«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_26
- eLIBRARY ID
- 67996955
Первый из известных образцов религиозного гимна «Богородица» происходит из польского города Кцыня и датируется 1407 годом. В связи с этим его называют «Кцыньским» или «первым Краковским». Текст был записан на задней вклейке собрания латинских проповедей, скопированных викарием Мацеем из Грохова2 [См.: 13. S. 3]. В нём содержатся две первые стихотворные строфы. В связи с этим польские учёные датируют происхождение гимна XIII–XIV веками3 (см. пример 1).
Список литературы
1. Бондаренко Е. С. История белорусской музыкальной культуры до XX века: Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ, 2007. 73 c.
Bondarenko E. S. Istorija belorusskoj muzykal’noj kul’tury do XX veka [Belorussian musical history until the 20th century]. Minsk, BGPU, 2007, 73 p. (In Russ.).
2. Мейер К. Дмитрий Шостакович: Жизнь, творчество, время / Пер. с нем. Е. Гуляевой. СПб.: Композитор, 1998. 559 c.
Mejer K. Dmitrij Shostakovich: Zhizn’, tvorchestvo, vremja [Dmitry Shostakovich: Life, creativity, time]. Trans. E. Guljaeva. Saint Petersburg, Kompozitor, 1998, 559 р. (In Russ.).
3. Славянамоўная паэзiя Вялiкага Княства Лiтоўскага XVI-XVIII ст. / Уклад., прадм. i камент. А. У. Бразгунова. Минск: НАН Беларусi, Iн-т мовы i лiт. Iмя Я. Коласа i Я. Купалы, 2011. 901 c. Slavjanamoўnaja pajezija Vjalikaga Knjastva Litoўskaga XVI-XVIII st. [Slavic-language poetry of the Grand Duchy of Lithuania of the 16th-18th centuries]. Ed. A. U. Brazgunova. Minsk, NAN Belarusi, In-t movy i lit. Imja Ja. Kolasa i Ja. Kupaly, 2011, 901 р. (In Belarusian).
4. Birkenmajer J. Bogarodzica Dziewica. Analiza tekstu, treści i formy. Lwów: Filomata,1937. 191 s.
Birkenmajer J. Bogarodzica Dziewica. Analiza tekstu, treści i formy [The Virgin Mary. Analysis of text, content and form]. Lwów, Filomata,1937, 191 р. (In Polish).
5. Bolesławska B. The Life and Works of Andrzej Panufnik (1914-1991) / Trans. R. Reisner. Farnham: Ashgate, 2015. 335 p.
Bolesławska B. The Life and Works of Andrzej Panufnik (1914-1991). Trans. R. Reisner. Farnham, Ashgate, 2015, 335 p. (In Engl.).
6. Feicht H. Bogurodzica // Studia nad muzyką polskiego renesansu i baroku / Red. oprac. Z. Lissa. Kraków: PWM, 1975. S. 187-232.
Feicht H. Bogurodzica [Bogurodzica]. Studies on the music of the Polish Renaissance and Baroque. Ed. Z. Lissa. Kraków, PWM, 1975, pp. 187-232. (In Polish).
7. Feicht H. Polska pieśń średniowieczna // Studia nad muzyką polskiego renesansu i baroku / Red. oprac. Z. Lissa. Kraków: PWM, 1975. S. 361-388.
Feicht H. Polska pieśń średniowieczna [Polish medieval song]. Studies on the music of the Polish Renaissance and Baroque. Ed. Z. Lissa. Kraków, PWM, 1975, pp. 361-388. (In Polish).
8. Gibowski A. O. Symfonia na trudne czasy. Rozmowa z Krzysztofem Meyerem. Opublicowano 18 marca 2016. Режим доступа: https://kulturaupodstaw.pl/symfonia-na-trudne-czasy/ (Дата обращения: 18 апреля 2024).
Gibowski A. O. Symfonia na trudne czasy. Rozmowa z Krzysztofem Meyerem [A symphony for difficult times.Interview with Krzysztof Meyer]. Available at: https://kulturaupodstaw.pl/symfonia-na-trudne-czasy/(Accessed: 18 April, 2024). (In Polish).
9. Gloger Z. Encyklopedia staropolska ilustrowana. T. 1. Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900. 330 s.
Gloger Z. Encyklopedia staropolska ilustrowana [Old Polish Illustrated Encyclopedia]. Vol. 1. Warszawa, Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1900, 330 р. (In Polish).
