В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_107
- eLIBRARY ID
- 67996962
Духовным фундаментом творчества Тань Дуня служат китайские философские учения. Пронизывающая его сочинения даосская идея гармонии между человеком и природой (天人合) «кристаллизовалась» в так называемой «органической музыке», предполагающей использование природных материалов. С установкой «всё является отражением себя», глубоко воспринятой им из дзен-буддизма [См.: 4], связано его чуткое внимание к искусству своей родины, например, воплощение шаманских ритуалов, в чём усматриваются корни театрализации его инструментальных опусов.
Список литературы
1. Акопян Л. О. Тан Дун. Режим доступа: https://hakobian-mlc.sias.ru/personalities/tan-dun (Дата обращения: 10 мая 2024).
Akopyan L. O. Tan Dun [Tan Dun]. Available at: https://hakobian-mlc.sias.ru/personalities/tan-dun (Accessed: 10 May 2024). (In Russ.).
2. Долинская Е. Б. Фортепианный концерт в русской музыке ХХ столетия. М.: Композитор, 2005. 560 с.
Dolinskaja E. B. Fortepiannyj koncert v russkoj muzyke XX stoletija [Piano concerto in Russian music of the 20th century]. Moscow, Kompozitor, 2005, 560 p. (In Russ.).
3. Пэн Чэн. Ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в творчестве китайских композиторов XX века. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. 220 с.
Pen Chen. Ladovaya sistema yun-gun-dyao i ee pretvorenie v tvorchestve kitayskikh kompozitorov XX veka [The yun-gong-diao scale system and its realization in the works of Chinese composers of the 20th century]. Saint Petersburg, Kompozitor, 2013, 220 p. (In Russ.).
4. Россия Культура. Энигма. Тан Дун. Режим доступа: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/60307/episode_id/2222831 (Дата обращения: 10 мая 2024).
Rossiya Kultura. Enigma. Tan Dun [Russia Culture. Enigma. Tan Dun.]. Available at: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/60307/episode_id/2222831 (Accessed: 10 May 2024). (In Russ.).
5. Синельникова О. В. Восток и Запад в мультимедийных проектах Тан Дуна // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 53. С. 157-172. EDN: ZDEOEJ
Sinelnikova O. V. Vostok i Zapad v multimediynykh proektakh Tan Duna [East and West in Tan Dun’s multimedia projects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts]. 2020, no. 53, pp. 157-172. (In Russ.). EDN: ZDEOEJ
6. Холопова В. Н. Китайский музыкальный авангард: от Сан Туна до Тан Дуна // М. Е. Тараканов. Человек и Фоносфера. Воспоминания. Статьи / Ред.-сост. Е. М. Тараканова. М.: Алетейя, 2003. С. 243-251.
Holopova V. N. Kitajskij muzykal’nyj avangard: ot San Tuna do Tan Duna [Chinese musical avant-garde: from San Tun to Tan Dun]. M. E. Tarakanov: Chelovek i Fonosfera. Vospominaniya. Stat’i. Ed. E. M Tarakanova. Moscow, Aletejya, 2003, pp. 243-251. (In Russ.).
7. Юнусова В. Н. Тань Дунь “Герой”: музыка к фильму и Концерт // Музыка в пространстве медиакультуры: Сборник статей / Ред. кол.: Т. Ф. Шак, М. Л. Караманова, А. Н. Ситалова. Краснодар: КГИК, 2021. С. 14-16.
Yunusova V. N. Tan Dun “Geroy”: muzyka k filmu i Kontsert [Tan Dun “Hero”: Music for the movie and Concert]. Muzyka v prostranstve mediakultury. Digest of articles / Ed. T. F. Shak, M. L. Karmanova, A. N. Sitalova. Krasnodar, KGIK, 2021, pp. 14-16. (In Russ.).
8. Leung Cecilia. Tan Dun’s Piano Concerto to receiveits UK premiere by Lang Lang in April // International Piano. 25 January 2010. P. 2-3. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20110428031239/http://www.langlang.com/sites/langlang.com/files/pressmaterials/pdf/intpiano2 (Дата обращения: 10 мая 2024).
Leung Cecilia. Tan Dun’s Piano Concerto to receiveits UK premiere by Lang Lang in April //International Piano. 25 January 2010. P. 2-3. Available at: https://web.archive.org/web/20110428031239/http://www.langlang.com/sites/langlang.com/files/pressmaterials/pdf/intpiano2 (Accessed: 10 May 2024). (In Engl.).
9. 李西安,瞿小松,叶小钢,谭盾. 现代音乐思潮对话录. 人民音乐. 1986年. 第6版. 12-18页.
Ли Сиань, Чжай Сяосон, Е Сяоган, Тань Дунь. Диалог тенденций современной музыки. Народная музыка, 1986. Вып. 6. С. 12-18.
Lǐ Xī‘ān, Zhaí Xiǎocōng, Yè Xiǎogāng, Tán Dùn. Xiàndài yīnyuè sīcháo duìhuàlù. [Modern music trends dialogue]. Folk music. 1986, no. 6, pp. 12-18. (In Chinese).
10. 中国新闻网: 以钢琴想象武术 郎朗纽约首演谭盾钢琴协奏曲. 2008. Available at: https://www.chinanews.com.cn/hr/mzhrxw/news/2008/04-09/1215484.shtml. (访问日期: 2024年5月10日). [Новости Китая: Представляя боевые искусства на фортепиано, Ланг Ланг исполняет премьеру фортепианного концерта Тань Дуня в Нью-Йорке. Режим доступа: https://www.chinanews.com.cn/hr/mzhrxw/news/2008/04-09/1215484.shtml (Дата обращения: 10 мая 2024)].
Zhōng guó xīn wén wǎng: yǐ gāng qíng xiǎng xiàng wǔ shù Láng Láng niǔ yuē shóu yǎn Tán Dùn gāng qíng xié zhoù qǔ [Representing martial arts on the piano, Lang Lang performs the New York premiere of Tan Dun’s Piano Concerto]. Available at: https://www.chinanews.com.cn/hr/mzhrxw/news/2008/04-09/1215484.shtml (Accessed: 10 May 2024). (In Chinese).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011