Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_39
- eLIBRARY ID
- 67996956
Славянский, и в первую очередь чешский, фольклор был хорошо известен Дворжаку: первое знакомство с народными мелодиями состоялось ещё в раннем детстве Антонина, когда он слушал игру своего отца на цитре. Немного позже музыкальным развитием юного композитора занимался Йозеф Шпиц — чешский кантор. Он содействовал тому, чтобы Дворжак учился не только на классических музыкальных образцах, но и на народных: учителя-канторы в то время вели обучение по «шпаличкам» — книжечкам, в которых с особым трепетом и осторожностью хранились народные предания, сказания, песни [См.: 1. С. 11–12].
Список литературы
1. Егорова В. Н. Антонин Дворжак. М.: Музыка, 1997. 616 с.
Egorova V. N. Antonin Dvorzhak [Antonin Dvorak]. Moscow, Muzyka, 1997, 616 p. (In Russ.).
2. История зарубежной музыки. Вып. 4: Вторая половина XIX века / М. С. Друскин; Ленингр. ордена Ленина гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. Кафедра истории музыки. 6-е изд., испр. и доп. М.: Музгиз, 1963. 582 с.
Istoriya zarubezhnoj muzyki. Vyp. 4: Vtoraya polovina XIX veka [The history of foreign music. Is. 4: The second half of the 19 century]. Ed. M. S. Druskin; Leningradskaya konservatoriya. Kafedra istorii muzyki. 6th ed. Moscow, Muzgiz, 1963, 582 p. (In Russ.).
3. История Чехии / Ред. В. И. Пичет. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1947. 260 с.
Istoriya Chekhii [History of the Czech Republic]. Ed. V. I. Pichet. Moscow, Gos. izd-vo polit. lit., 1947, 260 p. (In Russ.).
4. Киселёв В. А. А. Дворжак в русской периодической печати (1880-1904). Библиография // Антонин Дворжак: Сборник статей / Сост. и общ. ред. Л. С. Гинзбурга. М.: Музыка, 1967. С. 226-254.
Kiseljov V. A. A. Dvorzhak v russkoj periodicheskoj pechati (1880-1904). Bibliografiya [A. Dvorak in the Russian periodical press (1880-1904). Bibliography]. Antonin Dvorzhak: Sbornik statei. Ed. L. S. Ginzburg. Moscow, Muzyka, 1967, pp. 226-254. (In Russ.).
5. Фельдгун Г. Г. История смычкового искусства от истоков до 70-х годов XX века: лекционный курс для студентов оркестрового факультета музыкальных вузов. Новосибирск: НГК им. М. И. Глинки, 2006. 498 с. EDN: QQKTKD
Fel’dgun G. G. Istoriya smychkovogo iskusstva ot istokov do 70-h godov XX veka: lekcionnyj kurs dlya studentov orkestrovogo fakul’teta muzykal’nyh vuzov [The history of bowed art from the origins to the 70s of the 20 century: a lecture course for students of the orchestral Faculty of music universities]. Novosibirsk, Novosibirskaya konservatoriya, 2006, 498 p. (In Russ.).
6. Beckerman M. The Master’s Little Joke: Antonín Dvořák and the Mask of Nation // Dvořák and His World / Ed. by M. Beckerman. Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 134-154.
Beckerman M. The Master’s Little Joke: Antonín Dvořák and the Mask of Nation. Dvořák and His World. Ed. M. Beckerman. Princeton, Princeton University Press, 1993, pp. 134-154. (In Engl.).
7. Beveridge D. Antonin Dvorak and the Concept of Czechness // Clavibus unitis. 2018. № 7(1). P. 11-26.
Beveridge D. Antonin Dvorak and the Concept of Czechness. Clavibus unitis. 2018, no. 7(1), pp. 11-26. (In Engl.).
8. Botstein L. Reversing the Critical Tradition: Innovation, Modernity, and Ideology in the Work and Career of Antonín Dvořák // Dvořák and His World / Ed. by M. Beckerman. Princeton: Princeton University Press, 1993. P. 11-55.
Botstein L. Reversing the Critical Tradition: Innovation, Modernity, and Ideology in the Work and Career of Antonín Dvořák. Dvořák and His World. Ed. M. Beckerman. Princeton, Princeton University Press, 1993, pp. 11-55. (In Engl.).
9. Nedbal O. Drobne vzpominky na Dvoraka [Little memories of Dvorak] // Hudebni revue. 1911. IV/8-9. P. 481-484.
Nedbal O. Drobne vzpominky na Dvoraka [Little memories of Dvorak]. Hudebni revue. 1911, IV/8-9, pp. 481-484. (In Slovak).
10. Pry P. Rozhovor s Antonínem Dvořákem [A conversation with Antonin Dvorak]. Режим доступа: http://www.antonin-dvorak.cz/ruzne/dvorak-o-sobe/1 (Дата обращения: 23 марта 2024).
Pry P. Rozhovor s Antonínem Dvořákem [A conversation with Antonin Dvorak]. Available at: http://www.antonin-dvorak.cz/ruzne/dvorak-o-sobe/1 (Accessed: 23 march 2024). (In Czech).
11. Riley M., Smith A. Nation and Classical Music: From Handel to Copland. Woodbridge: The Boydell Press, 2016. 256 p.
Riley M., Smith A. Nation and Classical Music: From Handel to Copland. Woodbridge, The Boydell Press, 2016, 256 p. (In Engl.).
12. Šourek O. Antonín Dvořák: letters and reminiscences. Prague: Artia, 1954. 234 p.
Šourek O. Antonín Dvořák: letters and reminiscences. Prague, Artia, 1954, 234 p. (In Czech).
13. Московской консерватории им. Чайковского.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011