельштам» и «Спиноза», определение особенностей либретто и драматургии произведения. Ключевая роль в формообразовании отведена целому лейткомплексу (состоящему из лейттем, лейтмотивов и лейтжанра), благодаря которому посредством симфонической логики преодолевается дискретный характер сюжета. Таким образом, композитору в сравнительно небольшой опере удалось охватить важнейшие события жизни Эйнштейна, создать реалистический и многогранный музыкальный портрет учёного и показать катастрофические события, к которым привели его открытия спустя много лет.
В статье рассматривается фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги» Виталия Харисова в контексте ладового компонента. Именно ладотональное решение большого полифонического цикла отечественного композитора отличается своеобразием и уникальностью, что проявляется в тональной структуре опуса, но более всего, в многообразных способах применения ангемитонной пентатоники. Полифонические пьесы демонстрируют огромные возможности этой ладовой системы, которая придаёт им особый национальный татарский колорит. При этом пентатоника коллаборирует со всеми тональностями темперированного строя, двенадцатитоновой серийностью, политональностью.
Статья посвящена сонористике как одной из ведущих техник композиции в современной музыке. Этот её статус обусловлен тем, что в сонористике получила реализацию важнейшая тенденция музыкального искусства ХХ века - устремлённость в мир звука и пространство звучаний (другими проявлениями этой тенденции стали музыка «новой сложности», некоторые направления электронной и компьютерной музыки). В статье уделено внимание таким аспектам заявленной темы, как рассмотрение феномена в историческом контексте (предпосылки, прототипы, предшественники), выявление роли «техники композиции» в Новейшей музыке, теоретические вопросы «устройства» сонористики (с опорой на отдельные аналогии с современным изобразительным искусством), затронуты особенности формообразования и нотации, а также проблемы терминологии.
В настоящей статье предлагается новый, нетрадиционный взгляд на центральный художественный образ оратории В. Н. Салманова «Двенадцать». Автор рассматривает его сквозь призму русского бунтарства и концентрирует внимание на обнаруживающих себя в процессе исследования взаимосвязях данного коллективного персонажа с традициями русской народной смеховой культуры. Результатом анализа стала реконструкция образа двенадцати красногвардейцев, позволившая идентифицировать его как концепт.
Статья посвящена реконструкции раннего сочинения Р. М. Глиэра. На основе архивной находки и по аналогии с опусами композитора тех же лет выдвигается гипотеза о составе и характере звучания партитуры, являющейся истоком театральной карьеры мастера.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011