Культ Диониса играл одну из ведущих ролей в становлении античной цивилизации. В силу своей многогранности этот культ чрезвычайно сложен для интерпретации. По ряду причин сегодня необходимо искать новые подходы к изучению данного культа.
Цель: показать роль сатиров в культе Диониса, основываясь на данных древнегреческой вазописи. В качестве методологии при изучении культовой практики Диониса была использована концепция лиминальности ван Геннепа. Был использован герменевтический подход, интертекстуальный подход и метод интерпретации. Визуальные источники были рассмотрены как коммуникативная система на основе опыта Французской школы (Франсуа Лиссараг). Для включения дионисийских практик в социальный контекст был применен системный подход. Для понимания социальной стратификации культа Диониса в исследование этого культа необходимо включать, наряду с менадами, и сатиров, которые также были священными спутниками бога. Сатиры присутствуют в ограниченном числе мифов, но их изображений достаточно много в вазописи, в то время как менады остаются неизвестными вазописи практически в течение полувека после появления изображений Диониса. Образ сатира можно рассматривать как зеркальный, или перевернутый поведенческий стереотип, как социальный, так и религиозный. В отличие от менад, он показывает «желательность» социального действия в определенные исторические эпохи не для маргинальных слоев общества, а именно тех, кто составляет его основу - гражданский коллектив. Визуальные источники, в отличие от письменных, позволяют включить в дионисийские практики и мужчин, которые представлены в вазописи в образе сатиров. Включение мужских персонажей открывает возможности новых трактовок культа, особенно его значение для социальной сферы античного общества.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 93/94. История
Сегодня уже очевидно, что Дионис и его культ играл одну из важнейших ролей в становлении и развитии античной цивилизации [1; 2]. Однако в силу своей неоднозначности и многогранности, а также специфики отношений древних к мистериальным практикам культ Диониса чрезвычайно сложен для интерпретации. Неслучайно его считали совершенно чуждым эллинскому духу, так как он не вписывался в традиционные устои древнегреческого общества и религиозную картину мира [3]. Его истоками называли восточные и варварские культы, не в последнюю очередь «благодаря» иррациональному компоненту, представленному менадами, спутницами бога. Однако долгое время от исследователей ускользал тот факт, что именно благодаря иррациональному компоненту этот культ не только стал важнейшим в Древней Греции, но и распространился по всему Средиземноморскому миру [4].
Список литературы
1. Балабайкина Т. А. Дионис - ключевая фигура симпосиальной практики (на материале трагедии “Вакханки” Еврипида) // Язык и культура. 2016. № 24. С. 134-142. URL: item.asp?id=26606913 (дата обращения: 17.01.2024). EDN: WKGFKB
2. Лысенкова А. А. Проблема генезиса дионисийского культа // Древний мир: История и археология: сборник научных статей. М.: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 176-181. URL: item.asp?id=49831313 (дата обращения: 17.01.2024). EDN: QOUKKR
3. Обидина Ю. С. Дионис отверженный? Рецепция культа Диониса в мифологической традиции и полисной религии // Вестник Марийского государственного университета. Серия “Исторические науки. Юридические науки”. 2023. Т. 9. № 2. С. 120-127. DOI: 10.30914/2411-3522-2023-9-2-120-127 EDN: ILJNBS
4. Обидина Ю. С. Культ Диониса в социокультурном пространстве античного полиса: воображаемое, символическое и реальное // Диалог со временем. 2013. № 44. С. 280-295. URL: https://roii.ru/r/1/44.22 (дата обращения: 17.01.2024). EDN: RDKMUH
5. Lissarrague F. Why satyrs are good to represent // Nothing to do with Dionysos? Athenian drama in its social context. Еds. J. J. Winkler, F. I. Zeitlin. Princeton: NJ, 1990. Рp. 228-237.
6. Isler-Kerényi С. Civilizing violence. Satyrs on 6th-century Greek vases (Orbis biblicus et orientalis. V. 208). Fribourg: Academic Press; Göttingen: Vandenhoeck and Ruprecht, 2004. 123 р.
7. Villanueva Puig M.-C. Ménades: recherches sur la genèse iconographique du thiase féminin de Dionysos des origines a la fin de la période archaïque. Paris: Les Belles Lettres, 2009. 292 р.
8. Carpenter T. H. Dionysian imagery in archaic Greek art: its development in black-figure vase painting. Oxford: Oxford University Press, 1986. 192 р. DOI: 10.2307/630171
9. Hedreen G. M. Silens in Attic black-figure vase-painting: myth and performance. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1992. 219 р.
