Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_9
- eLIBRARY ID
- 67996954
Столь пространный историко-теоретический экскурс обусловлен необходимостью очертить круг проблематики, значимой для последующего изложения. Отличия русской культуры XIX века (прежде всего музыкальной) от культуры предшествовавшего XVIII века объясняются переходом российского общества из одной стадии культурного развития в другую, а именно: из позднесредневековой (XVII–XVIII века) в новоевропейскую (XIX век)3. Запоздалость в России периода позднего Средневековья обусловила многие специфические черты русской культуры XIX века — культуры новоевропейской по своему содержанию, но отмеченной наличием многих «средневековых» пережитков.
Список литературы
1. Избранные русские канты XVIII века / Публ., предисл. и коммент. В. С. Копыловой. Л.: Музыка, 1983. 80 с.
Izbrannye russkie kanty XVIII veka [Selected Russian cants of the 18th century]. Ed. V. S. Kopylova. Leningrad, Muzyka, 1983, 80 p. (In Russ.).
2. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. 376 с.
Kvjatkovskij A. P. Pojeticheskij slovar’ [Poetic dictionary]. Moscow, Sovetskaja jenciklopedija, 1966, 376 p. (In Russ.).
3. Костюковец Л. Ф. Кантовая культура в Белоруссии. Минск: Вышайшая школа, 1975. 96 с.
Kostjukovec L. F. Kantovaja kul’tura v Belorussii [Cant culture in Belarus]. Minsk, Vyshajshaja shkola, 1975, 96 p. (In Russ.).
4. Кудрявцев А. В. Восточнославянский кант: вопросы типологизации и генезиса // Русская музыка XVIII-XX веков: Культура и традиции. Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. А. В. Кудрявцев. Казань: КГК, 2003. С. 121-150. EDN: TCAESV
Kudrjavcev A. V. Vostochnoslavjanskij kant: voprosy tipologizacii i genezisa [East Slavic Cant: questions of typology and genesis].Russkaja muzyka XVIII-XX vekov: Kul’tura i tradicii. Ed. A. V. Kudrjavcev. Kazan’, Kazanskaja konservatorija, 2003, pp. 121-150. (In Russ.).
5. Кудрявцев А. В. Силлабика в музыкально-поэтической традиции русского города XVIII века // Музыка. Искусство, наука, практика. 2014. № 1 (5). С. 7-26. EDN: RZFZEN
Kudrjavcev A. V. Sillabika v muzykal’no-pojeticheskoj tradicii russkogo goroda XVIII veka [Syllabic in the musical and poetic tradition of the Russian city of the 18 century]. Music. Art, research, practice. 2014, no. 1 (5), pp. 7-26. (In Russ.). EDN: RZFZEN
6. Сборник кантов XVIII века / Публ. и коммент. Т. Н. Ливановой. М.: Госмузиздат, 1952. 136с.
Sbornik kantov XVIII veka [Collection of cants of the 18th century]. Ed. T. N. Livanova. Moscow, Gosmuzizdat, 1952, 136 p. (In Russ.).
7. 100 русских песен, записанных с народного напева и аранжированных для одного голоса с аккомпанементом фортепиано К. Вильбоа / Ред. Ап. Григорьева. М.: Гутхейль, 1894. 158 с.
100russkih pesen, zapisannyh s narodnogo napeva i aranzhirovannyh dlja odnogo golosa s akkompanementom fortepiano K. Vil’boa [100 Russian songs recorded from a folk tune and arranged for one voice with piano accompaniment by K. Vilboa]. Ed. Ap. Grigor’eva. Moscow, Guthejl’, 1894, 158 p. (In Russ.).
8. Харлап М. Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки // Ранние формы искусства: Сборник статей / Cост. С. Ю. Неклюдов; отв. ред. Е. М. Мелетинский. М.: Искусство, 1972. С. 220-273.
Harlap M. G. Narodno-russkaja muzykal’naja sistema i problema proishozhdenija muzyki [Folk-Russian musical system and the problem of the origin of music]. Rannie formy iskusstva: Sbornik statej. Ed. S. Ju. Nekljudov, E. M. Meletinskij. Moscow, Iskusstvo, 1972, pp. 220-273. (In Russ.).
9. Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986. 104 с.
Harlap M. G. Ritm i metr v muzyke ustnoj tradicii [Rhythm and meter in the music of the oral tradition]. Moscow, Muzyka, 1986, 104 p. (In Russ.).
10. Харлап М. Г. Тактовая система музыкальной ритмики // Проблемы музыкального ритма: Сборник статей / Сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1978. С. 48-104.
Harlap M. G. Taktovaja sistema muzykal’noj ritmiki [Bar system of musical rhythm]. Problemy muzykal’nogo ritma: Sbornik statej. Ed. V. N. Holopova. Moscow, Muzyka, 1978, pp. 48-104. (In Russ.).
11. Холопова В. Н. К вопросу о специфике русского музыкального ритма (Русские музыкальные дактили и пятидольники) // Проблемы музыкального ритма: Сборник статей / Сост. В. Н. Холопова. М.: Музыка, 1979. С. 164-228.
Holopova V. N. K voprosu o specifike russkogo muzykal’nogo ritma (Russkie muzykal’nye daktili i pjatidol’niki) [On the issue of the specifics of Russian musical rhythm (Russian musical dactyls and pentads)]. Problemy muzykal’nogo ritma: Sbornik statej. Ed. V. N. Holopova. Moscow, Muzyka, 1979, pp. 164-228. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011