Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_114
- eLIBRARY ID
- 67996963
«Маш ботой» переводится как «Ловкий наигрыш». Отметим, что программность в кыргызской инструментальной музыке как выражение содержательной стороны музыки и существенный фактор, оказывающий глубокое воздействие на слушателя, играет немаловажную роль и в становлении формы инструментальных пьес. «Маш» — «машыгуу», «машык» — означает «тренироваться», «упражняться», «совершенствоваться», в данном случае даёт установку слушателю на бесконечное совершенствование, обновление и оттачивание мастерства. Следует отметить и такую особенность мелодического строения кыргызских народных инструментальных куу, как изложение тематизма.
Список литературы
1. Бурштин М. Г. Фортепиано учун пьесалар: Жыйнак. Фрунзе: Кыргызстан басмасы, 1988. С. 33-41.
Burshtin M. G. P’esy dlya fortepiano: Sbornik [Piano Pieces: Collection]. Frunze, Kyrgyzstan basmasy, 1988, pp. 33-41. (In Kyrgyz).
2. Виноградов В. С. Киргизские народные музыканты и певцы. М.: Советский композитор, 1972. 96 с.
Vinogradov V. S. Kirgizskie narodnye muzykanty i pevtsy [Kyrgyz Folk Musicians and Singers]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1972, 96 p. (In Russ.).
3. Виноградов В. С. Музыка Советской Киргизии. М.: Полиграфкнига, 1939. 136 c.
Vinogradov V. S. Muzyka Sovetskoy Kirgizii [Music of Soviet Kyrgyzstan]. Moscow, Poligrafkniga, 1939, 136 p. (In Russ.).
4. Затаевич А. В. Киргизские инструментальные пьесы и напевы. М.: Советский композитор, 1971. 425 c.
Zataevich A. V. Kirgizskie instrumental’nye p’esy i napevy [Kyrgyz Instrumental Pieces and Melodies]. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1971, 425 p. (In Russ.).
5. Корпобаева М. К. Культурологический аспект кыргызского инструментального жанра куу. Автореф. дис. … канд. искусствоведения. Бишкек, 2023. 26 c.
Korpobaeva M. K. Kulturologicheskiy aspekt kyrgyzskogo instrumental’nogo zhanra kuu [Culturological Aspect of the Kyrgyz Instrumental Genre Kuu]. Abstract of PhD thesis. Bishkek, 2023, 26 p. (In Russ.).
6. Склютовская Т. М. Киргизская камерно-инструментальная музыка. Фрунзе: Адабият, 1989. 126 c.
Sklyutovskaya T. M. Kirgizskaya kamerno-instrumental’naya muzyka [Kyrgyz Chamber-Instrumental Music]. Frunze, Adabiyat, 1989, 126 p. (In Russ.).
7. Слезко А. Е. Вопросы формообразования в киргизской народной инструментальной музыке. Автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: МГК, 1977. 25 c.
Slezko A. E. Voprosy formoobrazovaniya v kirgizskoy narodnoy instrumental’noy muzyke [Questions of Form in Kyrgyz Folk Instrumental Music]. Abstract of PhD thesis. Moscow, Moskovskaya konservatoriya, 1977, 25 p. (In Russ.).
8. Сохор А. Н. Национальное и современное в советской музыке // Музыкальный современник. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1973. С. 24.
Sokhor A. N. Natsional’noe i sovremennoe v sovetskoy muzyke [National and Contemporary in Soviet Music]. Muzykal’nyy sovremennik. Vol. 1. Moscow, Sovetskiy kompozitor, 1973, p. 24. (In Russ.).
9. Э.Ф. Галимзянова.
10. Э.Ф. Галимзянова.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011