10. Шауб И. Ю. Некоторые особенности культа Диониса у эллинов и варваров Северного Причерноморья // Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья. 2023. № 15. С. 701-735. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-kulta-dionisa-u-ellinov-i-varvarov-severnogo-prichernomorya (дата обращения: 17.01.2024). EDN: ISXGWA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Настоящая статья посвящена публично-правовому анализу места и роли саморегулируемых организаций (далее также - СРО) в организации и проведении мероприятий общественного контроля в строительстве в РФ. Обосновывается место и роль института общественного контроля в системе юридических гарантий реализации, охраны и защиты конституционных принципов народовластия и участия граждан страны в управлении делами государства. Анализируется перечень возможных субъектов общественного контроля в строительстве, а также место в нем СРО. Цель исследования состоит не только в выявлении, формализации и анализе основных проблем, препятствующих организации и осуществлению общественного контроля СРО в строительстве, но и в разработке системы мероприятий по разрешению указанных проблем. В числе данных проблем в работе исследуются: незакрепленность института общественного контроля в Конституции РФ; неопределенность в законодательстве относительно оснований и пределов осуществления общественного контроля в отношении строительных организаций (частных застройщиков); отсутствие в законодательстве о СРО закрепления возможности организации ими общественного контроля в отношении деятельности, актов и решений их членов; отсутствие детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ; слабые реальные полномочия СРО в строительстве в сфере организации и осуществлении мероприятий общественного контроля; слабое использование положительного зарубежного опыта участия СРО в мероприятиях общественного контроля; недостаточная организационно-техническая база СРО для реализации общественного контроля и их зависимость от членов СРО в данном вопросе. Разрешение данных проблем возможно путем инкорпорирования института общественного контроля в Основной закон страны с закреплением возможности его осуществления в отношении деятельности, актов и решений любых юридических лиц; внесения дополнений в законодательство об общественном контроле относительно того, что деятельность, акты и решения юридических лиц (включая строительную сферу) могут подвергаться общественному контролю, если это затрагивает права и свободы человека и гражданина; включения института общественного контроля в законодательство о СРО отдельной главой (разделом); детализации механизма осуществления общественного контроля в Градостроительном кодексе РФ с расширением полномочий СРО в сфере строительства по организации и проведению мероприятий общественного контроля; организации Общественной палатой РФ совместно с профильными министерствами и ведомствами анализа зарубежного опыта участия СРО в функционировании общественного контроля с последующей его адаптацией и внедрением в российское законодательство; принятия Правительством РФ комплекса федеральных программ, направленных на развитие организационно-технической базы и самостоятельности (независимости) СРО как субъектов общественного контроля.
Большинство ученых, работающих над исследованием взаимоотношений Британии и исламского мира, мало обращают внимания на рассмотрение реакции британских интеллектуалов эпохи романтизма на ислам. В связи с этим целесообразным представляется обратиться к изучению представлений о Востоке в среде английских историков и мыслителей эпохи романтизма. В центре внимания статьи - реакция британских интеллектуалов эпохи романтизма на ислам, в частности будущего поэта-лауреата - Роберта Саути (1774-1843 гг.). Очарованные решительным вторжением Наполеона в Египет, но мало что зная о реалиях отношения французов к местному населению, поэты-романтики упивались как революционными, так и восточными темами, изображая жизненный путь Пророка как двойственную аллегорию завоеваний Наполеона. Р. Саути не стал исключением. Цель данной статьи - показать эволюцию взглядов Р. Саути на восток в целом и на ислам в частности. В 1801 году была опубликована одна из самых важных работ Р. Саути - поэма «Талаба-разрушитель». «Талаба-разрушитель» - первая работа Р. Саути, в которой он предпринял попытку изобразить все мифологии мира в эпической форме. Также этот труд Р. Саути свидетельствует о растущей политической ортодоксальности мыслителя, через несколько лет он перейдет от откровенного якобинского радикализма к консерватизму тори. «Талаба-разрушитель» стал трудом Р. Саути, появившимся на пороге его меняющихся взглядов. Юношеский интерес Р. Саути к политическому просвещению и желанию изменения общества не был потерян окончательно. К двадцати шести годам у Р. Саути начинает формироваться все более консервативный взгляд. Он признает ценность и важность культуры своей страны для всего мира. Основным источником для автора статьи является личная переписка Р. Саути, а также поэма «Талаба-разрушитель». Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. В заключении статьи делается вывод о том, что интерес Р. Саути к исламу прошел долгий путь становления, развития и угасания. Условно его можно разделить на три последовательных этапа: 1) интерес к жизни Мухаммеда; 2) отказ от совместной работы с С. Т. Кольриджем над эпосом «Бегство и возвращение Мухаммеда» в 1800 г., за которым последовала большая самостоятельная работа над поэмой «Талаба-разрушитель»; 3) консервативное отрицание ислама, приобщение к традициям Церкви Англии. Автор приходит к выводу, что «Талаба-разрушитель» стал работой Р. Саути, продвигающей имперскую политику Великобритании за рубежом. Р. Саути продолжал осторожно включать коранические мотивы в свои стихи, однако в конце концов он отказался от изучения и популяризации ислама, став консервативным защитником Церкви Англии и государства.