10. Gloger Z. Encyklopedia staropolska ilustrowana. T. 3. Warszawa: Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1902. 350 s.
Gloger Z. Encyklopedia staropolska ilustrowana [Old Polish Illustrated Encyclopedia]. Vol. 3. Warszawa, Druk P. Laskauera i W. Babickiego, 1902, 350 р. (In Polish).
11. Hall B. Andrzej Panufnik and His Sinfonia Sacra // Tempo. Winter 1964-1965. № 71. S. 14-22.
Hall B. Andrzej Panufnik and His Sinfonia Sacra. Tempo. Winter 1964-1965, no. 71, pp. 14-22. (In Engl.).
12. Janion M. Niesamowita Słowiańszczyzna: fantazmaty literatury. Kraków: Wydaw Literackie, 2017. 357 s.
Janion M. Niesamowita Słowiańszczyzna: fantazmaty literatury [The incredible Slavic language: phantasms of literature]. Kraków, Wydaw Literackie, 2017, 357 р. (In Polish).
13. Korolko M. Średniowieczna pieśń religijna polska. Wrocław: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1980. 287 s.
Korolko M. Średniowieczna pieśń religijna polska [Medieval Polish religious song]. Wrocław, Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1980, 287 р. (In Polish).
14. Książka programowa XXVII MFMW “Warszawska Jesień”. Warszawa, 1984. 264 s.
Książka programowa XXVII MFMW “Warszawska Jesień” [Program book of the 27th IFMW “Warsaw Autumn”]. Warszawa, 1984, 264 р. (In Polish).
15. Mazurkiewicz R. Deesis. Idea wstawiennictwa Bogurodzicy i św. Jana Chrzciciela w kulturze średniowiecznej. Kraków: Wydawnictwo Literackie, 2012. 346 s.
Mazurkiewicz R. Deesis. Idea wstawiennictwa Bogurodzicy i św. Jana Chrzciciela w kulturze średniowiecznej [Deesis. The idea of the intercession of the Theotokos and Saint John the Baptist in medieval culture]. Kraków, Wydawnictwo Literackie, 2012, 346 р. (In Polish).
16. Panufnik A. Andrzej Panufnik: Biography, List of Works, Discography, Articles, Notes on All Compositions in Chronological Order. Unpublished (Housed in Panufnik Archives, Twickenham), 1985. Фрагмент опубликован издательством Boosey & Hawkes. Режим доступа: https://www.boosey.com/cr/music/Andrzej-Panufnik-Sinfonia-Sacra-Symphony-No-3/234 (Дата обращения: 18 апреля 2024).
Panufnik A. Andrzej Panufnik: Biography, List of Works, Discography, Articles, Notes on All Compositions in Chronological Order. Unpublished (Housed in Panufnik Archives, Twickenham), 1985. Excerpt published by Boosey & Hawkes. Available at: https://www.boosey.com/cr/music/Andrzej-Panufnik-Sinfonia-Sacra-Symphony-No-3/234 (Accessed: 18 April, 2024). (In Engl.).
17. Thomas A. Górecki. Oxford Studies of Composers. Oxford: Clarendon Press, 1997. 212 p.
Thomas A. Górecki. Oxford Studies of Composers. Oxford, Clarendon Press, 1997, 212 p. (In Engl.).
18. Thomas A. Górecki. Kraków: PWM, 1998. 236 s.
Thomas A. Górecki. Kraków, PWM, 1998, 236 р. (In Polish).
19. Woronczak J. W sprawie dodatków do “Bogurodzicy” // Pamiętnik Literacki: czasopismo kwartalne poświęcone historii i krytyce literatury polskiej. 1955. № 3(46). S. 138-143.
Woronczak J. W sprawie dodatków do “Bogurodzicy” [Regarding supplements to “Bogurodzica”]. Pamiętnik Literacki: czasopismo kwartalne poświęcone historii i krytyce literatury polskiej. 1955, no. 3(46), pp. 138-143. (In Polish).
20. Wyrzykowski A. Geneza “Bogarodzicy” // Kronika Diecezji Sandomierskiej. 1922. № 4. S. 49-57.
Wyrzykowski A. Geneza “Bogarodzicy” [The origins of the “Bogarodzica”]. Kronika Diecezji Sandomierskiej. 1922, no. 4, pp. 49-57. (In Polish).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011