Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_99
- eLIBRARY ID
- 67996961
Сегодня в Китае существуют фактически две системы пения — традиционная и европейская на основе bel canto. «Ситуацию исполнения разной музыки разными вокальными техниками в Китае можно считать феноменом современной мировой музыкальной культуры», — отмечает Чжао Мэн в диссертации о подготовке оперных исполнителей [13]. Европейская вокальная система внедряется в практику обучения в связи с поворотом китайской оперы к оперному наследию во второй половине ХХ века.
Список литературы
1. Лю Цзайшен. Краткая история китайской музыки новой музыкальной эпохи (1840-1949). Пекин: Народное музыкальное издательство, 2009. 569 с.
Lyu Czaishen. Kratkaya istoria kitajskoj novoj muzykal’noj epohi (1849-1949). [A Brief History of Chines Music of New Musical Era (1849-1949)]. Pekin, Narodnoe muzykal’noe izdatel’stvo, 2009, 569 р. (In Chinese).
2. Лю Цзин Чжи. История новой китайской музыки. Гонконг: Издательство Китайского университета, 2009. 853 с.
Lyu Czin Chzhi. Istoriya novoj kitajskoj muzyki. [History of new Chinese music]. Gonkong, Izdatel’stvo kitajskogo universiteta, 2009, 853 p. (In Chinese).
3. Лю Цзин Чжи. Плагиат, имитация, трансплантация // Нанкин: Вестник Нанкинского института искусств. 2000. № 4. С. 6-9.
Lyu Czin Chzhi. Plagiat, imitaciya, transplantaciya [Plagiarism, imitation, transplantation]. Nankin: Vestnik Nankinskogo instituta iskusstv. 2000, no. 4, pp. 6-9. (In Chinese).
4. Лян Маочун. Китайская музыка нашего времени (1949-1989). Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории, 2004. 257 c.
Lyan Maochun. Kitajskaya muzyka nashego vremeni (1949-1989). [Chinese music of our time (1949-1989)]. Shanhaj, Izdatel’stvo Shanhajskoj konservatorii, 2004. 257 p. (In Chinese).
5. Официальный сайт Шанхайской государственной консерватории. Список лауреатов - учеников профессора Чжоу Сяоянь и Оперного центра Чжоу Сяоянь. Режим доступа: http://www.shcmusic.edu.cn /view_22.aspx?cid=320& ppid=27&id=1&navindex=0 (Дата обращения: 1 марта 2024).
Oficial’nyj sajt Shanhajskoj gosudarstvennoj konservatorii. Spisok laureatov - uchenikov professora Chzhou Sjaojan’ i Opernogo centra Chzhou Sjaojan’ [Official website of the Shanghai State Conservatory. List of laureates - students of Professor Zhou Xiaoyan and the Zhou Xiaoyan Opera Center]. Available at: http://www.shcmusic.edu.cn/view_22.aspx?cid=320& ppid=27&id=1&navindex=0 (Accessed: March 01, 2024). (In Chinese, In Engl.).
6. Сюй Сунцзэ. Жанрово-стилистические особенности китайской традиционной музыки в аспекте музыкального восприятия. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. СПб., 2023. 24 с.
Syuj Suncze. Zhanrovo-stilisticheskie osobennosti kitajskoj tradicionnoj muzyki v aspekte muzykal’nogo vospriyatiya [Genre and stylistic features of Chinese traditional music in the aspect of musical perception]. Abstract of PhD thesis. Saint Petersburg, 2023, 24 р. (In Russ.).
7. Ту Дунь. Паралелï художнього розвитку оперного театру Европи та Китаю. Автореф. … дис. канд. мистецтвознавства. Одесса, 2010. 16 с.
Tu Dun’. Paralelï hudozhn’ogo rozvitku opernogo teatru Evropi ta Kitayu [Parallels of artistic development of theater in Europe and China]. Abstract of PhD thesis. Odessa, 2010, 16 p. (In Ukrain.).
8. У Цзин Юй. Опера Дж. Пуччини “Турандот” сквозь призму китайской культуры. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2013. 13 с.
U Czin Yuj. Opera Dzh. Puchchini “Turandot” skvoz’ prizmu kitajskoj kul’tury [G. Puccini’s opera “Turandot” through the prism of Chinese culture]. Abstract of PhD thesis. Nizhnij Novgorod, 2013, 13 p. (In Russ.).
9. Хоу Цзянь. Художнiй свiт китайськоï народноï опери: дiалог культур. Автореф. … дис. канд. мистецтвознавства. Киïв, 2010. 18 с.
Hou Czyan’. Hudozhnij svit kitajs’koï narodnoï operi: dialog kul’tur [The artistic world of Chinese folk opera dialogue of cultures]. Abstract of PhD thesis. Kiïv, 2010, 18 p. (In Ukrain.).
10. Цзун Чжэн. Китайская опера ХХI века. Дис. … д-ра искусствоведения. СПб., 2023. 179 с.
Czun Chzhen. Kitajskaya opera XXI veka [Chinese Opera of the 21st Century]. Doctor’s degree dissertation. Saint Petersburg, 2023, 179 p. (In Russ.).
11. Цихун Цзюй. Сто лет китайской музыке (1900-2000 годы). М.: Шанс, 2015. 436 с.
Cihun Czyuj. Sto let kitajskoj muzyke (1900-2000 gody) [One hundred years of Chinese music (1900-2000)]. Moscow, Shans, 2015, 436 p. (In Russ.).
12. Чжан Кэу. Сяо Юмэй и его роль в становлении современного китайского музыкознания. Автореф. дис.. канд. искусствоведения. Нижний Новгород, 2017. 21 с. EDN: NITOUY
Chzhan Keu. Syao Yumei i ego rol’ v stanovlenii sovremennogo kitaiskogo muzykoznaniya [Xiao Yumei and his role in the development of modern Chinese musicology]. Abstract of PhD thesis. Nizhnii Novgorod, 2017, 21 p. (In Russ.). EDN: NITOUY
13. Чжао Мэн. Освоение основ европейской вокальной школы в процессе подготовки оперных исполнителей Китая. Дис. … канд. пед. наук. СПб., 2023. 151 с. EDN: PLGJFU
Chzhao Men. Osvoenie osnov evropejskoj vokal’noj shkoly v processe podgotovki opernyh ispolnitelej Kitaya [Mastering the fundamentals of the European vocal school in the process of training Chinese opera performers]. PhD thesis. Saint Peterburg, 2023, 151 p. (In Russ.). EDN: PLGJFU
14. Чэнь Ин. Адаптация европейских музыкальных традиций в Китае на примере “Школьной песни” // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 1(14). С. 10-13.
Chen’ In. Adaptaciya evropejskih muzykal’nyh tradicij v Kitae na primere “Shkol’noj pesni” [Adaptation of European musical traditions in China using the example of “School Song”]. Problemy muzykal’noj nauki. 2014, no. 1(14), pp. 10-13. (In Russ.).
15. Чэнь Ин. Китайская опера XX-XXI века: к проблеме освоения европейского опыта. Дис.. канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2015. 174 с. EDN: QAKGIF
Chen’ In. Kitajskaya opera XX-XXI veka: k probleme osvoeniya evropejskogo opyta [Chinese opera of the 20-21 century: to the problem of mastering the European experience]. Doctor’s degree dissertation. Rostov-na-Donu, 2015, 174 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011