В данной статье рассматриваются вопросы развития первого высшего учебного заведения республики - Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в начале 1950-х годов. Работа по изучению истории института является важным показателем бережного отношения к богатому историческому наследию становления и развития системы высшего профессионального образования в регионе. Целью статьи является изучение наиболее важных событий в жизни института в начале 1950-х годов, определение вклада руководителя и преподавателей института в подготовку педагогических кадров, выявление достижений в области научно-исследовательской деятельности. В работе использованы вводимые в научный оборот документы Государственного архива Республики Марий Эл и архива Марийского государственного университета, опубликованные материалы и научная литература по истории института. Методологической основой работы послужили принципы диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа. Использовались специальные исторические методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, историко-биографический. Статья позволяет расширить представление о деятельности педагогического института в начале 1950-х годов. В этот период директором института был опытный руководитель С. А. Коробов, который вместе с педагогическим коллективом внес большой вклад в поступательное развитие вуза. Рост научной квалификации преподавательских кадров способствовал заметному оживлению научно-исследовательской деятельности института. Крупным событием в жизни института стало открытие факультета иностранных языков. Большое внимание в процессе профессиональной подготовки студентов отводилось педагогической практике. В это время зарождается традиция организации и проведения встреч выпускников, в ходе которых они получили возможность для тесного общения и обмена педагогическим опытом.
В статье представлены история и экономические данные о деятельности Белорецкого чугуноплавильного и железоделательного завода Оренбургской губернии в начале XX века. Проанализированы статистические материалы о Белорецком заводе за 1900-1910 годы. В исследовании предпринята попытка раскрыть историю и показать экономическое положение Белорецкого завода в начале XX века. В ходе исследования приведены общие сведения о заводе, показаны структура и деятельность горнозаводского хозяйства. В период экономического кризиса 1900-1903 гг. и последующей промышленной депрессии завод оказался в тяжелом положении. В 1900-1901 годах было реализовано 19% чугуна, с 1902 г. продажа чугуна прекратилась. В начале XX в. на Белорецком заводе из 3 доменных печей действовала одна, в 1904 г. были прекращены пудлинговое, в 1907 г. - кричное производства, сокращена заготовка дров и древесного угля, а также прекращена добыча руды. В ходе революции 1905-1907 гг. на заводе неоднократно проводились забастовки, митинги и демонстрации. С наступлением нового промышленного подъема Белорецкий завод нарастил производство стали. Одновременно на Белорецком заводе продолжался процесс модернизации завода, осуществлена перестройка энергетического хозяйства, построена электростанция, в доменном цехе установлены электрические подъемники, в прокатных цехах - прокатные станы, оборудованные электромоторами. В 1908 году на заводе была запущена третья мартеновская печь. В 1911-1913 годах построена узкоколейная железная дорога Белорецк - станция Запрудная, соединившая Белорецкий завод с Самаро-Златоустовской железной дорогой. В результате анализа статистических сведений по Белорецкому заводу выявлено снижение объемов производства кричного и пудлингового железа, выплавки чугуна.
С точки зрения отображения общественно-политических изменений, взаимоотношений власти и общества в годы перестройки несомненный интерес вызывает ориентированная на молодежь газета «Молодой ленинец». Изучение актуальности проблематики публикаций и расстановки в них акцентов способствовало выявлению состояния общества и происходивших на рубеже ХХ-XXI вв. процессов. Анализ позволил установить, что в 1985-1987 гг. газета слабо влияла на процессы перестройки, тематика публикаций и подача материалов оставались в русле сложившихся традиций. Изменения проявились в увеличении описания негативных явлений (пьянства, краж, хищений государственной собственности и т. п.), а также в показе первых, не приводящих к заметным результатам, экономических реформ. В 1988-1989 годы появляются материалы, освещающие внедрение арендного подряда и самофинансирования предприятий, проведения выборов руководящих работников на альтернативной основе, особо актуальным становится описание организованной преступности среди молодежи и подростков. Главным новшеством 1990-1991 гг. стал показ острой борьбы за власть, ее потеря коммунистами (отстранение А. И. Березина от должности Председателя Верховного Совета МАССР и первого секретаря обкома партии) и обретение демократами (ставшим первым и последним Президентом МССР В. Д. Гуслянниковым), роли в этом Саранского городского исполкома народных депутатов.
