Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_76
- eLIBRARY ID
- 67996959
Книга отразила поистине энциклопедический круг интересов Бузони. Мысли о музыке и её представителях здесь соседствуют с раздумьями об архитектуре, живописи, театре, поэзии; рассуждения об этюдах Листа и советы пианистам сменяются эстетическими декларациями, теоретическим обоснованием третьетоновой системы и критическими выпадами против рутинёров. Столь же разнообразны жанры, задействованные в этом объёмистом томе: статьи, эссе, воспоминания, рецензии, предисловия, послесловия, открытые письма, фрагменты частной переписки, полемические высказывания, афоризмы, драматические сценки и даже переводы на немецкий язык текста «Арии с шампанским» из «Дон Жуана» и Сонета № 123 Петрарки.
Список литературы
1. Бородин Б. Б. К вопросу изучения педагогической деятельности Ферруччо Бузони // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. № 4 (40). С. 71-81. EDN: CUZUEP
Borodin B. B. K voprosu izucheniya pedagogicheskoj deyatel’nosti Ferruchcho Buzoni [On the issue of studying the pedagogical activity of Ferruccio Busoni]. Music. Art, research, practice. 2022, no. 4 (40), pp. 71-81. (In Russ.). EDN: CUZUEP
2. Бородин Б. Б. Ферруччо Бузони: мысли о мастерстве композитора // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2021. Вып. 27. С. 24-30. EDN: DHFWZT
Borodin B. B. Ferruccio Busoni: mysli o masterstve kompozitora [Ferruccio Busoni: thoughts on the composer’s skill]. Muzyka v sisteme kul’tury: Nauchnyy vestnik Ural’skoy konservatorii. 2021, iss. 27, pp. 24-30. (In Russ.).
3. Бородин Б. Б. Ферруччо Бузони: по страницам книги “Единство музыки” // Pianoфорум. 2022. № 3 (51). С. 100-112.
Borodin B. B. Ferruchcho Buzoni: po stranicam knigi “Edinstvo muzyki” [Ferruccio Busoni: Through the pages of the book “The Unity of Music”]. Pianoforum. 2022, no. 3 (51), pp. 100-112. (In Russ.).
4. Бузони Ф. Эскиз новой эстетики музыкального искусства / Пер. В. Коломийцева. СПб.: Планета музыки, 2019. 40 с.
Busoni F. Eskiz novoi estetiki muzykal’nogo iskusstva [Sketch of a new aesthetics of musical art]. Trans. V. Kolomiitsev. Saint Petersburg, Planeta muzyki, 2019, 40 p. (In Russ.).
5. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
Gadamer H.-G. Istina i metod: osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and Method: Fundamentals of Philosophical Hermeneutics]. Moscow, Progress, 1988, 704 p. (In Russ.).
6. Цуккерман В. А. Соната си минор Ф. Листа. М.: Музыка, 1984. 112 с.
Zuckerman V. A. Sonata si minor F. Lista [Sonata in B minor by F. Liszt]. Moscow, Muzyka, 1984, 112 p. (In Russ.).
7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Т. XVIIIА (36). СПб.: Семёновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1896. 961 с.
Enciklopedicheskij slovar’ Brokgauza i Efrona [Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron]. Vol. XVIIIA (36). Saint Petersburg, Semenovskaya Typolitography (I. A. Efron), 1896. 961 p. (In Russ.).
8. Busoni F. Briefe an seine Frau. Erlenbach; Zürich; Leipzig: Rotapfel-Verlag, 1935. 404 S.
Busoni F. Briefe an seine Frau [Letters to his wife]. Erlenbach; Zürich; Leipzig, Rotapfel-Verlag, 1935, 404 р. (In German).
9. Busoni F. Lettere a Isidor Philipp. “Toute supériorité est un exil”. Roma: Ismez, 2005. 272 p.
Busoni F. Lettere a Isidor Philipp. “Toute supériorité est un exil” [Letter to Isidore Philipp. “All superior is an exile”]. Roma, Ismez, 2005, 272 p. (In French).
10. Busoni F. Selected Letters. New York: Columbia University Press, 1987. 446 p.
Busoni F. Selected Letters. New York, Columbia University Press, 1987, 446 p. (In Engl.).
11. Busoni F. Von der Einheit der Musik: von Dritteltönen und junger Klassizität, von Bühnen und Bauten und anschliessenden Bezirken. Berlin: M. Hesse, 1922. 386 S.
Busoni F. Von der Einheit der Musik: von Dritteltönen und junger Klassizität, von Bühnen und Bauten und anschliessenden Bezirken [About the unity of music: about third tones and young classicism, about stages and buildings and subsequent districts]. Berlin, M. Hesse, 1922, 386 р. (In German).
12. Dent E. J. Ferruccio Busoni: A Biography. London: Eulenburg Books, 1974. 368 p.
Dent E. J. Ferruccio Busoni: A Biography. London, Eulenburg Books, 1974, 368 p. (In Engl.).
13. Großmann S. Zum Anfang // Das Tage-Buch. 1920. Heft 1. S. 1.
Großmann S. Zum Anfang [At the beginning]. Das Tage-Buch. 1920, Notebook 1, р. 1. (In German).
14. Kastner R. Musikalisches Tage-Buch // Das Tage-Buch. 1920. Heft 37. S. 1217-1218.
Kastner R. Musikalisches Tage-Buch [Musical diary book]. Das Tage-Buch. 1920, Notebook 37, рр. 1217-1218. (In German).
15. Kastner R. Um Liszt // Das Tage-Buch. 1920. Heft 38. S. 1246-1248.
Kastner R. Um Liszt [About Liszt]. Das Tage-Buch. 1920, Notebook 38, рр. 1246-1248. (In German).
16. Knyt E. E. Ferruccio Busoni and His Legacy. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2017. 372 p.
Knyt E. E. Ferruccio Busoni and His Legacy. Bloomington; Indianapolis, Indiana University Press, 2017, 372 p. (In Engl.).
17. Levitz T. Ferruccio Busoni and his European circle in Berlin in the early Weimar Republic // Revista de Musicología. Vol. 16. №. 6. Del XV Congreso de la Sociedad Internacional de Musicología: Culturas Musicales Del Mediterráneo y sus Ramificaciones: Vol. 6. 1993. P. 3705-3721.
Levitz T. Ferruccio Busoni and his European circle in Berlin in the early Weimar Republic. Revista de Musicología. Vol. 16, no. 6. Del XV Congreso de la Sociedad Internacional de Musicología: Culturas Musicales Del Mediterráneo y sus Ramificaciones: Vol. 6, 1993, pp. 3705-3721. (In Engl.).
18. Sitsky L. Busoni and the Piano: The Works, the Writings, and the Recordings. New York: Greenwood Press, 1986. 409 p.
Sitsky L. Busoni and the Piano: The Works, the Writings, and the Recordings. New York, Greenwood Press, 1986, 409 p. (In Engl.).
19. Stuckenschmidt H. H. Ferruccio Busoni; chronicle of a European. New York: St. Martin’s Press, 1972. 223 p.
Stuckenschmidt H. H. Ferruccio Busoni; chronicle of a European. New York, St. Martin’s Press, 1972, 223 p. (In Engl.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011