Юбилейные даты начала и окончания Первой мировой войны - 2014 и 2018 годы, ознаменовались ростом интереса к событиям тех лет не только в зарубежной, но и в российской историографии. Публиковались ранее неизвестные архивные материалы, состоялись юбилейные конференции, появилось значительное число исследований, проведенных в русле новейших методологических подходов. В последнее время вопросы сохранения памяти о Первой мировой войне приобретают особую актуальность в связи с тем, что ушли из жизни последние «носители коллективной памяти» о ней - очевидцы и участники событий. При всей изученности темы значительные лакуны сохраняются в изучении событий времен Первой мировой войны в тех регионах, где не проходило военных действий. К тыловым регионам относится территория Марийского края и, в частности, его столица - город Царевококшайск / современная Йошкар-Ола. В данной публикации представлены результаты исследования «мест памяти» в столице Марийской республики, сохранившие коллективную память о событиях времен Первой мировой войны и появившиеся в результате различных коммеморативных практик. Исследование было проведено с применением концепции французского ученого П. Нора о «коммеморативной эпохе» и «местах памяти». Предмет исследования - «места памяти» и формы коммеморации Первой мировой войны на территории Йошкар-Олы; цель статьи - выявление и систематизация «мест памяти», которые хранят и формируют коллективную память о Первой мировой войне в дореволюционном Царевококшайске и современной Йошкар-Оле. В соответствии с методологией исторической памяти и концепции П. Нора автор статьи предпринимает попытку систематизации таких мест и выделяет несколько групп мемориальных объектов: некрополи, памятники истории и архитектуры, визуальные источники; артефакты семейных архивов; исследования краеведов и профессиональных историков, литературные произведения.
В начале прошлого столетия в истории нашей страны национальный вопрос стал одним из острейших во внутренней политике. Механизмы его решения искали также в опыте других стран. В статье анализируются позиции российской общественности к законопроекту гомруля в Ирландии. Актуальность исследованию придает приближающееся 110-летие принятия Вестминстером билля о гомруле в сентябре 1914 года. Основными источниками послужили материалы «толстых журналов» начала ХХ века. Исследование строится главным образом на историко-генетическом и историко-сравнительном методах. В статье анализируются позиции либеральной, социал-демократической и консервативной общественной мысли на события в Ирландии и Англии, вызванные кризисом вокруг обсуждения проекта гомруля. Традиционно ирландский вопрос вызывал сочувствие в российском обществе. В исследовании показано, что для российских публицистов положение Ирландии было созвучно ситуации в Царстве Польском, поэтому опыт гомруля рассматривался как одна из схем наделения автономией польских территорий. Российские либералы видели в государственной системе управления Англии и проекте гомруля реальные механизмы, которые могли быть использованы в своей стране. Положения гомруля обсуждались в рамках молодого российского конституционализма. Российские консерваторы высказывали больше сочувствия жителям Ольстера. Для социалистов ирландские события являлись возможностью использования косвенной критики своего правительства.
В настоящей статье рассматривается деятельность местных органов Корпуса жандармов в Северо-Западном крае Российской империи в 1866-1890-х годах, а также угрозы не только общественной, но и государственной безопасности. Цель автора статьи - анализ деятельности местной жандармерии по обеспечению внутренней безопасности в Северо-Западном крае Российской империи. Для достижения поставленной цели был проведен анализ неопубликованных документов из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного исторического архива, а также опубликованных материалов. В качестве объекта исследования выступает политика местных органов исполнительной власти в области обеспечения государственной и общественной безопасности в регионе. Перечисляется комплекс полицейско-политических мер, взятых в дальнейшем на вооружение органами исполнительной власти в деле борьбы с революционным народническим, а затем с рабочим движением. Приводятся примеры участия жандармского корпуса как в борьбе с революционным подпольем, так и с открытыми проявлениями протестного характера. В работе использованы ретроспективный, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, а также общенаучные методы исследования. Выводы базируются на данных архивных источников, воспоминаний современников событий и ряда современных исследователей проблемы. Данное исследование углубляет имеющиеся в отечественной историографии сведения по данному вопросу. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что жандармерия края сыграла немаловажную роль в борьбе с революционным движением указанного периода, находя эффективные ответы на угрозы внутренней безопасности вплоть до падения монархии в России в 1917 году.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru